Новости

По информации городского управления пассажирского транспорта, автобусы начнут курсировать до дач и обратно со вторника, 30 апреля. Соответствующее постановление подписано Главой Оренбурга Сергеем Салминым.

27 апреля

27 апреля, по всей стране проводится Всероссийский субботник в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда», инициированного Президентом России Владимиром Путиным.

27 апреля

В Оренбурге приступили к наведению санитарного порядка после прохождения паводка. Для удобства жителей организованы дополнительные площадки временного складирования мебели, предметов быта, пришедших в негодность в результате паводка, и мусора, в том числе крупногабаритного.

26 апреля

В работах задействованы сотрудники МЧС России. При помощи мобильных комплексов спецобработки они дезинфицируют улицы, детские площадки, придомовые и другие территории Оренбурга, попавшие в зону подтопления. Всего специалистами продезинфицировано более 70 домов и придомовых участков и более 752 тысяч квадратных метров площади (это придомовые площадки и скверы, дороги, тротуары и иные территории).

26 апреля

Массовая акция по наведению чистоты состоялась в областном центре сегодня, 26 апреля, в рамках весеннего месячника благоустройства и озеленения.

26 апреля




«Придавая благообразие городу»

-----
«Придавая благообразие городу»

Татьяна Судоргина

Состояние дорожного покрытия главной улицы Оренбурга – одна из самых актуальных проблем во все времена.

«Ввиду неотложной необходимости в перестилке тротуара»
Согласно архивным документам «негодность каменного тротуара по Николаевской улице (ныне ул. Советская. – Т.С.) сознана городским управлением ещё в 1875 году и в то же время было решено сделать новый тротуар. И если это не осуществилось, то не от желания не исполнить, а единственно – от изыскания материалов, из которых можно бы было сделать прочный тротуар.
Для тротуара были доставлены в 1878 году образцы каменных плит из Верхнеозёрной (теперь село в Беляевском районе Оренбургской области. – Т.С.), которые признаны техниками вполне удовлетворительными. Но на торги по доставке плит желающих не явилось. После этого осмотрены копи красного камня близ Донгуза (река на территории Оренбургского района Оренбургской области. – Т.С.), который, хотя и не признавался вполне удовлетворительным, для испытания пригодности его было решено выслать сто сажен, но за недоставкой камня работы не производились.
Ввиду неотложной необходимости в перестилке тротуара, а также ввиду того, что повсеместно в городах каменные тротуары заменяются асфальтовыми, городская управа назначала 19 апреля 1879 года решительный торг на устройство асфальтового тротуара, но пожары помешали осуществить начатое дело…».

«Несмотря на значительную дороговизну»
Хозяйственное отделение Оренбургской городской управы в начале лета 1881 года, предполагая закончить мощение центральной улицы и выбирая материал, из которого лучше устроить тротуар, сделало вывод: «Ввиду предпочтения в других городах асфальта камню, несмотря на значительную дороговизну: 16 – 18 р. за сажень (сажень –
около 216 см. – Т.С.) этого тротуара против тротуара, сделанного из кирпича в ёлку, сделать асфальтовый тротуар, но не по всей Николаевской улице, а только от Водяной улицы до театра и до угла инженерного дома (то есть от современных нам улицы Горького до улицы Володарского. – Т.С.).
Вслед за этим оренбургский купец Александр Афонасьевич Белов изъявил желание «взять на себя подряд и производить настилку тротуаров из гребенской плиты в квадрате 12 вершков (в вершке около 4,5 см. – Т.С.), толщиной от 1,5 до 2,5 вершка. За квадратную сажень с работой по 12 рублей…». Это предложение вполне устроило городские власти.
Бюджетная комиссия горуправы 125 лет назад в 1897 году «признала крайне необходимым произвести капитальный ремонт тротуаров на Николаевской улице от театра до Европейской гостиницы (сейчас это здание по адресу: ул. Советская, д. 52. – Т.С.) , так как на этом пространстве тротуар пришёл в разрушение, на что комиссия предлагала ассигновать до 1,5 тысячи рублей, но городская дума постановила произвести ремонт только около театра, заменив старый гребенской плитняк новым…».

«Материал для асфальтовых работ выписывается из Сызрани»
В начале ХХ столетия корреспондент «Оренбургской газеты» радовался: «Заливка асфальтом тротуаров на Николаевской улице увеличивается с каждым годом. Кроме магазинов Восточного и Северного рядов (по ул. Советской и ул. Кирова соответственно. – Т.С.) Гостиного двора, асфальтовые тротуары имеются и около некоторых частных домов. В настоящее время асфальтом заливается тротуар около квартиры полицеймейстера и первой пожарной части (современный адрес: ул. Советская, 16. – Т.С.). Такое распространение асфальтовых тротуаров следует признать весьма желательным, так как они отличаются ровностью и прочностью в сравнении с тротуарами из гребенского плитняка, который быстро изнашивается, выбивается, по цене же он не дешевле асфальта, а дороже.
Раньше, когда асфальтовые работы в нашем городе находились в руках одного подрядчика, цены были довольно высокие. Теперь же принимает подряды на заливку асфальтом тротуаров и полов ещё один подрядчик. Между этими лицами возникла конкуренция, благодаря которой цены на асфальтовые работы значительно понизились. Так, за квадратную сажень (около 4,5 кв. метра. –
Т.С.) заливки асфальтом толщиной в один дюйм (2,5 см. – Т.С.) берётся плата по 5 рублей, толщиной в 1,5 дюйма –
6 рублей, в 2 дюйма – 8 рублей, в 2,5 дюйма – 10 рублей.
Заливка производится преимущественно в 1,5 дюйма. Материал для асфальтовых работ выписывается за счёт подрядчика из Сызрани, а именно: асфальт по цене 1 руб. 10 коп. за пуд и твёрдый гудрон по 1 руб. 50 коп. за пуд. Затем жидкий гудрон, употребляющийся для уничтожения гари при варке асфальта, продаётся на нашем дегтярном базаре по 80 коп. за пуд ( около 16 кг. – Т.С.). Преимущество асфальтовых тротуаров составляет ещё то, что в случае ремонта старый асфальт скалывается и с добавлением свежего переваривается вновь и идёт в дело, сокращая расходы на ремонт».

«Сооружение, не выдерживающее самой снисходительной критики»
Рассуждая о состоянии дорог в Оренбурге, местный житель в 1905 году писал: «Мостовые, придавая благообразие городу, одновременно должны удовлетворять следующему назначению: они должны быть в ненастную погоду удобопроезжи, проходимы; образуя непроницаемую броню, они не должны загрязнять почву, т.е. пропускать через себя бактерий; они, наконец, должны быть удобны для счистки с них грязи. В смысле благоустройства мостовые являются главным мерилом культурности, недаром, когда спрашивают кого-либо о городе, то первым долгом указывают или на дурное качество мостовых, или на их отсутствие.
Когда немощёные улицы города вследствие песчаного грунта после дождя сухи и проходимы, мостовые представляют из себя сплошные болота грязи, которая с них никогда не счищается и по высыхании образует ужасную удушливую пыль, и эту пыль нужно не сметать, а прямо сгребать лопатами, так как слой её достигает более вершка толщиной.
Наглядным примером может служить знаменитое в своём роде шоссе на Николаевской улице – это сооружение, не выдерживающее самой снисходительной критики и которое могло явиться только результатом обсуждения совершенно несведущих людей…».

«Нельзя ли приступить к поливке Николаевской улицы нефтью?»
Далее оставшийся безымянным оренбуржец вопрошал: «Неизвестно, на ком должна лежать обязанность очистки существующих мостовых от пыли и грязи. Существует ли на это какое-нибудь обязательное постановление думы, как то делается в благоустроенных городах, но известно, что город получает довольно изрядный сбор с грузов, провозимых по так называемому подъездному пути к железнодорожной станции, да и новое мощение производится именно на остатки этого сбора…
Нельзя ли приступить к поливке Николаевской улицы нефтью? По поводу предстоящих в Москве опытов поливки улиц нефтью имеется уже справка из заграничной практики в этой области.
В Калифорнии давно уже функционирует оригинальное «Общество борьбы с пылью», задавшееся целью изыскать меры к уничтожению пыли не только уличной, но и дорожной вообще, так как последняя, заключая в себе миллиарды вредных микроорганизмов, способствует перенесению заразы, вредно отзывается на лёгких.
Одна поливка улиц водой, как известно, не может быть признана рациональной, как способствующая ещё большему развитию этих микроорганизмов, а потому названное общество ещё в 1898 году приступило к опытам поливки улиц нефтью».

«Не мешало бы найти более практичное замощение»
А что же асфальт? Судя по всему, его качество не внушало доверия жителям степного края. В 1905 году оренбургский журналист сетовал: «На Николаевской улице между Петропавловской и Гостинодворской (теперь ул. Краснознамённая и Кирова. – Т.С.) на асфальтовой мостовой образовались уже большие ямы, несмотря на то, что улица в этом месте залита минувшей осенью».
Через пять лет сделан печальный вывод: «Левая сторона Николаевской улицы ближе к Уралу имеет довольно много ухабов, некоторые более сажени длиной. Они немало наносят вреда колёсам экипажей, резиновым шинам, беспокойства проезжающим и конфузят главную улицу города. Обвинять же домовладельцев за неисправность нельзя, так как асфальтовые мостовые не могут быть признаны практичными: во-первых, от мороза они трескаются, во-вторых, в сырой местности пучатся, в-третьих, от жары расплавляются, почему сильно портятся от копыт и колёс, в-четвёртых, в малую гололедицу опасны для лошадей и прохожих.
Принимая во внимание, что городская управа усиленно хлопочет о покрытии асфальтом и остальной части Николаевской улицы от театра до набережной Урала, не мешало бы остановиться и найти более практичное замощение этой части улицы…».

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.