Новости

По информации городского управления пассажирского транспорта, автобусы начнут курсировать до дач и обратно со вторника, 30 апреля. Соответствующее постановление подписано Главой Оренбурга Сергеем Салминым.

27 апреля

27 апреля, по всей стране проводится Всероссийский субботник в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда», инициированного Президентом России Владимиром Путиным.

27 апреля

В Оренбурге приступили к наведению санитарного порядка после прохождения паводка. Для удобства жителей организованы дополнительные площадки временного складирования мебели, предметов быта, пришедших в негодность в результате паводка, и мусора, в том числе крупногабаритного.

26 апреля

В работах задействованы сотрудники МЧС России. При помощи мобильных комплексов спецобработки они дезинфицируют улицы, детские площадки, придомовые и другие территории Оренбурга, попавшие в зону подтопления. Всего специалистами продезинфицировано более 70 домов и придомовых участков и более 752 тысяч квадратных метров площади (это придомовые площадки и скверы, дороги, тротуары и иные территории).

26 апреля

Массовая акция по наведению чистоты состоялась в областном центре сегодня, 26 апреля, в рамках весеннего месячника благоустройства и озеленения.

26 апреля




Работают криминалисты

+++++
Работают криминалисты

Константин Копылов

О работе эксперта-криминалиста обычно знают немного: их либо путают с судмедэкспертами, либо романтизируют благодаря кино. Мы поговорили с экспертом-криминалистом третьего отделения ЭКО МУ МВД России «Оренбургское» старшим лейтенантом полиции Ириной Комлевой о том, как обстоят дела на самом деле.

Ирина Вячеславовна в должности эксперта-криминалиста работает около пяти лет, до этого у неё за плечами была учёба в вузе. В её профессиональном выборе большую роль сыграли родители, которые также служили в полиции. Поэтому Ирину можно смело назвать продолжателем семейной профессиональной династии.

Из профдинастии
– Ирина Вячеславовна, в начале нашего интервью несколько слов о Вашем профессиональном выборе?
– Любовь к криминалистике у меня появилась ещё во время обучения в вузе, преподаватель настолько хорошо вела этот предмет, что у меня к ней зародился не просто интерес, а настоящая любовь. Служить в полиции собиралась изначально в силу того, что у меня родители работают в полиции, поэтому другие варианты профессий не рассматривала. Сам процесс работы в правоохранительных органах у меня был перед глазами с детства, поэтому это тоже повлияло на мой выбор. А интерес к криминалистике ещё больше закрепил желание посвятить себя этой сфере. Я считаю, что в работе эксперта-криминалиста есть возможность для того, чтобы проявить себя с творческой стороны. Здесь работаешь не только по инструкции, но и нужно использовать логику, обязательно иметь аналитический склад ума. Этот момент также повлиял на мой выбор.
– Из чего состоят сейчас Ваши профессиональные обязанности как эксперта-криминалиста?
– Самая главная задача в моей работе – это осмотр места происшествия, на который осуществляется выезд в составе следственно-оперативной группы (СОГ). В ходе работы моя задача заключается в осуществлении содействия в обнаружении и изъятии следов преступления. При этом хочу отметить, что в первые моменты после совершённого преступления имеет большое значение работа эксперта, на него ложится самая главная задача по отработке места происшествия. Ведь результаты работы криминалистов оказывают непосредственную помощь в раскрытии того или иного преступления. Все мы люди, в том числе и те, кто совершает преступления, поэтому все мы так или иначе в результате деятельности оставляем после себя следы. Их своевременное изучение и исследование – это 50 процентов вероятности того, что преступление будет раскрыто.
– Насколько современные преступники заботятся о том, чтобы скрыть следы на месте совершения преступления?
– Сейчас преступники, особенно те, которые совершают преступления, ставшие резонансными, в этом плане очень подкованы. Это связано скорее всего с доступом информации в СМИ, Интернете. Поэтому, скрывая свои следы, они очень изощряются в этом. К тому же им на помощь приходят современные технологии. К примеру, то же вскрытие замков уже может производиться при помощи электронных средств. Из таких интересных моментов по сокрытию следов можно привести пример, когда преступники, чтобы скрыть следы от обуви, надевали на ботинки носки, чтобы не остались отпечатки протекторов. Но при этом хотела бы отметить, что криминалистика тоже не стоит на месте, та же трасология (криминалистическое учение о следах, один из центральных разделов криминалистической техники, в котором изучаются теоретические основы и закономерности возникновения следов) постоянно совершенствуется в своих методах. Поэтому в своей работе мы стараемся использовать современные методы как при изъятии следов, так и при их исследовании. Помогает в нашей работе и современная техника, те же электронные микроскопы и т.д.
– А что в криминалистике осталось неизменным?
– Я думаю, что так однозначно ответить на Ваш вопрос невозможно, скажу, что мы применяем в своих исследованиях как старые методы, так и те, которые появились сравнительно недавно. Из старых действенных методов – это, конечно, способы выявления следов рук, применяемые в дактилоскопии (способ опознания человека по следам пальцев рук, основанный на неповторимости рисунка папиллярных линий кожи). Эти методы можно отнести к классическим. В то же время из новых сейчас широко используется криминалистами геномная регистрация (ДНК-регистрация). Она является новым видом криминалистической регистрации. Это эффективный инструмент, использующийся для раскрытия преступлений, в том числе прошлых лет.

Нет преступлений без следов
– Ирина Вячеславовна, может ли преступник совершить преступление, не оставив следы?
– Однозначно нет. Конечно, преступник может попытаться замести следы, но криминалисты даже при уничтожении или попытке уничтожения следов изыскивают методы для того, чтобы восстановить эти следы, изъять их и установить лицо, оставившее их.
– Вам интересно работать на месте преступления, где тщательно заметались следы, или там, где преступники были в этом плане безалаберными?
– У каждого случая из тех, которые Вы обозначили, имеются свои аспекты и особенности. Для меня любой из этих случаев интересен. В любом случае при осмотре места происшествия наша первоначальная цель – это понять, как себя вёл преступник, как он спланировал совершение преступления или, наоборот, не было планов, каким образом он проник в это помещение, как было совершено данное преступление, его пути подхода и отхода. Поэтому могу сказать, что для меня разницы нет.
– Как долго сохраняются следы на месте происшествия?
– Сроки сохранения следов, конечно, существуют, и они для различных видов разные. При этом самое главное в нашей работе – это их сохранность. Отмечу, что это самая главная проблема в работе экспертов-криминалистов. К примеру, совершена квартирная кража, потерпевшие, обнаружив это, вызывают полицию и до её приезда стараются навести порядок в квартире, тем самым уничтожая следы преступления и нарушая следовую обстановку.
– Если можно, приведите пример из Вашей практики, когда именно Ваша работа оказала существенное влияние на раскрытие преступления?
– Расскажу об одном из последних случаев. Я выезжала в составе СОГ на место происшествия, оно было на территории садового массива. В одном из домовладений была совершена кража имущества из хозпостройки. По прибытии на место нами было установлено, что подобные кражи были совершены и на других дачных участках. Установлено это было с помощью того, что мы проследовали по следам, которые оставили преступники. Мы сравнили следы и установили, что они идентичны друг другу, соответственно, пришли к выводу, что это серия краж. При отработке следов на месте преступления мы выяснили пути отхода и подхода. Выяснили, что были они на транспортном средстве, также обнаружили и изъяли окурки, пачку от сигарет. На пачке мы обнаружили след отпечатка пальца руки. Далее мы провели его исследование и установили личность преступника по базе автоматизированной дактилоскопической информационной системы АДИС «Папилон». Таким образом, благодаря следам была раскрыта серия преступлений.
– Какой момент или этап в Вашей работе нравится больше всего?
– Как я уже говорила выше, для меня больше всего в моей работе интересен творческий подход. Его можно проявить и на изъятии следов, и при проведении экспертизы. Творчество есть и в описании следов преступлений, когда эксперту необходимо найти сопоставление с обычной терминологией в нашей жизни. К примеру, результаты экспертизы будут читать судьи и иные участники дела, а они не всегда знакомы с нашей профессиональной терминологией, поэтому требуется описать те или иные следы так, чтобы описание было понятно человеку, не знающему специальные термины.
– Что Вам приносит удовлетворение в работе?
– Момент, когда преступление благодаря нашей работе раскрывается. Меня это очень стимулирует.
– Работа криминалиста каким-то образом влияет на Вашу обычную жизнь?
– Думаю, что да. В первые годы моей работы криминалистом я замечала за собой, что обращаю внимание на встреченные следы, понимая, куда пошёл человек, оставивший их, или куда поехала машина, также основываясь на оставленных следах. Замечаю мелочи, которые, наверное, обычные люди не замечают вокруг себя. К тому же у меня появилась любовь к изучению папиллярных узоров пальцев рук, которые у каждого человека неповторимы.
– Как отвлекаетесь от рабочих будней?
– В этом мне помогает, конечно, моя семья, а также хобби. Увлечена рисованием, вязанием, кулинарией. Кроме того, занимаюсь активными видами спорта.
– Есть у Вас кумиры, на кого Вы равняетесь, с кого берёте пример?
– Для меня таковыми являются литературные персонажи из детективов – Шерлок Холмс и Эркюль Пуаро. А что касается реальных людей, то в своей профессиональной деятельности стараюсь брать пример с начальника ЭКЦ УВМД России по Оренбургской области полковника полиции Елены Алексеевны Шапуленковой. Она также когда-то работала в нашем отделе и в своё время была моим учителем и наставником.
– В заключение, что бы Вы пожелали коллегам в их профессиональный праздник, а также женщинам накануне 8 Марта?
– Коллегам желаю больше раскрытий и идентификаций, а также спокойных дежурств, понимающих руководителей и надёжного тыла. А всем женщинам, конечно же, желаю, прежде всего быть любимыми, крепкого здоровья, счастья и благополучия.

Справка
Ежегодно 1 марта, в соответствии с приказом МВД России от 24 ноября 2008 года №1010, отмечается профессиональный праздник сотрудников всех экспертно-криминалистических подразделений Министерства внутренних дел России – День экспертно-криминалистической службы системы МВД РФ. Именно 1 марта 1919 года в системе уголовного розыска России был создан Кабинет судебной экспертизы – первое экспертное подразделение в органах внутренних дел России. Тогда оно называлось Центророзыск.

Фото Александра Чердинцева

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.