Новости

Апрель в Оренбурге традиционно месяц благоустройства и озеленения. Традиционно до майских праздников в городе проходят уборка мусора и прошлогодней листвы в парках, скверах и других общественных территориях, смета с городских магистралей, ремонт и восстановление малых архитектурных форм, посадка цветов, деревьев и кустарников, подготовка клумб и цветников, ликвидация несанкционированных свалок, помывка остановочных павильонов и многое другое.

24 апреля

Об этом свидетельствует статистика, представленная городским управлением ЗАГС. С 15 по 21 апреля 77 пар официально зарегистрировали отношения, 56 пар, напротив, оформили развод.

23 апреля

22 апреля комиссия, в состав которой вошли начальник управления пассажирского транспорта администрации Оренбурга Игорь Тейковцев, председатель правления Оренбургского некоммерческого союза садоводов Галина Дроздова, представители управлений пассажирского транспорта, капитального строительства администрации города, МКП «ОПП», перевозчики, проехала и оценила состояние автомобильных дорог, ведущих к дачным массивам.

23 апреля

23 апреля, первый заместитель Главы города Алексей Кудинов провел очередное совещание по вопросу централизованного вывоза мусора из домов, пострадавших от паводка. В совещании приняли участие директор регионального оператора по вывозу мусора ООО «Природа» Петр Александрович, заместитель директора регоператора по правовым вопросам Дмитрий Цветков, первые заместители глав Южного и Северного округов Оренбурга Евгений Швецов и Артем Учкин, начальник управления охраны окружающей среды администрации города Анна Зацепина.

23 апреля

В рамках весеннего месячника по благоустройству и озеленению рабочие зеленого хозяйства МКУ «БиОз» завершили посадку цветов в парке им. Перовского на улице Цвиллинга. Сегодня, 22 апреля, к посадкам приступили в сквере у Дома Советов. Клумбы у фонтана здесь украшают кустами белых и красных роз разных сортов.

22 апреля




Накануне Крещения

+++++
Накануне Крещения

Константин Копылов

Об истории и традициях некоторых православных праздников января в нашей постоянной рубрике рассказывает проректор по учебной работе Оренбургской духовной семинарии отец Алексей (Колыванов).

Святки
После встречи Нового года у россиян начинаются Святки, особые праздники зимы. Название «Святки» произошло от глагола «святить». Православные христиане в этот период святят (прославляют) Иисуса Христа. Святки знаменательны своими народными традициями и обычаями. На Святки люди ходят в храмы на богослужения, совершают таинство причащения. В эти дни принято проявлять милосердие: посещать больницы и детские дома, подавать милостыню малоимущим, делать благотворительные взносы. Для молодёжи этот период ассоциируется с народными гуляньями.
Церковь категорически запрещает ворожить и узнавать свое будущее, но девушкам всегда хочется узнать, выйдут они замуж в будущем году или нет. Также интересно узнать, каким будет наступающий год – благополучным или нет? Традиция святочных гаданий и обрядов существует на Руси очень давно.
На Святки хозяйки пекут пироги и закладывают в некоторые из них монетки. Кому попадётся монетка, тому и быть богатым.
Традиция празднования Святок уходит корнями в такую глубокую древность, что от тех времён не осталось даже устных преданий. Когда князь Владимир сбрасывал в Днепр языческих идолов, обычаю уже было лет 500. И даже когда Рюрик основывал Новгород, святки были уже немолоды.
Сотрудники Русского этнографического музея утверждают, что в дохристианской Руси Святки связывали с именем бога Святовита. Что это за бог и почему ему выделили особый двухнедельный праздник, учёные спорят до сих пор. Предполагают, что «Святовит» –
просто одно из имён верховного бога Перуна. Как бы там ни было, славяне всячески старались этого бога ублажить, в первую очередь затем, чтобы он послал обильный урожай. На Святки Святовиту полагалось оставить немного праздничной еды, которую специально для него бросали в печь. Славяне верили, что в начале зимы духи богов и души предков спускаются на землю, и в этот момент у них можно «выпросить» и обильный урожай, и пригожего мужа, и денег, и вообще всё, что угодно.
Христианская традиция празднования Святок также известна с древности. Ещё в IV веке греческие христиане отдыхали, веселились и сугубо праздновали две недели после Рождества (по одной из версий, слово «святки» произошло от глагола «святить», так как на Святки народ «святит», то есть прославляет Христа и Рождение Христа). Особое внимание уделялось тому, чтобы радостное настроение было у всех: бедняков, рабов, заключённых. В Византии стало обычаем на Святки приносить еду и подарки в тюрьмы и больницы, помогать бедным. Упоминания о Святках как об особом послерождественском торжестве мы встречаем у Амвросия Медиоланского, Григория Нисского и Ефрема Сирина.
С пришествием христианства Святки на Руси тоже начали наполняться новым смыслом. Тем не менее отношение Русской церкви к святочным гуляньям всегда было неоднозначным. Многие иерархи высказывались не только против гаданий, но и против колядования и обычая «рядиться» на основании постановления VI Вселенского собора, которое гласит: «Прибегающие к волшебникам или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, да подлежат правилу шестилетней епитимьи (т. е. на шесть лет отстраняются от Причастия)… пляски и обряды, совершаемые по старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок». Тогда сторонники Святок придумали остроумное «решение» проблемы: на Крещение во льду реки или озера делали прорубь в форме креста, и всё население деревни окуналось в неё, смывая с себя грехи.
Со временем религиозный смысл языческих традиций окончательно забылся, и Святки стали временем, когда народ сугубо славит Рождество и милосердие Господа, пославшего на Землю Иисуса Христа. От древних дохристианских Святок осталось лишь зимнее, чисто русское неуёмное веселье.
Любимое народное развлечение на Святки – рядиться и колядовать. На Руси, а затем и в Российской империи молодёжь в святочные вечера собиралась вместе, переодевалась в зверей или мифологических персонажей вроде Иванушки-дурачка и шла колядовать по деревне или городу. Кстати, это одна из немногих святочных традиций, которые выжили в послепетровскую эпоху, несмотря на то что большая часть населения переместилась в города. Главным персонажем среди колядующих всегда был медведь. Им старались одеть самого толстого парня деревни или околотка. Ряженые заходили поочередно в каждую избу, где горел свет. Подростки и дети пели рождественский тропарь, духовные песни, колядки.

Крещение Господне
Один из 12 главных христианских праздников. Согласно Евангелию, в этот день Иисус Христос крестился в реке Иордан. В народных традициях в Крещение завершаются Святки.
– О событиях Крещения Господня мы узнаём из Евангелий. О жизни Иисуса Христа до 30-летнего возраста нам почти ничего неизвестно. Началу Его общественного служения предшествовала проповедь пророка Иоанна, называемого поэтому Предтечей. Ещё до своего рождения великий Пророк и проповедник Иоанн приветствовал Господа: «Взыграся младенец во чреве ея», – говорит евангелист Лука о встрече Богородицы с её родственницей Елизаветой после Благовещения.
Иоанн Предтеча был на полгода старше Иисуса Христа. Предание говорит о том, что во время избиения младенцев Иродом Елизавета скрылась со своим сыном Иоанном в пустыне, а его отец, первосвященник Захария, был убит в храме, поскольку не выдал своего сына воинам Ирода. В память об этом в каждом православном храме из Алтаря, через Царские врата на амвон и вниз по ступеням, расстилается красная ковровая дорожка как символ пролитой крови праведника. Праздник Богоявления Господня известен уже во II–III веках. Тогда одновременно праздновали Рождество Христово и Его Крещение. Начиная с IV века Рождество Христово празднуется 25 декабря, а 6 января – Крещение Господне. Второе название праздника, Богоявление, указывает на явление Троицы. Когда Господь Иисус Христос выходил из вод Иордана, все присутствовавшие слышали голос Бога Отца и видели, как Дух Святой сошёл в виде голубя. Празднику Крещения Господня, как и Рождеству Христову, предшествует Сочельник – день строгого поста. Если Сочельник совпадает с воскресеньем, то Царские часы переносятся на предшествующую пятницу, а Литургия Василия Великого совершается в сам день праздника.
Иоанн Предтеча (т. е. идущий впереди) проповедовал в пустыне Иудейской, подготавливая людей к принятию учения Господа Иисуса Христа. «Покайтесь, – говорил он пришедшим людям, – приблизилось Царствие Небесное!» Множество народа приходили слушать его проповедь, каялись в своих грехах и принимали крещение в водах Иордана. Иисус Христос пришёл из Галилеи к Иоанну, прося крещения.
Праздничные службы на Богоявление продолжаются несколько дней: накануне – навечерие («сочельник»), затем сам праздник Крещения, на третий день совершается служба собору Иоанна Предтечи. Тексты богослужений содержат в себе не только рассказ о событиях праздника, но и объяснение его значения, а также воспоминание всех прообразов, предсказаний и пророчеств. Так, прообразом Крещения Господа во Иордане было разделение речных вод, которое совершил пророк Елисей милотью (одеждой) пророка Илии. О Крещении пророчествовал Исаия: «Измыйтеся, и чисти будете» (Ис. 1, 16-20). Псалмы царя Давида, в которых содержатся пророчества о Крещении Господа, также читаются за праздничной службой.
В древности на праздник Богоявления Господня совершалось крещение оглашенных, долгое время готовившихся к принятию Таинства. Об этом обычае напоминают многие моменты службы: большее, чем обычно, количество паремий, отрывков из пророческих и повествовательных книг Ветхого Завета, во время чтения которых совершалось Таинство крещения, пение «Елицы во Христа крестистеся…» и даже само освящение воды.
Служба празднику Крещения совершается особенно торжественно, в древности она продолжалась всю ночь, – рассказывает проректор по учебной работе Оренбургской духовной семинарии отец Алексей (Колыванов).
В праздник Крещения Господня совершается два водоосвящения. Одно совершается в навечерие праздника в воспоминание Крещения Господня, а другое – в сам праздник. Обычно освящение воды совершается в центре храма, но в некоторых приходах, преимущественно сельских, сохранился обычай ходить на ближайший водоём, где заранее подготовлена прорубь – «иордань». Обычай освящения воды в день Крещения был известен уже в III веке.
– Вода, освящённая накануне Богоявления, называется Великой, ею можно кропить во всех, даже нечистых местах дома и хозяйства. Её разрешается пить даже после вкушения пищи. Но Устав повелевает использовать её в течение ограниченного времени – три часа после освящения или, за дальностью пути, – один час после приезда. После этого времени Великую воду употреблять для каких-либо нужд строго воспрещается. Более того, если она случайно прольётся, это место следует выжечь или вырубить, чтобы не попирать его ногами (как и в том случае, если пролилось Причастие). Великой водой издавна причащают тех, кто отлучён от причастия Тела и Крови Христовых по причине каких-либо грехов.
Вода, освящённая в день праздника Богоявления, благоговейно хранится христианами. Её пьют только натощак, после совершения утренних молитв.
Существует ошибочное мнение, что в праздник Богоявления Господня вся вода в реках, озёрах и даже в водопроводных кранах становится святой. Это не так! Святой вода становится только после совершения церковного чина, определённых Уставом действий и молитв священника, – рассказал отец Алексей (Колыванов).

Фото с kp.ru

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.