Новости
«Большие семейные выходные» - это масштабный проект, приуроченный к Году семьи в России. Мероприятия организованы при поддержке Правительства Оренбургской области и направлены на укрепление традиционных семейных ценностей, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях, повышение авторитета родителей в семье.
В списке основных работ в городе на сегодня, 29 августа, - санитарная уборка благоустроенных пространств, покос травы, прополка и полив цветников, опиловка деревьев, покраска бордюров и другие виды работ.
27 августа заместитель Главы города Оренбурга по градостроительству, земельным вопросам и дорожному хозяйству Владимир Гирин встретился с жителями в муниципальной общественной приемной.
Накануне в музыкальную школу доставили восемь новых фортепиано - пять акустических, изготовленных на петербургской фабрике «Михаил Глинка», и три электронных, а также две виолончели и 10 банкеток.
По состоянию на 27 августа гидравлические испытания уже проведены в 2380 многоквартирных домах, что составляет 75% от общего количества МКД, а также в 258 образовательных, 18 спортивных и 15 культурных учреждениях города. Из 261 зданий объектов здравоохранения гидравлические испытания прошли в 221, а также в шести учреждениях соцзащиты. Готовность к эксплуатации котельных в зимний период на сегодняшний день составляет 62,5%.
Пограничная служба
Константин Копылов
Во вторник, 28 мая, Россия отметила День пограничника. В нашем регионе это праздник для тысяч человек. По словам самих пограничников, их воинская специальность – это образ жизни на 24 часа в сутки. А застава – вторая семья. С одним из ветеранов пограничных войск в канун праздника пообщался корреспондент «ВО».
На всю жизнь
Мусса Жайбалиев сейчас является активным участником общественного объединения ветеранов (пенсионеров) пограничной службы Оренбургской области «Пограничник Оренбуржья». А в своё время, будучи молодым человеком, он оказался на срочной службе в рядах пограничных войск КГБ СССР. Служба на рубежах некогда большой страны под названием Советский Союз наложила так или иначе отпечаток на всю его жизнь. От срочной службы на границе у Муссы Аршабаевича осталось множество чёрно-белых снимков. Их некогда было пересматривать в армейские будни. А сейчас, спустя 42 года, он с особым интересом перелистывает страницу за страницей и вспоминает те два года, когда носил зелёную фуражку.
– Родом я из села Родничный Дол Переволоцкого района. В 1980 году окончил среднюю школу и подал документы в Оренбургский автотранспортный техникум. Но перед вступительными экзаменами меня вызвали в военкомат и сказали, что осенью меня призовут в армию. При этом если я поступлю, то у меня будет отсрочка. Но военком добавил, что если у меня есть желание служить в пограничных войсках, то лучше забрать документы из техникума. Прислушался к его совету, пошёл вместе со своим товарищем, он тоже был из моего села, прошли комиссию. Отмечу, что она была очень серьёзная. После комиссии повестка пришла только мне. Призвали меня в октябре 1980-го, прям на мой день рождения. С железнодорожного вокзала нас целый эшелон под звуки оркестра отправили в Прибалтику. Конечным пунктом назначения была столица Эстонии – город Таллин. Оттуда нас на пароме переправили на остров Сааремаа в Балтийском море. Там располагался наш пограничный отряд, где в учебном пункте прошёл курс молодого бойца. После окончания меня направили в Калининград на обучение по специальности «прожекторист-киномеханик». Затем вернулся снова на остров Сааремаа, а оттуда меня перевели на пятую пограничную заставу, она находилась на острове Хийумаа. По прибытии туда меня поставили на должность стрелка-киномеханика. Через полгода к нам на заставу поставили прожектор нового образца, мощный морской прожектор, луч которого бил на расстоянии 25 километров. В итоге я стал прожектористом-наводчиком и в этой должности прослужил два года, – рассказывает Мусса Аршабаевич.
На границе
Советские пограничники несли службу на государственной границе СССР со Швецией. По словам ветерана-пограничника, нарушений было не так много, но без них не обходилось.
– Однажды ночью, а было это осенью, оператор РЛС сообщил о приближении цели в сторону нашей границы. Скорость невысокая, высота также небольшая. По команде мы оперативно включаем наш прожектор, наводим его на цель, и тут выясняется, что в качестве нарушителей были гуси. А из-за того что они летели низко, их приняли за цель. Подняли, как говорят, всех на уши, но тревога оказалась ложной.
Другой случай с нарушителем, который у меня остался в памяти, произошёл днём. На вышке наблюдение днём вели через бинокулярную морскую трубу. Она предназначена для наблюдения за наземными и воздушными целями. Часовой на вышке заметил, что летит самолёт, сообщил дежурному по заставе, тот передал сообщение об этом в отряд. Рядом с нами стояла часть ПВО, им также сообщили о низколетящем самолёте. Вскоре он пошёл на посадку, наша тревожная группа выехала к месту посадки. По прибытии увидели, что рядом с самолётом ходят местные хуторяне. Лётчик нам сопротивление не оказал, свою посадку объяснил тем, что якобы закончилось топливо. Мы его задержали, затем приехали с комендатуры и его забрали. О дальнейшей его судьбе нам ничего не известно. Самолёт какое-то время оставался у нас, затем и его эвакуировали.
Будни на заставе
А вот на заставе, по словам Муссы Аршабаевича, все пограничники жили как одна семья.
– Никакой речи не могло идти о дедовщине. На заставе вместе со мной служили семеро ребят из Оренбургской области. Остальные сослуживцы в основном были из Башкирии, также были парни из Москвы, Белгорода, Тулы. Конфликтных ситуаций не возникало, молодых, наоборот, старались учить, передавать им свой опыт. В пограничных войсках дедовщины в принципе никогда не было, во-первых, туда всегда был тщательный отбор. Во-вторых, мы ведь постоянно были с боевым оружием, поэтому какие в такой ситуации могли быть конфликты. С материком – сообщение либо на пароме, либо на вертолёте. Что касается обеспечения, то оно было на очень высоком уровне, продуктов было много и качественных. Рацион питания был у нас идеальным. Из всей службы мне больше всего нравилось ходить в дозоры. Идёшь по берегу, с одной стороны слышишь перекаты волн Балтийского моря, а с другой стороны шумит лес. Природа там, конечно, шикарная. А вот увольнительных нам не предоставляли. Раз в месяц начальник давал выходной. На заставе, конечно, были собаки, за них отвечал инструктор собак. Систематически их дрессировали, чтобы они не теряли навыки для задержания нарушителей.
Дембель у нашего героя был также осенью 1982 года. Уезжал Мусса Аршабаевич с заставы со своими земляками.
После дембеля
Вернувшись в родные края, нашему герою поступило предложение об устройстве на работу в органы внутренних дел.
– Мы ещё когда были с ребятами в Москве на вокзале, к нам подходили милиционеры и тоже предлагали пойти к ним на службу. А тут прошла неделя после дембеля, и мне пришла повестка из милиции. Меня пригласили в отдел кадров, предложили службу, поступление в юридический вуз. Но меня как-то не привлекало это направление. Хотелось работать в такой сфере, чтобы напоминало пограничную службу. Выйдя из отдела кадров, я встретил майора пожарной охраны, поговорил с ним, мне понравилось, что там надо было спасать людей, охранять имущество от пожаров. Так я поступил на службу в самостоятельную военизированную пожарную часть №2 по охране Центрального района города Оренбурга. Где прослужил 20 лет. Сейчас, несмотря на то что на пенсии, продолжаю работать в пожарно-спасательной службе – Оренбургская военизированная часть, ООО «Газпром газобезопасность», – продолжает Мусса Аршабаевич.
Кроме того, он принимает активное участие в деятельности общественного объединения ветеранов (пенсионеров) пограничной службы Оренбургской области «Пограничник Оренбуржья».
– Пограничная служба всех нас сплотила, поэтому стараюсь участвовать в ветеранском движении. Главным образом мы занимаемся воспитанием подрастающего поколения в патриотическом духе. Любовь к Родине, интерес к пограничной службе прививаю и своему внуку Дидару. Он у меня участвует в военно-спортивной игре «Зарница на границе», второй год занимает первое место. По его словам, мечтает стать пограничником. Что касается ветеранского движения, то оно у нас развивается благодаря энтузиастам, среди них Роман Анатольевич Дудниченко. Поэтому, со своей стороны, видя его старания, убеждён, что наша задача помогать и поддерживать его. Мы активно участвуем в сборе и отправке гуманитарной помощи в зону проведения СВО. Посещаем бойцов СВО, находящихся на излечении в военном госпитале, такая поддержка им очень нужна, чтобы чувствовали братство.
В День пограничника желаю молодым ребятам, которые сейчас охраняют границу в непростых условиях, выдержки и терпения. А ветеранам – самое главное, чтобы у них было крепкое здоровье, – делает вывод Мусса Жайбалиев.
Справка
28 мая в России отмечается День пограничника. В этот день в 1918 году Совет народных комиссаров (СНК) РСФСР утвердил декрет об учреждении пограничной охраны при ведомстве Народного комиссара по делам финансов. В 1958 году постановлением Совета министров СССР было принято решение о ежегодном праздновании 28 мая Дня пограничника. В современной России чествование пограничников 28 мая было продолжено указом президента РФ от 23 мая 1994 года в целях возрождения исторических традиций России и её пограничных войск.
Фото А. Чердинцева и из архива М. Жайбалиева.