Новости

По информации городского управления пассажирского транспорта, автобусы начнут курсировать до дач и обратно со вторника, 30 апреля. Соответствующее постановление подписано Главой Оренбурга Сергеем Салминым.

27 апреля

27 апреля, по всей стране проводится Всероссийский субботник в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда», инициированного Президентом России Владимиром Путиным.

27 апреля

В Оренбурге приступили к наведению санитарного порядка после прохождения паводка. Для удобства жителей организованы дополнительные площадки временного складирования мебели, предметов быта, пришедших в негодность в результате паводка, и мусора, в том числе крупногабаритного.

26 апреля

В работах задействованы сотрудники МЧС России. При помощи мобильных комплексов спецобработки они дезинфицируют улицы, детские площадки, придомовые и другие территории Оренбурга, попавшие в зону подтопления. Всего специалистами продезинфицировано более 70 домов и придомовых участков и более 752 тысяч квадратных метров площади (это придомовые площадки и скверы, дороги, тротуары и иные территории).

26 апреля

Массовая акция по наведению чистоты состоялась в областном центре сегодня, 26 апреля, в рамках весеннего месячника благоустройства и озеленения.

26 апреля




Покров день

-----
Покров день

Константин Копылов

О праздниках, которые православная церковь отмечает в октябре, корреспонденту «ВО» рассказал проректор по учебной работе Оренбургской духовной семинарии отец Алексей (Колыванов).

Из истории праздника
14 октября, в день Покрова Божией Матери, православные христиане вспоминают чудо, которое произошло в 910 году. По преданию, Богородица явилась молящимся во Влахернском храме в Константинополе. На Руси этот праздник называли Покров день.
– Покров Пресвятой Богородицы принадлежит к числу великих праздников Русской православной церкви. Его полное название – Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. По преданию, Божия Матерь распростерла свой омофор (покрывало для головы) над людьми, и это чудо стало знаком заступничества и утешения над людьми. Покров Пресвятой Богородицы празднуется только в Русской церкви.
История самого события, послужившего поводом к установлению праздника, известна достаточно хорошо. К Константинополю подступили войска варваров. В те годы подобные набеги нередко заканчивались кровавой резнёй, и жители византийской столицы оправданно ждали, что уже к утру они могут проститься с жизнью.
Священники города молились об избавлении от врагов, и вот в четвёртом часу ночи будущему известному христианскому святому, юродивому Андрею Константинопольскому (славянину, попавшему некогда в византийский плен), во Влахернском храме Константинополя явилось видение. На небе он увидел идущую по воздуху Богородицу, озарённую небесным светом, окружённую ангелами и сонмом святых. Как описывает это видение святой Димитрий Ростовский, Богородица «сняла с Себя блиставшее наподобие молнии великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великою торжественностью Своими Пречистыми руками, распростёрла над всем стоящим народом».
Чудесный покров защитил город. Поднявшаяся буря разметала корабли варваров, избавив жителей Константинополя от смерти.
Конечно, факт чуда невозможно доказать научно, однако о самом факте осады и спасительной бури есть немало исторических сведений. Вопрос вызывает лишь то, кем были кровожадные покорители византийской столицы? По некоторым данным, это были пришедшие к Константинополю сарацины. Однако есть и другая версия.
Как полагает ряд учёных, события праздника описывают произошедшее с дружинами русских князей-варягов Аскольда и Дира. Известный историк Церкви Антон Карташов приводит текст патриарха Фотия, который хронологически подтверждает, что события могли иметь место именно в 866 году, а значит, нападающими были именно русы, а не сарацины, так как сарацинские нашествия случились на полвека позже. Патриарх пишет: «Помните ли вы ту мрачную и страшную ночь, когда жизнь всех нас готова была закатиться вместе с закатом солнца и свет нашего существования поглощался глубоким мраком смерти? Помните ли тот час невыносимо горестный, когда приплыли к нам варварские корабли, дышащие чем-то свирепым, диким и убийственным. Когда море тихо и безмятежно расстилало хребет свой, доставляя им приятное и вожделенное плаванье, a на нас воздымая свирепые волны брани. Когда они проходили перед городом, неся и выдвигая пловцов, поднявших мечи и как бы угрожая городу смертью от меча.
Когда, воздевая руки к Богу, всю ночь мы просили у Него помилования, возложив на Него все свои надежды, тогда избавились от несчастья, тогда сподобились отмены окружавших нас бедствий. Тогда мы увидели рассеяние грозы и узрели отступление гнева Господня от нас. Ибо мы увидели врагов наших удаляющимися, и город, которому угрожало расхищение, избавившимся от разорения…»
Так почему же именно на Руси эти события в памяти верующего народа остались глубже, чем даже в памяти потомков чудесно спасшихся византийцев? О князьях Аскольде и Дире известно не только как о жестоких воинах и разорителях чужих земель. Известно также и то, что после неудачного похода в Константинополь русы прислали императору Византии посла с просьбой направить в Киев христианского миссионера. Воинственным варягам стало интересно: что же это за Бог у греков, способный разметать сильнейшее вой-
ско? Некогда воинственные язычники-варвары, Аскольд и Дир, к концу жизни приняли крещение, крестились и многие из их дружинников. Если это действительно так, то, значит, моментальное поражение в не самой славной военной кампании лишило русов материальных трофеев, но принесло им нечто гораздо большее. Недаром события времён Аскольда и Дира порой называют «первым крещением русов», – поясняет проректор по учебной работе Оренбургской духовной семинарии отец Алексей (Колыванов).

Иконы и храмы
– Иконография Покрова основывается на Житии Андрея, Христа ради юродивого, в котором описывается явление Покрова Богородицы. Самые древние на Руси изображения праздника Покрова относятся к XIV веку. Известны две основные иконографические традиции Покрова – «суздальская» и «новгородская». На одних иконах Богородицу изображают перед храмом, она сама простирает свой омфор над молящимися. На других иконах Богородица изображается стоящей внутри храма и молящейся вместе с другими людьми, а омофор поддерживают ангелы. В конце XV века две иконографические традиции стали объединяться.
На Руси церкви в честь Покрова Божией Матери стали строить в XII веке. В 1165 году Андрей Боголюбский построил первый храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы – церковь Покрова на Нерли. Этот белокаменный храм, всемирно известный памятник архитектуры, возведён на рукотворном холме среди заливного луга при слиянии рек Нерли и Клязьмы. Весной вода поднимается так высоко, что белокаменный храм оказывается стоящим на маленьком островке.
После взятия Казани был построен собор Покрова на Рву, называемый в народе «собор Василия Блаженного». Первый временный, деревянный Покровский собор был построен осенью 1554 года. Строительство каменного собора продолжалось шесть лет, закончилось в 1561 г. До постройки в 1600 г. колокольни Ивана Великого Покровский собор был самым высоким зданием в Москве.
Во имя Покрова Пресвятой Богородицы был освящён Покровский монастырь в Суздале. Основание монастыря относится к 1364 году. Активное каменное строительство в обители началось в XVI столетии. В первой четверти XVI века в Покровском монастыре возвели величественный собор, Святые ворота с надвратным Благовещенским храмом, церковь-колокольню во имя Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня и некоторые хозяйственные постройки, – рассказывает отец Алексей (Колыванов).

Храм Покрова в Оренбурге
В 1853 году город Оренбург украсило здание одного из красивейших храмов во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь находится в районе города, который назывался Старой или голубиной Слободкой. Жители Слободки ходили в крепость на церковные службы, преодолевая большие расстояния, в любую погоду, весной и осенью в грязь и в слякоть, летом в зной и пыльные бури, в бураны зимой. Впервые о строительстве в слободке каменной церкви заговорили в 1848 году, после эпидемии холеры, которая в короткий период достигла ужасающих размеров. (В городе с 18-тысячным населением погибло за 6 недель 2800 человек.)
Божиим Промыслом семью почётного гражданина, купца первой гильдии Михаила Стефановича Деева этот страшный мор обошёл стороной. В благодарность Богу он обращается к военному губернатору В.А. Обручеву с просьбой разрешить построить в слободке каменную церковь. Для строительства храма была освобождена небольшая площадь. Эту землю городская дума безвозмездно передала М.С. Дееву
под Церковь.
Храм был заложен 30 апреля 1852 года благочинным Василием Ольшанским, а 30 октября 1853 года строительство было завершено. Освящена церковь 22 ноября 1853 года преосвященнейшим Антонием, епископом Оренбургским и Уфимским.
В 1904 году в церкви было уже прихожан 3019 человек. Вокруг церкви по углам были построены 4 башни, одна из которых являлась сторожевой.
В 1931 году направлено в Оренбургский городской Совет несколько заявлений с решениями на собраниях рабочих о закрытии церквей, так как остро не хватало материалов для строительства жилья рабочим. «Здание Покровской церкви передать для использования в качестве жилой площади или под культурные нужды» – так звучало Постановление Президиума Оренбургского городского Совета «О закрытии церквей Покровской, Введенской, Воскресенской, Георгиевской, Никольской, Иоанно-Богословской», вынесенное 25 июня 1931 года. По решению городского Совета храм Покрова Пресвятой Богородицы был передан Оренбургскому облпотребсоюзу в 1933 году в долгосрочное пользование. Храм был преобразован в цеха: столярный, мебельный, бондарный, сушилку леса. В 1990 году инициативная группа под руководством Виктора Васильевича Коробова (позднее он принял монашество с именем Валентин и стал иеромонахом) обратилась с письмом в Оренбургский исполком, чтобы освободить всё здание от районного быткомбината.
22 октября 1990 года комиссия Оренбургского отдела Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры вынесла решение о прекращении строительства в зоне Покровской церкви, о принятии безотлагательных мер к выселению быткомбината на другую площадку, а Покровский храм реставрировать как памятник истории и культуры г. Оренбурга. 7 февраля 1991 года состоялось первое собрание инициативной группы по возрождению храма Покрова Пресвятой Богородицы.
28 апреля 1991 года за №221 вынесено решение Оренбургского совета народных депутатов о возвращении в собственность здания – памятника на улице Маврицкого, 59, – религиозной общине Покровской православной церкви.

Фото с stihi.ru

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.