Новости

Апрель в Оренбурге традиционно месяц благоустройства и озеленения. Традиционно до майских праздников в городе проходят уборка мусора и прошлогодней листвы в парках, скверах и других общественных территориях, смета с городских магистралей, ремонт и восстановление малых архитектурных форм, посадка цветов, деревьев и кустарников, подготовка клумб и цветников, ликвидация несанкционированных свалок, помывка остановочных павильонов и многое другое.

24 апреля

Об этом свидетельствует статистика, представленная городским управлением ЗАГС. С 15 по 21 апреля 77 пар официально зарегистрировали отношения, 56 пар, напротив, оформили развод.

23 апреля

22 апреля комиссия, в состав которой вошли начальник управления пассажирского транспорта администрации Оренбурга Игорь Тейковцев, председатель правления Оренбургского некоммерческого союза садоводов Галина Дроздова, представители управлений пассажирского транспорта, капитального строительства администрации города, МКП «ОПП», перевозчики, проехала и оценила состояние автомобильных дорог, ведущих к дачным массивам.

23 апреля

23 апреля, первый заместитель Главы города Алексей Кудинов провел очередное совещание по вопросу централизованного вывоза мусора из домов, пострадавших от паводка. В совещании приняли участие директор регионального оператора по вывозу мусора ООО «Природа» Петр Александрович, заместитель директора регоператора по правовым вопросам Дмитрий Цветков, первые заместители глав Южного и Северного округов Оренбурга Евгений Швецов и Артем Учкин, начальник управления охраны окружающей среды администрации города Анна Зацепина.

23 апреля

В рамках весеннего месячника по благоустройству и озеленению рабочие зеленого хозяйства МКУ «БиОз» завершили посадку цветов в парке им. Перовского на улице Цвиллинга. Сегодня, 22 апреля, к посадкам приступили в сквере у Дома Советов. Клумбы у фонтана здесь украшают кустами белых и красных роз разных сортов.

22 апреля




Святыни Оренбуржья

-----
Святыни Оренбуржья Святыни Оренбуржья Святыни Оренбуржья

Из книги Владимира Баклыкова «Святые оренбургские места» (Продолжение. Начало в №№21 и 22)

Преосвященный Митрофан (Вицинский) пробыл на кафедре около 13 лет (1866-1879). Осанистый и по характеру благостный, владыка Митрофан находился в добрых отношениях с генерал-губернатором
Н. Крыжановским, что имело значение для успеха некоторых церковных начинаний. При нём в 1875 году был открыт Миссионерский комитет, Оренбургский свечной завод (1877) и Челябинский (1879), соединённые в один епархиальный в 1897 году. Разрешена постройка семинарии с ясно выраженными миссионерскими задачами, для чего в ней преподавались татарский и арабский языки и история с глубоким изучением ислама. При нём же с 1873 года начали издаваться «Оренбургские епархиальные ведомости».
Миссионерские нужды епархии удовлетворялись двумя учреждениями – комитетом Православного Миссионерского Общества, открытым 21 ноября 1875 года по предложению председателя Миссионерского Общества митрополита Московского святителя Иннокентия (Попова-Вениаминова), и Михайло-Архангельским братством, открытым 8 ноября 1886 года по инициативе епископа Оренбургского и Уральского Макария (Троицкого). Братство преследовало, помимо миссионерских целей, задачи просветительные и благотворительные. Миссионерские цели у комитета и братства достигались главным образом через устройство школ в православно-инородческих приходах в духе начал, положенных известным ревнителем инородческого просвещения Н.И. Ильминским с преподаванием предметов и совершением богослужений на природном инородческом языке. Таких школ на начало XX века у комитета имелось девять, а у Михайло-Архангельского братства – тринадцать.
Для заведывания делами противораскольнической миссии при Михайло-Архангельском братстве в мае 1893 года был учреждён особый Миссионерский комитет. Непосредственное ведение миссионерской проповеди и производство публичных бесед с раскольниками и сектантами входили в обязанности миссионеров – епархиального и трёх окружных.
В январе 1894 года в городе Оренбурге был открыт отдел Императорского Палестинского общества, учреждённого в 1882 году с целью оказывать покровительство и помощь русским паломникам, направлявшимся на поклонение к святым местам в Палестину и на Святую Гору Афон, содействовать вообще делу Православия в Палестине.
Деятельность отдела была направлена главным образом к возможно более широкому распространению среди православного населения Оренбургской епархии сведений о Святой Земле и Палестине.
Со времени образования Оренбургской и Уральской епархии Спасо-Преображенский собор имел статус кафедрального. Он считался летним. К нему был приписан зимний Введенский собор. 11 ноября 1873 года оренбуржцы отмечали 100-летие со дня смерти первого оренбургского губернатора И.И. Неплюева. Тогдашний оренбургский генерал-губернатор Н.А. Крыжановский предложил почтить его память постройкой нового собора, для чего открыл подписку и первым пожертвовал от себя 500 рублей. Но для строительства большого храма местных пожертвований вряд ли хватило бы. Поэтому 9 августа 1874 года было получено императорское разрешение на повсеместный сбор по России на сооружение соборного храма в Оренбурге. Собор в честь Казанской иконы Божией Матери был заложен в День Рождества Пресвятой Богородицы 8 сентября 1886 года (старого стиля) на Александровской площади (где раньше был Сакмарский рынок) Оренбургским епископом Макарием (Троицким), который правил епархией с 1886 по 1895 год. Через девять лет, 19 октября 1895 года, он же освятил уже построенный прекрасный храм. Новый собор был, бесспорно, украшением Оренбурга и, как тогда писали, «являлся выдающимся из построек этого рода и мог бы занять себе место в числе лучших столичных храмов».
Епископ Макарий пользовался любовью паствы за свою общедоступность, обходительность и сердечную мягкость в обращении. Проповеди его отличались теплотою чувства и мастерством изложения. Он также писал стихи духовного содержания. Воплощая христианский дух правды и любви Божией всей своей личностью, Макарий самой жизнью оправдывал и подтверждал своё высокое служение и исповедание Христовой истины. Юношески воодушевлённый, с устремлённым как бы в потусторонний светлый мир взором, всходил он на церковный амвон, откуда затем лилась сильная и пламенная живая речь, иногда сопровождавшаяся слезами умиления, способная убедить и возбудить чувства покаяния, благодарности Богу, твёрдой надежды и чистой духовной радости.
Преосвященный был от природы чужд всякого формализма. Он видел в каждом прежде всего человека, а в священнике – ещё и служителя Божия. Он обладал тем драгоценным качеством характера, которое свойственно далеко не многим, а именно – верой в человека, в лучшие стороны его души, в возможность исправления даже закоренелого во зле и огрубевшего сердца. Архиерей знал и ценил силу христианской любви, она открывала ему тайну живого пастырского воздействия на души людей. Он почти никогда не прибегал к строгим мерам устрашения по отношению к неисправным, а старался влиять на них путём увещания и убеждения, пытаясь возбудить в виновном поворот к новым, лучшим мыслям и чувствам и укрепить немощную волю. И любовь часто, действительно, творила чудеса! Находились, конечно, люди, злоупотреблявшие добротой Владыки, но они не могли поколебать его настроения.
Путешествия Макария по обзору церквей епархии были как бы апостольские путешествия с просветительной целью, сближавшие архипастыря с вверенными его духовному попечению народом и пастырями. Таков был светлый облик епископа Макария.
По данным переписи населения, проведённой в 1897 году, жителей в Оренбургской губернии насчитывалось 1600145 человек; из них русские составляли основную массу населения (1 миллион 170 тысяч), за ними следовали башкиры (255 тысяч), татары (93), мордва (38), тептяри (17 тысяч). Остальное население представляли мещеряки, чуваши, киргизы, немцы, евреи и другие. Православных в епархии насчитывалось 1 миллион 175 тысяч, магометан (башкиры, татары и др.) – 366 тысяч, староверов (чаще их называли раскольниками) – 50 тысяч. Но последняя цифра противоречит данным, опубликованным в «Оренбургских епархиальных ведомостях» за 1898 год, согласно которым число раскольников в Оренбургской губернии достигало 95347 человек (по России – 1405000), а сектантов – 6795 человек. По количеству раскольников и сектантов Оренбургская губерния стояла на втором месте после Донской (118000 раскольников и 2000 сектантов). На 1907 год в пределах Оренбургской епархии числились 701 церковь, 194 часовни, 87 молитвенных домов, всего храмов – 981.
7 ноября 1908 года император Николай II утвердил доклад Святейшего Синода об изъятии Уральской области в церковном отношении из ведения Оренбургской и Уральской епархии с присоединением её к Самарской епархии. Оренбургская и Уральская епархия стала именоваться Оренбургской и Тургайской.
Мужских монастырей в епархии к 15 марта 1914 года было всего три. Кроме того, к архиерейскому дому в качестве заштатного был приписан Оренбургский Богодуховский монастырь, основанный для противодействия расколу в пяти верстах от губернского города.
В Успенско-Макарьевском второклассном общежительном монастыре, учреждённом в 1895 году на средства Г.Н. и А.Г. Мещериковых близ села Подгородняя Покровка Оренбургского уезда (ныне посёлок Зауральный), монашествующих было 17 душ, послушников – 20.
В Свято-Николаевском монастыре Оренбургского уезда проживали 12 монашествующих и 36 послушников.
Свято-Николаевский монастырь в Троицком уезде имел 4 человека монашествующих и 28 послушников.
Согласно ведомости о мужских монастырях и монашествующих по Оренбургской епархии за 1914 год, в 1914 году число монастырей пополнилось Георгиевским монастырём Челябинского уезда, где проживал лишь один монах и шестеро послушников.
Женских монастырей к 15 марта 1914 года числилось 8. В Успенском, учреждённом в 1866 году тщанием казачьей вдовы Татьяны Алексеевны Конновой и расположенном в черте Оренбурга, было 95 монашествующих и 427 послушниц. Монастырь имел три храма: двухэтажный шестипрестольный во имя Успения Богородицы, второй с колокольней во имя Иверской иконы Божией Матери и третий на хуторе в 40 верстах от города во имя Архангела Михаила. Историки отмечают наличие в обители трех местночтимых икон Божией Матери: «Утоли моя печали», «Иверская» и редкая ныне «Козельщанская». В монастыре были живописная и чеканная мастерские, приют для девочек-сирот, церковно-приходская школа и больница для сестёр. Это был самый населённый на тот момент монастырь епархии.
Вторым по численности был Казанско-Богородицкий, учреждённый в 1851 году и находившийся в городе Троицке (в 750 верстах от Оренбурга). Здесь проживали 65 монашествующих и 228 послушниц.
В Одигитриевском Богородичном, учреждённом в 1862 году в Челябинске (950 верст от Оренбурга), насчитывалось 67 монашествующих и 287 послушниц. Основательницей была крестьянская девица Анна Максимовна Полежаева, которая первой поселилась в келии. В 26 лет вместе с тремя девицами удалилась в безлюдное пустынное место – остров на озере Чебаркуль Троицкого уезда. Прожив там полтора года в трудах и молитвах, она основала монастырь в городе Челябинске в 1854 году. Храмов было два – в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» и в честь Вознесения Господня.
В Покровском монастыре, созданном как община в 1888 году в Орске в 265 верстах от Оренбурга мещанками Арзамащевой и Шуваловой (через 10 лет утверждён как монастырь), находились 26 монашествующих и 97 послушниц.

(Продолжение в следующем номере.)

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.