Новости

По информации городского управления пассажирского транспорта, автобусы начнут курсировать до дач и обратно со вторника, 30 апреля. Соответствующее постановление подписано Главой Оренбурга Сергеем Салминым.

27 апреля

27 апреля, по всей стране проводится Всероссийский субботник в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда», инициированного Президентом России Владимиром Путиным.

27 апреля

В Оренбурге приступили к наведению санитарного порядка после прохождения паводка. Для удобства жителей организованы дополнительные площадки временного складирования мебели, предметов быта, пришедших в негодность в результате паводка, и мусора, в том числе крупногабаритного.

26 апреля

В работах задействованы сотрудники МЧС России. При помощи мобильных комплексов спецобработки они дезинфицируют улицы, детские площадки, придомовые и другие территории Оренбурга, попавшие в зону подтопления. Всего специалистами продезинфицировано более 70 домов и придомовых участков и более 752 тысяч квадратных метров площади (это придомовые площадки и скверы, дороги, тротуары и иные территории).

26 апреля

Массовая акция по наведению чистоты состоялась в областном центре сегодня, 26 апреля, в рамках весеннего месячника благоустройства и озеленения.

26 апреля




Миролюбивые землепашцы

+++++
Миролюбивые землепашцы

Дина Елманова

Из всех народов, населяющих Оренбургскую область, чувашский, пожалуй, один из самых загадочных. Их немного – менее одного процента от общего числа оренбуржцев, но это не мешает вносить им свой оттенок в пёструю палитру многонационального региона. С чего началась история чувашей, почему они предпочитают оседлую жизнь кочевой и как им удалось сохранить свою культуру? Во всём этом и постараемся разобраться далее. 

Немногочисленные, но активные
Чувашей в нашем регионе не очень много. Если судить о численности по итогам переписи 2010 года, то они составляют около 0,7%. И это соотношение вызывает сильный диссонанс с теми цифрами, которые можно увидеть в статистике по России. Чуваши занимают пятое место среди самых многочисленных народов страны. Конечно, подавляющее большинство их проживает в Чувашской Республике – почти 68%. Диаспоры чувашей сформированы в Ульяновской, Самарской областях, Татарстане и Башкортостане.
Оренбуржье с его десятыми долями выглядит весьма скромно по численности чувашей. Но, несмотря на это, именно чуваши – одни из старожилов Оренбуржья. В 2009 году селу Пронькино – одному из исконно чувашских поселений – исполнилось 300 лет. То есть населённый пункт был старше областного центра!
– В честь юбилея был большой праздник. Обычно все самые большие торжества у чувашей проходят летом. Поэтому в прошлом году мы совместили юбилейный год и празднование Акатуя, – рассказал руководитель Оренбургской региональной общественной организации «Чувашская культурная автономия» Пётр Семёнов.
Акатуй, что в переводе с чувашского означает «праздник плуга», – одно из самых известных обрядовых торжеств. Очень многое роднит его с другим известным тюркским праздником – Сабантуем. И неслучайно – между ними очень много общего. Оба они посвящены началу урожайного года, фактически его считают стартом посевных работ.
Акатуй проводится не столько в Оренбурге, сколько в других городах и сёлах. Подобно кочевнику, он каждый год меняет свою «прописку». И это притом, что сами чуваши – народ скорее оседлый, чем кочевой.
– Наши люди никогда не были захватчиками, не были воинственными кочевниками, хотя рядом с ними было немало таких беспокойных соседей. Отличало чувашей всегда стремление к стабильному, слаженному образу жизни. Мы всегда любили землю, наверное, именно поэтому и праздники наши в большинстве своём связаны с урожаем и возделыванием почвы, – говорит Пётр Семёнов.

Родом из Волжской Булгарии
Как чуваши попали на оренбургскую землю? Исследователи считают, что они являются потомками народов, населявших огромное пространство Волжской Булгарии. Это государство, которое было образовано тюркскими племенами, кочевавшими по Евразии, после X века стало грозной силой и заставляло соседей считаться со своим мнением, пока на международной арене не появился другой крупный игрок – монголо-татарское войско. К началу XIII столетия численность населения Булгарии достигала почти полутора миллионов человек, а на её землях жили народности, давшие начало мордве, армянам и многим другим.
Возможно, чуваши были потомками одной из тюркских ветвей. Одни исследователи называют в качестве предков булгар, другие – объединение савиров. Но одно известно досконально: после того как в их земли вторглись завоеватели, монголы, чувашам вместе с другими народностями пришлось отступить на север, где впоследствии было образовано Казанское ханство. А уже в XVI веке государство вошло в состав России. Считается, что именно с этого момента чуваши стали частью многонационального государства.
Интересно и то, что чуваши легко ассимилировались среди других народов, но при этом смогли сохранить и свою культуру. Большая часть чувашей приняла православие, однако они всегда отмечают и свои народные праздники. Тот же обычай, называемый «Саварни» –
проводы зимы, – очень сильно напоминает нашу Масленицу. Обряд сопровождается пением и танцами, а гвоздём праздника является огромное чучело, которое в конце праздника сжигают. Знакомо ведь, правда?
В то же время жизнь бок о бок с другими народами привнесла и свои коррективы в их культуру. Если вы когда-либо побываете на чувашском празднике, то впоследствии сможете легко опознать чувашей среди других. Вышивка их ориентируется на геометрические узоры. Но обязательно на каждом полотне присутствует «древо жизни» – символ, которому уже немало сотен лет. Он пришёл к нам ещё из языческих времён. Значение его очень велико: это древо можно увидеть на флаге Чувашской Республики.
А ещё чувашей можно узнать по характерным подвескам на шапочках у девушек. Как правило, рукодельницы сами украшали свои головные уборы вышивкой и бусинами.
Сегодня сшить такой чувашский костюм не так-то просто. Конечно, ансамбли самодеятельности могут обратиться в специальную мастерскую, однако среди чувашей Оренбуржья почти нет тех портных, которые бы специализировались исключительно на чувашских костюмах.
– Все нужные материалы, убранство, если того требует событие, мы заказываем непосредственно в республике, – рассказывает Пётр Семёнов, – благо, что у нас налажены очень хорошие связи с Чебоксарами.

«Наша задача – сохранить…»
Чуваши проживают во всех концах Оренбургской области, однако самые выраженные их диаспоры сложились в Абдулинском, Бузулукском, Грачёвском, Курманаевском, Тоцком, Сорочинском и Матвеевском районах, а ещё в Оренбурге, Орске и Новотроицке – и это лишь самые многочисленные. В этих городах и сегодня в школах преподают чувашский язык. Но изучают его отдельно от уроков. Ребята, желающие познакомиться с родным языком, посещают занятия факультативно.
В отличие от тех народов, которые сильно переживают из-за того, что среди молодёжи наблюдается неосведомлённость о собственной культуре и языке, чуваши относятся к этому вопросу несколько спокойнее.
– Наша задача – сохранить то, что у нас есть. Свои обычаи и праздники мы никому не навязываем. Разумеется, ранее, в советские годы, родной язык знали значительно лучше, хотя и тогда из-за малочисленности чувашей количество преподавателей уменьшилось. Но и сейчас факультативные классы не пустуют. Более того, в ряде школ в районах области преподавание родного языка было возобновлено. Многие чуваши осознают свою принадлежность к этому народу, поэтому стараются и сами поддерживать память о своём языке и культуре, – поясняет Пётр Семёнов.
Лучшим проводником в мир родного языка, конечно же, является семья. Особенно в этом велика роль бабушек и дедушек, которые прекрасно говорят по-чувашски. Но и их дети порой сохраняют знание, если пользуются им в разговоре между собой.
На чувашском языке создают свои произведения и писатели, проживающие в Оренбургской области. Многие из них одинаково хорошо владели и родным, и русским языком, как оренбуржец Владимир Петров. Чувашские песни и танцы включены в репертуар оренбургских нерусскоязычных коллективов. А их около десяти, причём в них заняты 88 человек. Среди самых известных – «Пилеш» из Сорочинского района и одноимённый ансамбль из Абдулинского, «Саванас» (Курманаевский район), «Нарспи» из Грачёвского района и другие. Все они как состоят при местных домах творчества, так и при общественных объединениях.
Иногда о чувашах говорят как об одном из самых обрусевших народов, но это не совсем верное утверждение. Чуваши хранят свои традиции, и недаром почти каждый год, кроме 2020-го, в Оренбурге в обязательном порядке проходил День чувашской культуры, который обычно посвящают памяти чувашского просветителя Ивана Яковлева.
Сохранился и поныне действует музей чувашской культуры в «Национальной деревне». Однако судьба самого подворья оказалась весьма интересной: на его месте появилось подворье, посвящённое… оренбургской культуре!
– Будем надеяться, что собственник помещения, в котором находится наш музей, не передумает. Потому что в нём хранятся уникальные экспонаты и подарки, привезённые из Чувашской Республики, – говорит Пётр Семёнов.
Чувашской организации очень бы не хотелось недоразумений из-за музея. И дело не только в экспонатах. Сами себя они называют миролюбивым и бесконфликтным народом, не любящим ненужные выяснения отношений. Когда мы попросили Петра Ильича назвать самую распространённую черту характера чувашей, он ответил так:
– Это спокойствие. Невозмутимость и доброжелательность ко всем, кто нас окружает. В конце концов, если тратить время на склоки и разборки, то можно и не заметить, как жизнь пройдёт. Чувашу издревле некогда было вступать в конфликты – его аграрные дела всегда ждали!
Наверное, лучшей иллюстрацией к известному жизнелюбию и приветливости чувашей является один из их обычаев, который кое-где сохранился и до наших дней, – улах.
Это молодёжная забава, которой уже несколько веков. Когда взрослые покидали дома по делам, молодёжь собиралась «на огонёк» у одной из девушек. Подруги приносили с собой рукоделие – вышивание, вязание – и рассаживались по кругу каждая со своим делом. Здесь же собирались и парни с музыкальными инструментами. И так, за рукоделием и музыкой, проходил весь вечер. Одни историки говорят, что таким образом парни и девушки проводили время вдали от бдительных очей своих родителей, а другие считали, что на таких вечерах молодёжь знакомилась и приобретала новых друзей.
В Оренбуржье такой обычай почти не сохранился, однако в Чебоксарах его всегда вспоминают зимой. И даже он словно лишний раз подчёркивает, каким миролюбивым и в то же время загадочным народом для нас остаются чуваши.

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.