Новости

В 2024 году дорожные работы, начатые в прошлом сезоне, будут продолжены на улице Терешковой (от ул. 8 Марта до ул. Орской и от ул. Шевченко до ул. 8 Марта), дублере проспекта Дзержинского (от ул. Березка до ул. Салмышской). Капитально будет отремонтирована ул. 10 Линия (от ул. 15 Линия до проезда Промыслового).

28 марта

Муниципальный контракт на выполнение научно-исследовательской работы по актуализации схемы заключен с компанией из Санкт-Петербурга ООО "ДОРНАДЗОР".

28 марта

По информации управления строительства и дорожного хозяйства администрации города, запланирована установка дорожных знаков 3.27 «Остановка запрещена» и 8.4.1 «Вид транспортного средства» на проспекте Гагарина в районе строений №№ 2Ж, 4А(павильон «Цветы»), 10, 48/2 (ТРЦ «Три мартышки»), 54/1, сквере им. Гагарина, а также на ул. Чкалова в районе строений №№ 2, 3/1, 8, 20, 26/1, 55, 53/3, 56.

28 марта

О текущей ситуации сегодня утром Главе Оренбурга доложил начальник управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности администрации города Марсель Серазетдинов.

28 марта

С 1 по 7 апреля в Оренбургской области пройдет ежегодное социологическое исследование на тему межнациональных и межконфессиональных отношений среди населения.

27 марта




Легендарный 47-й

-----
Легендарный 47-й Легендарный 47-й Легендарный 47-й Легендарный 47-й Легендарный 47-й Легендарный 47-й

Валерия Попова

Этот год стал юбилейным для легендарного оренбургского завода. Началось всё в Ленинграде. В 1925 году на территории корпусного аэродрома Ленинградского военного округа была создана ремонтно-авиационная мастерская (РАМ-3) по ремонту самолётов и моторов. 

1 июня 1928 года РАМ-3 преобразуется в авиаремонтный завод №47. С тех пор дата 1 июня 1928 года стала днём рождения завода №47 – предшественника Оренбургского машиностроительного завода,
впоследствии ставшего АО «ПО «Стрела».
После революционных потрясений, окончания Гражданской войны руководство страны, выбирая приоритеты, принимает решение о строительстве авиационных заводов. Начинается создание новой отрасли народного хозяйства – авиационной промышленности. В 30-е годы налаживается тесное сотрудничество завода №47 с КБ главного конструктора Александра Яковлева, разработки которого на несколько лет стали для завода основной продукцией. В их числе были АИР-6, УТ-1 и
УТ-2. «На УТ-2 получили первую подготовку тысячи лётчиков, в том числе многие герои Великой Отечественной войны», – пишет в своих воспоминаниях в книге «Цель жизни» Александр Сергеевич.

Подвиг в тылу
В первые месяцы войны в связи с угрозой блокады Ленинграда началась срочная эвакуация завода №47 в г. Чкалов, ныне г. Оренбург. В составе шести эшелонов в глубокий тыл были переправлены оборудование, материалы, заделы деталей, а также 3608 работников завода вместе с семьями. Первый эшелон ушёл из Ленинграда
31 июля 1941 года. Разгрузка вагонов производилась в степи. Многие заводчане тут же сооружали себе шалаши из подсобных материалов, где и жили первое время. Последний эшелон приходит 3 сентября, а уже 25 октября 1941 года, несмотря на неимоверные трудности, работая в первые дни под открытым небом, заводчане начинают производить продукцию для фронта.
Ещё не было стен, крыши, а завод начал работать. В те дни газета «Чкаловская коммуна» писала: «Надо было воспитать в себе величайшее презрение к трудностям, умение преодолеть их – и это одной из первых сделала токарь-стахановка Елена Петровна Кукушкина. В цехе, в котором ещё не было крыши, установили её станок. Моросил дождь. Холодный ветер пронизывал тело, но проворные руки работницы неизменно снимали со станка одну за другой готовые детали. Проявляя подлинный трудовой героизм, труженики завода к концу 1941 года освоили серийное производство самолётов УТ-2».
Всего в годы Великой Отечественной войны было выпущено 1595 единиц авиационной техники. В их числе учебно-тренировочные самолеты УТ-2, УТ-2М, истребители ЯК-1, ближние бомбардировщики ЯК-6 конструктора А.С. Яковлева и ЩЕ-2 конструктора А.Я. Щербакова. Ежедневно из ворот завода выходило по одному летательному аппарату.
В послевоенные годы на предприятии выпускались спортивные планеры АН-1, АН-2, ЯК-14, десантные планеры Ц-25, ночные бомбардировщики ПО-2. Началось освоение и выпуск штурмовиков-бомбардировщиков ИЛ-10М. В первой половине 50-х годов завод осваивает серийное производство вертолетов МИ-1, которых было изготовлено 600 штук, и беспилотных самолётов-снарядов КСС.

Смена имени и профиля
15 октября 1961 года завод №47 переименован в Оренбургский машиностроительный завод. К концу 50-х годов завод сформировался как современное предприятие, располагающее крупными производственными мощностями, новейшим оборудованием, передовыми технологиями и профессиональными кадрами. Эти достижения становятся базой для переориентации завода с авиационного на ракетный профиль производства.
В течение 1950 – 1980 годов завод выполнял заказы на изготовление ракет 8К11, баллистических одноступенчатых ракет средней дальности 8К63, межконтинентальных баллистических ракет (МБР) 8К84, 15А20, противокорабельных ракет морского базирования.
В 1959 году боевой ракетный комплекс с ракетой 8К63 был принят на вооружение. Из войсковых частей, на вооружении которых находились эти комплексы, были сформированы Ракетные войска стратегического назначения. Со временем на смену этим изделиям пришли ракеты нового поколения, ещё более совершенные, обладающие повышенными тактико-техническими характеристиками и боевыми возможностями – 8К84М, 8К84УТТХ, 15А20, 15А20У и другие.
Для ВМФ заводом выпускались противокорабельные ракеты морского базирования «Малахит», «Базальт», «Вулкан», «Гранит». Сегодня ими вооружены атомный ракетный крейсер «Пётр Великий», авианосец «Адмирал Кузнецов» и другие надводные корабли и подводные лодки.
Особое место в истории предприятия занимает выпуск беспилотных самолётов-мишеней ЛА-17. Их производство продолжалось 30 лет с 1962 по 1992 год.
Результаты работы коллектива по освоению новой техники были высоко оценены государством. Большая группа работников завода была награждена орденами и медалями, а директору завода Леониду Гуськову присвоено звание Героя Социалистического Труда.
За успешное выполнение заданий правительства по созданию специальной техники завод награждён высшими наградами страны: орденом Трудового Красного Знамени (1961 год), орденом Ленина (1971 год), орденом Октябрьской Революции (1984 год).
В январе 1976 года директором завода назначается Дмитрий Тараков. Он будет возглавлять предприятие 25 лет до 2001 года – уникальный случай для отрасли. Заслуги Дмитрия Архиповича как руководителя и политического деятеля высоко оценены государством: ордена Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Почёта, звания Героя Социалистического Труда, Лауреата Государственной премии СССР, Премии Правительства РФ в области науки и техники, почётный гражданин города Оренбурга, заслуженный ветеран завода. Под его руководством изготавливаются ракеты 8К84М, 8К84УТТХ, 15А20, 15А20У, агрегатно-приборные блоки для УР-100Н (15А30), УР-100НУТТХ (15А35) и другие. На 15А30 впервые применяется бортовая трёхканальная цифровая вычислительная машина, позволявшая автономно управлять положением ракеты в полёте.
7 апреля 1986 года Оренбургский машиностроительный завод преобразован в Производственное объединение «Стрела», в состав которого вошли пять специализированных производств. В конце 80-х годов ПО «Стрела» наладило выпуск оборудования для агропромышленного комплекса и его перерабатывающих отраслей.
Заводчане внесли немалый вклад в развитие родного города. В советские годы интенсивно ведётся жилищное строительство. Вводятся в эксплуатацию жилые дома на улицах Челябинской (ныне пр-т Победы), Томилинской, Шевченко, Монтажников, Терешковой. Построены санаторий-профилакторий «Чайка», корпуса больницы им. Пирогова, широкоэкранный кинотеатр «Сокол», стадион «Прогресс», Дворец спорта «Пингвин», Дворец культуры «Россия», Дворец юных техников, пионерский лагерь «Искра», школы, детские сады.

Лихие 90-е
Эти годы болезненно отразились на деятельности легендарного машзавода, впрочем, как и большинства предприятий страны. В 1994 году Постановлением Правительства РФ Государственный оборонный заказ был полностью снят. Потребовалось много усилий, чтобы сохранить костяк коллектива, выжить в тяжёлой экономической обстановке. По заказам иностранных фирм выпускались ретрокопии самолётов-истребителей ЯК-3, ЯК-9В, японского истребителя «Зеро». Были налажены связи с Министерством путей сообщения, компанией «Газпром» и другими организациями. Выпускалось оборудование для агропромышленного комплекса и его перерабатывающих отраслей. Был налажен выпуск самолёта-мишени «Дань» разработки КБ «Сокол» (г. Казань), предназначенного для боевой подготовки войск ПВО. В середине 90-х годов на объединении освоено производство многофункциональных вертолётов лёгкого класса КА-226.
Начиная с 1999 года ПО «Стрела» по договорам, заключённым с ОАО «ВПК «НПО машиностроения», участвует в российско-индийском военно-техническом сотрудничестве по теме «БраМос» – совместном производстве сверхзвуковых крылатых ракет.
В 2001 году происходит смена руководства: генеральным директором объединения назначается С.И. Грачёв, главным инженером – первым заместителем генерального директора – А.М. Маркман. Расширяется участие в военно-техническом сотрудничестве с непосредственным участием наших специалистов в сборочных и испытательных работах в Республике Индия. Были проведены несколько успешных пусков ракеты «БраМос», открывающих дорогу для их серийного производства. Создаются условия для роста производства и устойчивой работы.
В 2006 году в соответствии с распоряжением Правительства Федеральное государственное унитарное предприятие «Производственное объединение «Стрела» преобразовано в Открытое акционерное общество «Производственное объединение «Стрела». А в 2012 году объединение в составе Военно-промышленной корпорации «НПО машиностроения» вошло в структуру Корпорации «Тактическое ракетное вооружение», что привело к значительному увеличению загрузки производственных мощностей, расширению номенклатуры выпускаемых изделий и агрегатов. Были подписаны контракты с предприятиями корпорации: ГосМКБ «Радуга» имени А.Я. Березняка, ГосМКБ «Вымпел» имени И.И. Торопова, ГНПП «Регион», Смоленским авиационным заводом, с головным предприятием – Корпорацией «Тактическое ракетное вооружение».

XXI век
Сегодня основным направлением деятельности являются работы по договорам с АО «ВПК «НПО машиностроения». Прежде всего это продукция, изготовлённая в рамках Гособоронзаказа.
Предприятие по-прежнему работает в рамках военно-технического сотрудничества с Республикой Индия по выпуску сверхзвуковых крылатых ракет «БраМос». За эти годы проведено более 50 успешных пусков. Изделия морского и наземного базирования взяты на вооружение Военно-морских и Сухопутных войск Индии. Подписан контракт, и началась его реализация на поставку авиационного варианта ракеты.
В целях диверсификации производства объединение сотрудничает с ведущими авиационными и ракетно-космическими предприятиями страны: АО «РСК «МиГ», ПАО «НПК «Иркут», Филиалы ПАО Компания «Сухой» – «ОКБ Сухого», «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина», «Новосибирский авиационный завод им. В.П. Чкалова».
Одной из актуальных задач, стоящих перед объединением, вот уже несколько лет является импортозамещение. На предприятии освоено производство и серийный выпуск балочных держателей, предназначенных для подвески вооружения на самолеты Су-30, Су-34, Су-35, Т-50, а также входящих в состав балочных держателей универсальных замков, используемых на самолетах МиГ-29.
Также руководством объединения большое внимание уделяется организации выпуска гражданской продукции. Налаживается производство деталей и сборочных единиц для атомных электростанций, ледоколов, предприятий газовой и нефтяной промышленности. В настоящее время прорабатывается вопрос изготовления режущего инструмента для предприятий Корпорации «Тактическое ракетное вооружение».
Сегодня объединение – одно из ведущих, динамично развивающихся предприятий отрасли. Завод функционирует в рамках своего основного направления деятельности – как и в прежние годы, успешно трудится на укрепление обороноспособности нашего государства. На ПО «Стрела», наряду с производством серийной техники, ведутся работы по перспективным темам. Началось освоение современных образцов сверхточной, высокоэффективной техники, аналогов которой пока не существует в мире.

Космические проекты
Рабочие «Стрелы» могут с гордостью утверждать, что в создании отечественных космических аппаратов есть и доля их труда. История сотрудничества оренбургского машзавода с ведущими ракетно-космическими предприятиями страны насчитывает более 40 лет. Неслучайно наше объединение ранее входило в структуру Федерального космического агентства. Успешное освоение и производство межконтинентальных баллистических ракет и крылатых ракет морского базирования в 60 – 70-х годах прошлого столетия создали заводу г. Оренбурга высокий авторитет в создании наукоёмкой ракетной техники. Эти достижения привлекли внимание генеральных конструкторов-разработчиков космических аппаратов.
К концу 60-х годов завод принимает заказ на изготовление блоков автоматических космических станций, запускаемых к Луне, Марсу и Венере, разработки ОКБ им. С.А. Лавочкина. Заказ чрезвычайно интересный, хотя, по понятным причинам, по объёму небольшой. В 1968 – 1974-х годах в рамках кооперации с научно-производственным объединением им. С.А. Лавочкина завод участвовал в создании космических станций «Луна-14», «Луна-15», «Луна-16» разработки главного конструктора Бабакина.
После завершения в 1970 году успешного полёта космического корабля «Луна-16», доставившего на Землю образцы грунта из Моря Изобилия на Луне, группа специалистов завода была награждена медалями ВДНХ.
В эти же годы осуществлялось производство блоков для автоматических станций, предназначенных для научно-космических исследований планет – Марса и Венеры.
Как всегда, сроки изготовления были сжатыми, а работа сложной и ответственной. Требовательность к весовым характеристикам, герметичности, точности казалась фантастической, потому иногда охватывало волнение: а вдруг откажет на Луне? Но «прогулка» по ближайшей к нам планете прошла благополучно, и лунный грунт доставлен на Землю в соответствии с задумкой конструкторов. За выполнение заказа по космическим станциям были отмечены государственными наградами 100 работников завода.
В начале 80-х завод участвует в изготовлении блоков и агрегатов космического комплекса «Буран». Здесь налажено производство отдельных корпусов разгонных блоков для запуска ракетами-носителями тяжёлых спутников связи весом 3 – 5 тонн.
Для производства подобной сложнейшей техники нужны очень грамотные, высокопрофессиональные кадры. Здесь, конечно, очень важна преемственность поколений. Традиции производства ракетной, авиационной продукции, агрегатов для космических аппаратов складывались на предприятии годами, даже десятилетиями. До сих пор на заводе трудятся специалисты, которые стояли у истоков отечественного ракетостроения. Разумеется, у таких мастеров молодёжи есть чему поучиться. Кроме того, на объединении всегда уделяли большое внимание подготовке молодых кадров. Ещё в советские времена на заводе была выработана чёткая система обучения молодёжи – создан собственный Учебно-производственный центр, который действует и по сей день. Здесь готовят рабочих по 65 специальностям, инженерно-технические работники проходят повышение квалификации, некоторые заводчане осваивают вторую, смежную профессию. Постепенно руководство завода пришло к пониманию необходимости создания на территории объединения специализированного института. Началось всё с создания кафедры высоких технологий при Оренбургском политехническом институте, расположившейся на производственных площадях ПО «Стрела». Затем кафедра была преобразована в факультет, а впоследствии в Оренбургский аэрокосмический институт (АКИ) при Оренбургском государственном университете. Это позволило расширить материально-производственную базу факультета, изменить его статус, шире применять производственно-технический потенциал цехов и отделов. Примечательно, что преподавателями и руководителями дипломных проектов студентов АКИ являются многие специалисты объединения. Во время обучения молодые люди проходят практику на предприятии и начинают знакомиться с азами и тонкостями производства. По окончании вуза его выпускники получают возможность найти работу по специальности, а объединение пополняется молодыми, квалифицированными кадрами, уже знакомыми со спецификой предприятия.

От слесаря до генерального директора
В 2004 году Сергей Грачёв назначается первым заместителем главы администрации области, потом вице-губернатором, первым заместителем Председателя Правительства Оренбургской области. Генеральным директором ПО «Стрела» назначается Александр Маркман.
Александр Матвеевич – потомственный заводчанин. История его семьи неразрывно связана с историей завода №47 – предшественника ПО «Стрела», эвакуированного в 1941 году из Ленинграда в Оренбург (бывший г. Чкалов). Его родители жили в Ленинграде. Отец трудился на этом предприятии, откуда был призван в ряды Красной армии для участия в советско-финской войне. Воевал на фронтах Великой Отечественной, а потом – после ранения на фронте – приехал в Оренбург и продолжил работать на заводе. Мать приехала в г. Чкалов из блокадного Ленинграда. Александр Матвеевич прошёл путь от слесаря до генерального директора. Профессиональный путь начинал с ученика слесаря. Работал инженером-технологом, начальником техбюро, заместителем начальника цеха, начальником цеха, главным инженером.
В юбилейный год завода Александр Матвеевич встретил свою 70-ю годовщину.

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.