Новости

По информации городского управления пассажирского транспорта, автобусы начнут курсировать до дач и обратно со вторника, 30 апреля. Соответствующее постановление подписано Главой Оренбурга Сергеем Салминым.

27 апреля

27 апреля, по всей стране проводится Всероссийский субботник в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда», инициированного Президентом России Владимиром Путиным.

27 апреля

В Оренбурге приступили к наведению санитарного порядка после прохождения паводка. Для удобства жителей организованы дополнительные площадки временного складирования мебели, предметов быта, пришедших в негодность в результате паводка, и мусора, в том числе крупногабаритного.

26 апреля

В работах задействованы сотрудники МЧС России. При помощи мобильных комплексов спецобработки они дезинфицируют улицы, детские площадки, придомовые и другие территории Оренбурга, попавшие в зону подтопления. Всего специалистами продезинфицировано более 70 домов и придомовых участков и более 752 тысяч квадратных метров площади (это придомовые площадки и скверы, дороги, тротуары и иные территории).

26 апреля

Массовая акция по наведению чистоты состоялась в областном центре сегодня, 26 апреля, в рамках весеннего месячника благоустройства и озеленения.

26 апреля




«Мечтаю посетить Оренбург!»

-----
«Мечтаю посетить Оренбург!»

Татьяна Судоргина

Первый после очень длительного перерыва визит музыканта Мстислава Ростроповича на родину предков состоялся 30 лет назад: 6 – 9 октября 1993 года. Программа пребывания была очень насыщенной.

Пообещал выступить перед российскими поклонниками

Перелистывая в 1989 году один из томов архивного дела, содержащего списки граждан, эвакуированных в годы Великой Отечественной войны в г. Чкалов (г. Оренбург с 1938 г.  по 1957 г. носил имя знаменитого лётчика), обратила внимание на данные о семье Ростропович из Москвы, в составе которой был указан: «Ростропович Мстислав Леопольдович, 1927 года рождения, русский, учащийся».

Сомнений не было – это тот самый опальный музыкант, вынужденный покинуть страну в 1974 году, позднее лишённый гражданства. В феврале 1990 года Мстислав Ростропович и его супруга певица Галина Вишневская получили возможность приехать в СССР. Тогда же он пообещал выступить перед российскими поклонниками его таланта в 1993 году.

Восстановление оренбургской страницы жизни семьи музыкантов Ростроповичей и их оренбургских предков Федотовых увенчалось успехом. Пытаясь найти тех, кто знал М. Ростроповича в период его пребывания на оренбургской земле, в газетах «Оренбургская неделя», «Провинция», «Оренбуржье» опубликовала сведения из найденных документов. Журналистом телеканала «Регион» С.С. Радушиной на их основе подготовлено несколько телесюжетов о семье Ростропович.

«Напомнили о ранних выступлениях Славы»

Благодаря талантливому оренбургскому актеру О.Е. Милохину завязалась моя переписка с родственниками М. Ростроповича, тогда преподавателями Саратовской консерватории – Ханецкими Натальей Владимировной и Валентином Евгеньевичем. Замечательные люди, прекрасные музыканты щедро поделились семейным фотоархивом, рассказали много интересного.

Плоды архивных поисков высоко оценила сестра музыканта Вероника Леопольдовна Ростропович, проживающая в Москве. Она выразила признательность за то, что оренбуржцам напомнили о её «почти забытом отце и матери, о ранних выступлениях брата Славы».

После публикации в «Оренбургской неделе» в декабре 1992 года статьи, завершающейся просьбой помочь найти могилу выдающегося музыканта Леопольда Ростроповича, в начале января 1993 года я получила два письма от его детей. В.Л. Ростропович сообщала: «Получение Вашего письма со статьёй об отце, совпало с приездом брата на два дня в Москву. Вашу статью прочли в моей семье, прочитал её и Слава, захватив свой экземпляр… Слава обещал написать Вам...»

Весточка от Мстислава Леопольдовича успела побродить по этажам Оренбургского Дома печати (в адресе было указано: «Оренбургская неделя». Татьяне Судоргиной»). Он известил: «Теперь моя мечта – посетить Оренбург, который сыграл огромную роль в становлении меня как Человека».

«Дорог каждый час!»

Поздним вечером 6 октября 1993 года г. Оренбург встречал музыканта. По дороге в гостиницу Мстислав Леопольдович распрашивал о жизни города, непрестанно шутил. Высказал «возмущение» по поводу «долгого» перелёта: «Из Москвы убыл в 18.00 по московскому времени, а в Оренбург прилетел в 22.00 по оренбургскому времени. То ли дело, когда летишь из Парижа в Нью-Йорк: вылет в 11 утра, прибытие – в 9 утра! Ведь для меня дорог каждый час, в самолёте я работаю, да и вся моя жизнь – в самолёте!». Оренбуржцы «успокаивали» гостя, что на обратном пути он точно «сэкономит» два часа.

Составляя программу визита, Мстислав Леопольдович в первую очередь уточнил, есть ли в городе действующая церковь, и посещение Никольского кафедрального собора было намечено сразу после состоявшейся утром 7 октября 1993 года поездки на могилу Л.В. Ростроповича (найденную и облагороженную с помощью администрации областного центра). Возложив цветы, музыкант молчал, стоя на коленях. Затем с грустью говорил, что не достиг в своём творчестве тех высот, какие были доступны его отцу.

В Никольском соборе, поставив свечи за упокой души своих предков, за здравие детей и внуков, Мстислав Леопольдович долго беседовал с Митрополитом Леонтием. Эти первые часы в Оренбурге – сначала на кладбище, потом в Никольской церкви, задали тон всем последующим встречам – предельно искренним и светлым.

«Хоть концертный зал устраивай!»

По пути от Никольского собора на улицу Зиминскую Мстислав Леопольдович вспоминал названия оренбургских улиц, учреждений, имена и фамилии людей, с которыми был знаком здесь. Он легко отыскал дорогу в дом своего детства.

Заглядывая во дворы частных домов, утверждал: «Здесь должна быть каретная! В лучшие годы друг нашей семьи врач Лонткевич имел собственный выезд!» За воротами дома №25 действительно сохранилось красивой кирпичной кладки сооружение – именно в нём юный Слава Ростропович мастерил коптилки в годы Великой Отечественной войны, чтобы улучшить материальное положение своей семьи.

Тогдашний владелец «каретной» 30 лет назад визиту столь высокого гостя ничуть не удивился, пригласил в дом, у которого оказалось несколько хозяев. Ту часть жилища, где в военное лихолетье нашла приют семья Ростропович, занимала очень милая женщина. Смущаясь скромности квартиры, она гостеприимно распахнула свои двери. Это был один из самых трогательных моментов: Мстислав Леопольдович пришёл в восторг, обнаружив, что кровать стоит на том же месте, что и у них пятьдесят лет назад.

Потом, вмиг посерьёзнев, заговорил о прежних владельцах дома Лонткевичах – Евгении Адольфовиче и его сестре Елене, о долге перед их памятью и о надежде в скором будущем приобрести в собственность этот дом, столь дорогой его сердцу. И организовать в нём «что-то нужное всем».

Обсудив эту идею, пришли к выводу, что это может быть школа, подобная музыкальным классам его бабушки О.С. Федотовой. Дом большой, только перегородок много, а так в нём хоть концертный зал устраивай! Мстислав Леопольдович при общении с главой областной администрации В.В. Елагиным, мэром Оренбурга Г.П. Донковцевым неоднократно в течение тех октябрьских дней возвращался к этой теме.

«Моя классная комната – в надёжных руках!»

Свою бывшую железнодорожную школу в октябре 1993 года М.Л. Ростропович тоже отыскал очень легко. Войдя в здание на ул. Володарского, д. 10, ныне занимаемое Оренбургским государственным академическим русским народным хором, музыкант быстро вбежал на второй этаж и направился к дверям своего класса. Они оказались закрытыми, а сопровождающие пояснили, что это женская раздевалка. Маэстро расхохотался: «Теперь я могу спать спокойно, моя классная комната – в надёжных руках!»

В зале бывшего кинотеатра «Молот» (находился на улице Советской, д. 42, на месте торгового центра «Меридиан». – Т.С.) Мстислав Леопольдович рассказывал, как здесь играл перед сеансами его отец.

Маленькие виртуозы в музыкальной школе №1 подготовили небольшой концерт для гостя. Мстислав Ростропович был щедр на оценки их успехов, пообщался с педагогическим составом. Времени катастрофически не хватало, но не зайти в родное музыкальное училище (теперь – Оренбургский государственный институт имени Л. и М. Ростроповичей), членом педсовета которого он был, не мог. Ведь его ждали в том самом зале, в котором он сам последний раз играл около 50 лет назад в начале 1943 года. Мстислав Леопольдович поделился воспоминаниями о своих студенческих годах. Перед великим музыкантом, волнуясь и переживая, выступали юные оренбургские таланты.

«Город становления, первой любви»

На пресс-конференции с оренбургскими журналистами в Доме Советов Мстислав Леопольдович 30 лет назад заявил: «Это была моя мечта всю жизнь – приехать в Оренбург на могилу отца, посмотреть на кинотеатр «Молот», где он играл… Для меня Оренбург – великий город, город становления, первой любви. А я был мальчишкой тогда. Играл концерты везде – в Чкаловском авиационном училище, шефские – в госпиталях. В общем, жизнь моя началась в Оренбурге».

Он постоянно повторял одну и ту же фразу: «Родился я в Баку, образование получил в Москве, а Человеком стал в Оренбурге». Утром 8 сентября 1993 года М.Л. Ростропович прогулялся от бульвара по ул. Советской. Сам предложил заглянуть в областной архив, где перелистал старые газеты с публикациями о его оренбургских бабушке и дедушке.

Встретившись с представителями общественности г. Оренбурга в областном музее изобразительных искусств, он убедился в тонкости оренбургских паутинок, пропустив одну из них через обручальное кольцо. Затем направился в Оренбургский драмтеатр им. Горького. Для него сыграли отрывок из гоголевского «Ревизора», премьера которого должна была состояться вечером. Музыкант не мог присутствовать на спектакле, но решил купить себе билет и, пряча его в карман, восклицал: «Считайте, что я был у вас на премьере!»

Программой визита по просьбе М.Л. Ростроповича предусматривалось знакомство с оренбургскими художниками. И в галерее «Арта», и в мастерской Юрия Рысухина маэстро высоко оценил их творчество. Порадовался, узнав, что они хорошо известны в Европе, особенно во Франции.

Как сожалел Мстислав Леопольдович, что в своём графике концертов и встреч, расписанном до 1997 года, сумел найти только два дня для Оренбурга. «Но я вернусь, я обязательно вернусь», – пообещал он, улетая рано утром 9 октября 1993 года.

…Так начиналось многолетнее общение великого музыканта с оренбуржцами.

 

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.