Новости

Апрель в Оренбурге традиционно месяц благоустройства и озеленения. Традиционно до майских праздников в городе проходят уборка мусора и прошлогодней листвы в парках, скверах и других общественных территориях, смета с городских магистралей, ремонт и восстановление малых архитектурных форм, посадка цветов, деревьев и кустарников, подготовка клумб и цветников, ликвидация несанкционированных свалок, помывка остановочных павильонов и многое другое.

24 апреля

Об этом свидетельствует статистика, представленная городским управлением ЗАГС. С 15 по 21 апреля 77 пар официально зарегистрировали отношения, 56 пар, напротив, оформили развод.

23 апреля

22 апреля комиссия, в состав которой вошли начальник управления пассажирского транспорта администрации Оренбурга Игорь Тейковцев, председатель правления Оренбургского некоммерческого союза садоводов Галина Дроздова, представители управлений пассажирского транспорта, капитального строительства администрации города, МКП «ОПП», перевозчики, проехала и оценила состояние автомобильных дорог, ведущих к дачным массивам.

23 апреля

23 апреля, первый заместитель Главы города Алексей Кудинов провел очередное совещание по вопросу централизованного вывоза мусора из домов, пострадавших от паводка. В совещании приняли участие директор регионального оператора по вывозу мусора ООО «Природа» Петр Александрович, заместитель директора регоператора по правовым вопросам Дмитрий Цветков, первые заместители глав Южного и Северного округов Оренбурга Евгений Швецов и Артем Учкин, начальник управления охраны окружающей среды администрации города Анна Зацепина.

23 апреля

В рамках весеннего месячника по благоустройству и озеленению рабочие зеленого хозяйства МКУ «БиОз» завершили посадку цветов в парке им. Перовского на улице Цвиллинга. Сегодня, 22 апреля, к посадкам приступили в сквере у Дома Советов. Клумбы у фонтана здесь украшают кустами белых и красных роз разных сортов.

22 апреля




По городу ехал троллейбус

+++++
По городу ехал троллейбус По городу ехал троллейбус По городу ехал троллейбус

Константин Копылов

С момента появления на улицах Оренбурга первых троллейбусов прошло 66 лет. Впервые пуск этого транспорта состоялся в мае 1953 года. Так повелось, что среди водителей троллейбусов всегда было много женщин. Некоторые из них посвящали этой профессии всю свою жизнь. Одной из таких является Любовь Писарева. Её стаж работы составляет 60 лет, 40 из которых она провела за баранкой рогатой машины. Этим очерком «ВО» начинает серию материалов под рубрикой «Человек труда».

Из белорусского полесья в Чкалов
Сейчас Любовь Ивановна на заслуженном отдыхе, а её жизненный путь начался в небольшой белорусской деревне Могилёвской области. Родилась наша героиня накануне Великой Отечественной войны. В её семье было четверо ребятишек. Судьбе было так угодно, что все они оказались в детском доме. По словам Любови Ивановны, отца призвали на фронт в самом начале войны, а мать от переживаний тяжело заболела.
– Мы были маленькими, многого не понимали, уже потом узнали, что мама помешалась на нервной почве и её лишили родительских прав. За нами приехала машина из райцентра, и всех увезли в детский дом. Знаю, что старший брат убегал несколько раз из него. А мне там было спокойно, помню, что когда мы туда приехали, нас нарядили в красивые полосатые юбки. Мне они очень нравились. Пробыла я там до 7-го класса, а потом решила поехать в Могилёв, чтобы стать учителем физкультуры, но поступить мне не удалось, не прошла по конкурсу. Тогда мне директор детского дома посоветовал пойти в ремесленное училище. Там меня с радостью приняли, я выбрала для себя специальность токаря. Училась два года и после окончания училища вышла с корочкой, где было написано, что я токарь-универсал пятого разряда, – рассказывает Любовь Писарева.
Получив документ об образовании, молодая выпускница ремесленного училища, как и её подруги, найти работу не смогла. И тогда, как говорит наша героиня, «мы собрались 18 детдомовок и поехали на приём в Москву к министру трудовых резервов СССР».
– Нам помогли собрать деньги на дорогу, и отправились мы, девчата, из разных детских домов в столицу. Что интересно, нас приняли в министерстве без каких-либо препятствий. Объяснили министру, что нас никуда не берут работать. После министерского приёма всех нас отправили в общежитие при каком-то ФЗУ (фабрично-заводское училище). А затем распределили на заводы в Шатуру и Подольск. Я оказалась в Подольске на заводе тяжёлого машиностроения, работала токарем. Но там я пробыла недолго, в 1955 году был объявлен так называемый комсомольский призыв, и мы, все девчата, кто приехал из Белоруссии, подали заявления на этот призыв, – продолжает Любовь Ивановна.
Комсомольский призыв в годы советской власти был способом привлечения активных молодых людей в важнейшие сферы народного хозяйства и государственного устройства. Объявить комсомольский призыв могли местные (областные, республиканские) органы ВЛКСМ по разрешению соответствующего руководящего органа или по решению ЦК ВЛКСМ. В своей массе комсомольский призыв применялся для наполнения рабочей силой ударных комсомольских строек. Молодые люди по комсомольскому призыву получали документ-направление на объект будущей своей работы: комсомольскую путёвку. Такая путёвка вскоре оказалась в руках у Любови Писаревой.
– Призыв тогда был на Дальний Восток, трудиться на рыболовецких судах. Для начала нам дали подъёмные средства, помню, что все мои подруги быстро растратили эту сумму на наряды и косметику. А я в отличие от них на эти вещи смотрела проще. Сначала мы приехали из Подольска в Москву, где на митинге перед отправкой нам объявили, что эшелон с комсомольцами отбыл на Дальний Восток днём ранее. Но тут же поспешили задобрить и успокоить тем, что похвалили нас за патриотизм и активность. И в качестве альтернативы предложили отправиться в город Чкалов. Что это за город и где он находится, в тот момент я не имела представления, хоть и была у меня «четвёрка» по географии. В итоге мы с подругами оказались в поезде и отправились на юг страны. Дорога, помню, показалась мне самой длиной из всех, которые были у меня до этого. Ехали мы почти пять суток из-за того, что поезд кланялся каждому столбу и по нескольку часов стоял на станциях. Но мы мало обращали на это внимание, на душе была радость, всю дорогу пели песни, и это всё было без алкоголя. В Чкалове нас уже ждали, на перроне встретили и разместили по квартирам. Что примечательно, нас, детдомовцев, поселили всех вместе, – говорит Любовь Писарева.

Крановщица
В степном городе Любовь Ивановна и её подруги были направлены на стройку. И первым местом работы наша героиня выбрала башенный кран.
– Как мы поняли, город Чкалов в то время быстро застраивался новыми домами, возводились целые микрорайоны. На следующий день после прибытия нас повезли показывать строительные объекты, где нам рассказали о вакансиях. Можно было наглядно посмотреть труд столяров, каменщиков, штукатуров. Меня ни одна из профессий не привлекла, зато как увидела кран, сразу сказала, что буду крановщицей, а точнее – машинистом башенного крана. Но прежде чем приступить к работе, я прошла курсы, но это было официально. На самом деле крановщик, который работал до меня, показал мне первые азы, а потом дал памятку с инструкциями. Пришлось технику осваивать самостоятельно. Через некоторое время мне уже присвоили третий разряд. На башенном кране я проработала несколько лет, всё мне нравилось, особенно высота. Многие тогда говорили, как ты можешь работать на высоте, а для меня это было только в радость. Наш жилстройтрест СУ-6 в то время начинал строить ту часть Оренбурга, которая сейчас называется Степной посёлок. Когда мы только приступали к работе, там было всего два небольших барака, а потом выросли огромные микрорайоны, – вспоминает Любовь Ивановна.
В обязанности крановщиков входило отгружать со склада трубы, бетонные плиты, кирпичи и прочие материалы. Одним словом, работу лёгкой назвать было трудно. К тому времени большинство подруг, с которыми Любовь Писарева приехала по комсомольской путёвке, вернулись в Подольск. Но наша героиня решила остаться в Оренбурге, тем более к тому времени она вышла замуж, родила дочь. Здесь ей от строительного предприятия предоставили квартиру. Так что уезжать из Оренбурга она не думала. Однажды заслуженная крановщица встретила свою подругу Нину, которая в то время работала на автотранспортном предприятии. И та её переманила к себе.

За баранкой рогатого
В 1974 году Любовь Ивановна поступила на курсы водителей троллейбусов. Надо отметить, что тогда этот вид транспорта в нашем городе набирал активные темпы по распространению. Как уже упоминалось, первый троллейбус в Оренбурге вышел из депо в мае 1953 года. Шли годы. Увеличивалась протяжённость троллейбусных линий. Росло количество единиц подвижного состава. В связи с этим в 70-х годах прошлого столетия строится второе депо. Троллейбусное предприятие считалось одним из сильнейших в городе. Поэтому ему всегда нужны были новые молодые кадры.
– Так вышло, что сегодня я сидела за штурвалом крана, а назавтра уже оказалась на курсах водителей троллейбусов. Экзамены после курсов я сдала лучше всех и получила свидетельство с отличием. Сначала пришлось работать на стареньких машинах. Недовольства с моей стороны этим нюансом не было, наоборот, я всегда любила технику. Считала её продолжением себя. Так прикипела душой и сердцем к своим машинам, что проработала водителем троллейбуса 40 лет, а потом, выйдя на пенсию, трудилась кондуктором. Старалась всегда, чтобы моя машина блестела в прямом смысле этого слова. Если случались поломки на линии, то люди старались помочь натянуть «усы» или снять колесо. Сейчас такое трудно представить, – продолжает вспоминать Любовь Писарева.
Семейная жизнь у нашей героини не задалась, пришлось расстаться с мужем и воспитывать дочь одной. Но и в такой ситуации унывать она не стала.
– Наоборот, у меня было двойное желание работать, оказывалась от отпуска, а иногда и от выходных, выходила в рейс. По правилам мы должны были работать по три дня и три дня давали на отдых, но я этот распорядок не соблюдала. Хотела заработать больше денег, чтобы дочь моя не знала ни в чём лишений. Получали мы в то время достойно, но потом, ближе к 80-м
годам, ситуация с зарплатой ухудшилась, но тогда и в стране наступил кризис. Стали выходить на забастовки, шли с требованиями к власти. Я была в этом отношении очень активной, много выступала на митингах. Но, несмотря на тяжёлые времена 90-х годов, желания бросить троллейбус у меня не было. И только с возрастом пришлось перейти в кондукторы, но я нисколько об этом не жалела.
По биографии Любови Ивановны можно изучать целую историческую эпоху нашей страны, в которой были как времена расцвета, так и упадка, периоды радости и горя.

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.