Новости

По информации городского управления пассажирского транспорта, автобусы начнут курсировать до дач и обратно со вторника, 30 апреля. Соответствующее постановление подписано Главой Оренбурга Сергеем Салминым.

27 апреля

27 апреля, по всей стране проводится Всероссийский субботник в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда», инициированного Президентом России Владимиром Путиным.

27 апреля

В Оренбурге приступили к наведению санитарного порядка после прохождения паводка. Для удобства жителей организованы дополнительные площадки временного складирования мебели, предметов быта, пришедших в негодность в результате паводка, и мусора, в том числе крупногабаритного.

26 апреля

В работах задействованы сотрудники МЧС России. При помощи мобильных комплексов спецобработки они дезинфицируют улицы, детские площадки, придомовые и другие территории Оренбурга, попавшие в зону подтопления. Всего специалистами продезинфицировано более 70 домов и придомовых участков и более 752 тысяч квадратных метров площади (это придомовые площадки и скверы, дороги, тротуары и иные территории).

26 апреля

Массовая акция по наведению чистоты состоялась в областном центре сегодня, 26 апреля, в рамках весеннего месячника благоустройства и озеленения.

26 апреля




«Новой думе предлежит решить много дел серьёзных»

-----
«Новой думе предлежит решить много дел серьёзных»

Татьяна Судоргина

Тема выборов высшего органа местной власти 135 лет назад очень волновала оренбуржцев.

«Звание это не есть один лишь почёт, а есть тяжёлая служба»
В преддверии выборов новых «отцов города» на страницах «Оренбургского листка» в 1887 году опубликован своеобразный призыв к избирателям: «В мае месяце составится уже не только новая дума, но и новая управа, если не последует кассаций выборов и других помех, до которых алчущие городской службы обыкновенно большие охотники при случаях своих неудач. Дел у города бездна, и дел неотложных. Поэтому выбор добросовестных деятелей городских лежит на прямой обязанности горожан-избирателей. Ни кумовство, ни другое родство, ни интересы своекорыстия и приятельства не должны затемнить сознания долга, столь необходимого для дела городского общественного благоустройства.
Прежде всего избиратель обязан помнить, что служба городская не есть богадельня, и тунеядному бездельничеству ради приязни не должно быть места даже при замещении маловажных должностей. При выборе в гласные также следует помнить, что звание это – не есть один лишь почёт, а есть тяжёлая служба, сопряжённая, прежде всего, с исправным посещением думских заседаний. Особенно это касается избирателей первой категории (все избиратели делились на три курии: крупных, средних и мелких налогоплательщиков; каждая курия платила треть городских налогов и избирала треть членов городской думы – Т.С.), гласные которой на половину не посещают заседаний вовсе или бывают на заседаниях за все четыре года 5 – 6 раз, да и то из интересов своей партии».

«Бесполезны гласные, которые всегда и во всём «согласны»
До граждан губернского центра через периодическую печать пытались донести мысль о том, что «Закон, разделяя избирателей на категории, предоставляет каждой категории лишь право выбрать лучших людей из всех избирателей, первая же категория всегда стремится набрать комплект 24 гласных только из среды себя, хотя она, как теперь, состоит иногда из каких-нибудь 38 избирателей, из которых при том 6 – 7 – лишь представители фирм и учреждений.
Избранные ради почёта гласные не являются в думу. От этого думские заседания составляются редко, дела затягиваются, некому работать в комиссиях или же труды комиссий несут всё одни и те же лица. Само собой разумеется, что бесполезны и те гласные, которые всегда и во всём «согласны», боясь по разным причинам «сметь своё суждение иметь».
По поводу выборов и вообще городских дел здесь много толкуют о неудобствах участия в избирательных собраниях тех из деятелей городской управы, которые, быв преданы сенатом суду, или устранены уже от должностей, или подлежат устранению, но всё ещё продолжают служить (речь идёт о городском голове Николае Акимовиче Середе и членах управы, обвинённых «в преступном бездействии власти, последствием чего произошла растрата» около четырёх тысяч рублей (очень значительная по тем временам сумма: пуд мяса стоил около 2,5 рублей) – Т.С.)».

«Единодушные выборы вызывают печальные размышления»
Информируя о важном событии, корреспондент «Оренбургского листка» в мае 1887 года заявил: «Выборы городские начались неудачно. Первая категория собралась всего в числе 15 избирателей, и потому выборы не состоялись. Таким образом, первая категория должна будет собраться вновь и на этот раз избрание 24 гласных состоится, так как вторичное собрание будет считаться действительным, в каком бы числе избиратели не явились.
За то собрание по второй категории, можно сказать, удалось на славу. Правда, избирателей и по этой категории из 217 явилось всего 69, но выборы прошли дружно, даже тенденциозно, по преднамеченному плану, в духе одной только исключительной партии Толчка на главном базаре. Дружина базарных бакалейщиков, в числе полсотни сговорившихся единомышленников, явилась на выборы прямо со списком собственных кандидатов, и избрала прежде всего трёх братьев Ефимовых громадным большинством; не забыты и два тестя их господа Попков и Панкратов. Торговец с базара Баландин Иван Гаврилович избран кандидатом к гласным. Все другие кандидаты в числе 60 забаллотированы с треском, доставившим партии видимое удовольствие. Партии не понравились даже такие видные кандидаты, как А.Н. Захо, Е.И. Иванов, А.Г. Хусаинов (оренбургские предприниматели – Т.С.). Забракован и редактор нашей газеты. Если правду говорить, что тенденции избирателей направлены в сторону городского банка, городских должностей и городских подрядов, то такие единодушные выборы вызывают печальные размышления».

«Интеллигенция и враги городских неурядиц удостоились глумливой баллотировки»
Оренбургский журналист 135 лет назад возмущался: «Выборы по третьей категории тянулись четыре дня и, в сущности, были продолжением выборов по второй категории. Таким образом, первая категория кого бы ни избрала, должна остаться в меньшинстве, и дума наша должна будет принять характер в полном смысле чёрной сотни торговых людей.
Выборы по третьей категории были руководимы всё теми же вожаками, что и второй. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что интеллигенция и враги городских неурядиц удостоились особенно злорадной, даже глумливой баллотировки. Из 161 кандидата избранными оказались всего 26. В толпе заранее стакнувшихся избирателей слышались ядовитые укоризны по адресу некоторых из старых, теперь забаллотированных гласных в том смысле, что они сами виноваты: зачем дорого оценили обывательские недвижимые имущества, зачем разоряли обывателей взысканием недоимок и пеней, зачем наняли адвоката для взыскания с неплательщиков долгов…»
Сообщение о завершении избирательной кампании в оренбургскую думу было очень кратким: «Выборы городские закончены вчера (15 мая (27 мая по новому стилю) 1887 года – Т.С.) избранием гласных по первой категории, которая на сей раз собралась в числе 24 избирателей и под председательством городского головы Н.А. Середы избрала 24 гласных из 36 кандидатов».

«Нужно покончить с порядками, которые установились в управе»
Автор цикла статей «Кое о чём (беседы старожила)» на страницах «Оренбургского листка» в своём очередном повествовании о городских проблемах чуть позже писал: «Более уже трёх месяцев прошло со времени состоявшегося постановления думы об устранении их от должностей, а они сидят на своих местах и получают полное жалованье. Затем этот же персонал городской управы (исполнительный орган городского общественного управления (городской думы) – Т.С.) в полном составе отрешён от должностей по приговору суда и члены всё так же сидят себе на тех же местах и получают жалованье. Я с своей стороны могу только сказать, что они находятся в весьма интересном положении…
Мне кажется, что если обновившаяся городская дума озабочена серьёзным желанием сделать что-нибудь полезное для городского благоустройства, то она должна воспользоваться настоящим моментом, когда предстоит почти полное обновление состава городской управы. Нужно раз и навсегда покончить с тем режимом, с теми порядками, которые установились в управе. А что режим этот был крайне неудовлетворительным, тому доказательством служит обвинение судом городской управы в небрежении и бездействии. Известно так же, что и это не всё, а предстоят ещё дела, более неблаговидного свойства, чем недавно законченное. Кого же во всём этом винить? Нельзя же винить одну управу.
По-моему, во многом виновата и сама дума, её партийный разлад и мирвольное кумовство. Не даром господин Вейсберг, защищая на суде городского голову по делу о растрате городских денег, ссылался, между прочим, и на то, что со стороны городского общества, т.е. гласных думы, никогда не предъявлялось серьёзного и единодушного требования к строгости и законному исполнению дел по городской управе. Хорошо же будет благоустройство и процветание города, если каждый думский период будет заканчиваться судом, и, если у городских представителей будет только одна надежда на администрацию и на суд, чтобы избавиться от тех лиц, которые не только не оправдали доверия их, но даже злоупотребляли этим доверием».

«Для экономного и законного хода дел по городскому управлению»
Завершая свое повествование, представитель оренбургской прессы в 1887 году заявлял: «Старая дума не любила трогать своих избранников и людей порядка считала в своём неведении за врагов, не доверяя их опытности и даже бросая начатые по их предложениям дела. И вот теперь новой думе предлежит решить много дел серьёзных и не терпящих отлагательства. Припомним из них некоторые, как, например: 1) переустройство городского водопровода; 2) образование шоссейного капитала на устройство мостовых и подъездных путей к железной дороге и меновому двору; 3) устройство собственных зданий для помещения в них городских школ, перекочёвывающих ныне из одного наёмного дома в другой; 4) устройство городских скотобоен и много других, не менее важных, вроде ревизии городских отчётов.
Надо надеяться, что новая дума, наученная недавним опытом, серьёзно отнесётся к своим обязанностям и озаботится не только найти новых деятелей в управу, но и дать им указания для более правильного, экономного и законного хода дел по городскому управлению.
Новое городовое управление действует в Оренбурге шестнадцать лет. Каждый год расходовалось городских денег около четверти миллиона, итого израсходовано 4.000.000 рублей! А что же видного, заметного, полезного приобретено на эти громадные капиталы? Очень, очень мало. Мы не смогли справиться ни с учреждением реального училища, ни даже с открытием общественной библиотеки, и у нас не только нет запасных капиталов, но есть очень солидный долг».
Так было…

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.