Новости

По информации городского управления пассажирского транспорта, автобусы начнут курсировать до дач и обратно со вторника, 30 апреля. Соответствующее постановление подписано Главой Оренбурга Сергеем Салминым.

27 апреля

27 апреля, по всей стране проводится Всероссийский субботник в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда», инициированного Президентом России Владимиром Путиным.

27 апреля

В Оренбурге приступили к наведению санитарного порядка после прохождения паводка. Для удобства жителей организованы дополнительные площадки временного складирования мебели, предметов быта, пришедших в негодность в результате паводка, и мусора, в том числе крупногабаритного.

26 апреля

В работах задействованы сотрудники МЧС России. При помощи мобильных комплексов спецобработки они дезинфицируют улицы, детские площадки, придомовые и другие территории Оренбурга, попавшие в зону подтопления. Всего специалистами продезинфицировано более 70 домов и придомовых участков и более 752 тысяч квадратных метров площади (это придомовые площадки и скверы, дороги, тротуары и иные территории).

26 апреля

Массовая акция по наведению чистоты состоялась в областном центре сегодня, 26 апреля, в рамках весеннего месячника благоустройства и озеленения.

26 апреля




Чтим подвиг блокадников

++++-
Чтим подвиг блокадников Чтим подвиг блокадников

Константин Копылов

В День снятия блокады Ленинграда председатель Оренбургского городского Совета Ольга Березнева посетила блокадницу Людмилу Новикову. Она пожелала Людмиле Васильевне здоровья, долгих лет жизни и передала поздравления от депутатов фракции «Единая Россия» в городском Совете.

В День воинской славы

Напомним, одним из главных дней воинской славы России является день снятия блокады Ленинграда. 27 января 1944 года советские войска полностью сняли длившуюся почти 900 дней фашистскую блокаду города. Человеческая история не знает другого такого примера массового героизма защитников и граждан многомиллионного города, выдержавшего столь длительную осаду и победившего. В этот памятный день уже давно стало традицией чествовать жителей, переживших блокаду. В ходе общения с блокадницей Ольга Петровна отметила важность сохранения памяти о героизме и подвиге тех, кто пережил блокаду Ленинграда.

– Уважаемая Людмила Васильевна, низкий поклон Вам и огромные слова благодарности за то, что сохраняете историческую правду о беспримерном героизме и подвиге советских людей и передаёте её новым поколениям. Сколько бы лет ни прошло, для всего мира подвиг ленинградцев останется образцом мужества, стойкости и несгибаемой воли к победе. Желаю вам крепкого здоровья, благополучия и мирного неба над головой, – пожелала блокаднице Ольга Березнева.

Далее Людмила Васильевна рассказала о своей жизни как в годы блокады, войны, так и в тяжёлое послевоенное время.

«Война, война…»

Жизненный путь Людмилы Васильевны начался в предместьях Ленинграда. По её словам, родилась она в одном из небольших научных городков, затем родители переехали в Ораниенбаум.

– Но так как я была слишком юной, все мои детские воспоминания начинаются именно с Ораниенбаума. На начало войны мне было только четыре года. Папа у меня был партийным работником, окончил партийную школу, а мама работала в детском саду. Момент начала войны для меня врезался в память тем, что все люди бежали и кричали: «Война, война! Немцы идут на нас!». И само слово «немцы» до сегодняшнего дня у меня в памяти осталось как что-то страшное. В те дни у меня даже был нервный срыв, старалась прятаться в тёмной комнате под столом. Гулять нас особо не отпускали, были только дома с братом. Отца призвали на фронт, поэтому мы остались только с мамой. Ораниенбаум, как и Ленинград, также находился под блокадой, люди также голодали. В 1943 году нас отправили в эвакуацию в деревню в Костромскую область. Там я хоть научилась есть, питались в основном картошкой. Хотя во дворах бегали куры, паслись коровы, но мы, как и жители, ничего этого не могли есть. Дело в том, что правление колхоза собирало с населения продукты на фронт. Яйца среди населения были ценнее денег. Перевозили нас по льду через Ладогу, но это я помню только со слов мамы. Она рассказывала, что очень переживала, когда нас везли по льду. У меня в памяти было только то, что мы ехали в товарных вагонах, наполненных большим количеством людей. Несмотря на трудности, в деревне было всё же полегче с едой, особенно летом. Ходили в лес, а там ягоды, – вспоминает Людмила Новикова.

После окончания войны за эвакуированными вернулся отец и забрал семью в военный городок в Ленинградскую область. По воспоминаниям Людмилы Васильевны, там она пошла в школу, а затем вернулись в Ораниенбаум.

– То, что мы оказались в эвакуации, было не только спасением от голода. Но и так вышло, что в наш дом, в котором мы жили в Ораниенбауме, попала бомба. После войны тоже не особо было легко, жили впроголодь. Пока родители работали, мы, дети, ходили получать хлеб. А было и такое, что в школе ребята падали в голодные обмороки. Спустя время в школе нас стали на переменах кормить – стакан молока и кусок хлеба. И обязательно давали рыбий жир, который мы не любили, но он хорошо нас поддерживал. Летом при школе был лагерь, где тоже нас хорошо откармливали, – продолжает наша героиня.

После эвакуации

Как говорит о себе Людмила Васильевна, она гуманитарий, в школе очень любила изучать английский язык. Поэтому, окончив школу, не раздумывая, поступила в педагогический институт им. Герцена в Ленинграде. Город, его архитектура, музеи, сама атмосфера настолько запали в душу молодой девушки, что эту любовь к городу она пронесла, через всю свою жизнь.

– Я так приросла душой к Ленинграду – бывала во всех музеях, пушкинских местах, пересмотрела все оперы, балеты. Город для меня, можно сказать, стал всем, были моменты, когда я не представляла жизни без него. Но после окончания института нам по распределению предложили на выбор города в глубинке. Из всех городов мне приглянулся Чкалов, привлекла набережная, мост, соединявший Европу и Азию. Всё это я узнала из энциклопедии и решила поехать в эти края. Правда, в первые два года я попала в Медногорск, где начала свой педагогический путь. Медногорск мне тоже понравился, там по приезде угостили сладкими и сочными арбузами, в Ленинграде я таких точно никогда не видела. Хлеб там пекли большими караваями, тоже очень вкусный. Поселили меня в хорошем общежитии, в молодёжном городке. Тогда там было очень много рабочей молодёжи. Я работала днём в средней школе, а вечером преподавала в школе рабочей молодёжи. При этом я если бы не вышла замуж, то вернулась бы в свой любимый Ленинград. Мой будущий муж учился в то время в сельхозинституте в Оренбурге и приезжал в Медногорск к родителям. Познакомились мы с ним на танцах, затем знакомство переросло в отношения. Вскоре поженились, так я оказалась в Оренбурге, – рассказывает Людмила Васильевна.

Жизнь в Оренбурге

В Оренбурге её супруг работал почвоведом в агрохимической лаборатории, а она устроилась учителем английского языка в школу №17.

– Здесь у нас с Владимиром Петровичем родилась дочь. На лето я обычно уезжала в Ленинград. Тем более там у меня жила мама. К сожалению, после войны родители расстались. Я думала убедить мужа переехать в Ленинград, но он был не в восторге от города, поэтому не убедила его. А я тем временем очень тосковала по городу, и до сих пор он мне снится. Тем временем в Оренбурге я всё время проработала в одной школе. При этом были предложения перебраться в Ленинград. В школе я отработала 35 лет, но и на пенсии продолжала подрабатывать репетитором по английскому языку. Впоследствии по моим стопам пошла и моя внучка Полина. О войне и тем более о блокаде, по словам Людмилы Васильевны, в её семье не принято было вспоминать.

– К теме блокадников активно вернулись в 1994 году. Мне позвонил брат из Ленинграда и сказал, что надо приехать, так как нам собираются вручать удостоверения блокадников. Что примечательно, он сам ездил в архив ЖЭУ, изучал домовые книги и нашёл сведения о том, что нас вывезли в эвакуацию в 1943 году, – вспоминает Людмила Васильевна.

Поэзия и вера

Как говорит наша героиня, после выхода на пенсию она пришла к вере в Бога. К тому же активно стала увлекаться написанием стихов.

– Стала посещать храм, где познакомилась с семьями священнослужителей, с которыми поддерживаем связи до сих пор. Тогда же судьба меня свела и со знаменитым митрополитом Оренбургским отцом Леонтием. Стихов у меня очень много на самые разные темы, но главные темы – это мой любимый Ленинград и православная вера. Прочту вам стих, посвящённый моему последнему приезду в Санкт-Петербург в 2010 году:

«Надышалась я тобой, Петербург, насмотрелась на тебя, Петербург,

Ты душа моя, мой родной Петербург, ты любовь моя и боль, Петербург.

Я полвека прожила, как в плену, наглядеться на тебя не могу.

Жить я хочу на родимой земле, я устала тосковать по тебе.

Намолилась я в храмах твоих, приложилась я к мощам твоих святых,

Все каналы и речки я обошла, все заветные местечки я нашла.

Возвратилась я к могилкам родным, поклонилась я куполам золотым.

Ты прими меня, мой родной Петербург, дочку блудную прости, Петербург.

Небо серое льёт слёзы надо мной, не простил меня мой город дорогой.

Ах какая в Мойке мутная вода, не вернусь сюда я больше никогда».

 

Справка

Блокада Ленинграда, начавшаяся 8 сентября 1941 года, длилась почти 900 дней. Единственный путь – Дорога жизни, по которому доставлялось в город продовольствие, проложили по льду Ладожского озера. Блокаду города прорвали 18 января 1943 года, но её полного снятия ленинградцам пришлось ждать ещё целый год – до 27 января 1944 года. За годы изоляции Ленинграда погибли, по разным данным, от 400 тысяч до 1,5 млн человек. Только три процента из них – от бомбёжек и артобстрелов, остальные умерли от голода.

Фото orenburg.ru

 

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.