Новости

По информации городского управления пассажирского транспорта, автобусы начнут курсировать до дач и обратно со вторника, 30 апреля. Соответствующее постановление подписано Главой Оренбурга Сергеем Салминым.

27 апреля

27 апреля, по всей стране проводится Всероссийский субботник в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда», инициированного Президентом России Владимиром Путиным.

27 апреля

В Оренбурге приступили к наведению санитарного порядка после прохождения паводка. Для удобства жителей организованы дополнительные площадки временного складирования мебели, предметов быта, пришедших в негодность в результате паводка, и мусора, в том числе крупногабаритного.

26 апреля

В работах задействованы сотрудники МЧС России. При помощи мобильных комплексов спецобработки они дезинфицируют улицы, детские площадки, придомовые и другие территории Оренбурга, попавшие в зону подтопления. Всего специалистами продезинфицировано более 70 домов и придомовых участков и более 752 тысяч квадратных метров площади (это придомовые площадки и скверы, дороги, тротуары и иные территории).

26 апреля

Массовая акция по наведению чистоты состоялась в областном центре сегодня, 26 апреля, в рамках весеннего месячника благоустройства и озеленения.

26 апреля




Семейный портрет в интерьере сцены

-----

Искандер Бигеев

Премьерой завершил прошедший год Государственный татарский драматический театр имени Мирхайдара Файзи. Оренбуржцам был показан спектакль по пьесе Флорида Булякова "Любишь - не любишь?.." Это был режиссерский дебют народного артиста Башкортостана Вакиля Юсупова. Он и его супруга артистка Альфира Юсупова теперь работают в нашем театре. И этот выбор сделан ими не случайно.

Творческая концепция оренбургского татарского театра и его художественного руководителя заслуженного деятеля искусств Республики Татарстан Рустама Абдуллаева - это смелое образное решение и ломка старых традиционно накатанных приемов. Сегодня таким новаторским театральным языком заявляет о себе новая волна драматургов и режиссеров. Первопроходцам всегда трудно. Сколько споров было на сдаче спектакля "Не все коту масленица" в том же татарском театре. Многие приверженцы традиционной интерпретации драматурга Островского не соглашались с режиссером-постановщиком Рустамом Абдуллаевым, который пошел на смелый эксперимент: перенес действие из купеческого Зарядья XIX века в среду "Новых русских" конца ХХ века. Такой временной срез сегодняшней жизни дает обобщенный и собирательный образ нашего бытия в историческом аспекте.

Еще один спектакль этого же режиссера по пьесе Флорида Булякова "Выходили бабки замуж", построенный по такому же принципу, из разряда "спорного шедевра" стал популярным "гвоздем сезона". Сегодня пьесу башкирского автора ставят в десятке русских театров страны, в том числе и в нашем областном драматическом театре.

И вполне закономерно, что для своего дебюта в Оренбургском татарском театре Вакиль Юсупов взял еще одну пьесу именно Флорида Булякова. Автор не связывает себя жанровыми ограничениями, назвав пьесу трагикомедией, он предоставляет постановщику возможность своего прочтения. Что и сделал Вакиль Юсупов: получился фарсовый спектакль-притча.

Доживают свой век старые Абдулла и Фатима. Жили, как все в те годы их односельчане. А может быть, и не как все, потому что не исполнили свой основной жизненный долг: потомства не вырастили, дерева только не посадили - вырубили даже не ими посаженные. А дом, хотя и построили, но тепло в очаге не сберегли. В общем, жили, счастливые своим неведением, что так жить нельзя. Прозрение наступает слишком поздно, когда уже начинают бить часы урочные, и суд совести выносит свой вердикт, осыпая лепестки судьбы-ромашки.

Действие, как и положено в притчах, происходит в двух временных пространствах: молодые Абдулла и Фатима совершают поступки, и они же в пожилом возрасте их анализируют и делают выводы. И не только в этом притчевость: есть сцены, когда эти персонажи-двойники общаются между собой. Кульминационной сценой и является такая встреча молодой Фатимы, решившейся на отчаянный шаг от безысходности, с Фатимой, уже умудренной жизненным опытом и удерживающей свою молодую ипостась от роковых поступков.

Такова фабула спектакля. В финале однозначно и жизнеутверждающе дан ответ на вопрос, вынесенный в название пьесы.

Заслуживает самой доброй оценки работа художника Раифа Нуретдинова, сумевшего сказать свое слово в таком малом пространстве, которое предоставили ему стесненные условия фойе, превращенного в зрительный зал со сценой. Фантасмагория, взятая как ключ образного решения сценографии спектакля, позволила ему справиться и с введенными режиссером элементами нечистой силы, и с экскурсом в прошлое. Органически уживаются мажорные картины цветущего сада, а пни вырубленного леса, вносят тревожные ноты в развитие действия. И, видимо, не было особых противоречий между режиссером и художником, если зрители с пониманием воспринимают то, что в реалии сюжетной канвы вплетаются призрачные, фантастические картины и фигуры.

Актерский ансамбль, занятый в спектакле, режиссер назвал своими единомышленниками, да иначе, видимо, невозможно воплощать свою концепцию в природу игры актера.

Главные роли в двух составах исполняют Вакиль и Альфира Юсуповы и Рафаиль и Нурия Фатыховы, семейные пары, за плечами которых уже немалый жизненный опыт. И театральный вариант жизни в предлагаемых обстоятельствах они проживают, можно сказать, не только по ремаркам пьесы и творческим находкам режиссера.

Спектакль получился во многом симптоматичным и внятно зафиксировал определенные тенденции как внутри театра, связанные с выбором темы и способов их воплощения, так и вне его, что проявилось в отношении к спектаклю зрителей и в критериях оценок театроведов. Одну из них хочется привести в заключение. Ее высказал в интервью народный артист России, художественный руководитель областного драмтеатра Рифкат Исрафилов: "При ограниченных технических возможностях театр с честью выходит из создавшегося положения, преодолевая тот кризис, который наступает на нас каждый день. Что толку все время восклицать - этого нет, другого нет! Духовное должно быть. Мы должны работать. Театр всегда был и остается главным барометром общества. Когда он работает на положительную сторону, обществу легче. Наши политики должны это понять - без духовности Россия жить не сможет. К театру надо относиться серьезно".

На снимках: народный артист Башкортостана Вакиль Юсупов и Альфира Юсупова в ролях Абдуллы и Фатимы; артисты Айрат Хабибуллин и Зульфия Мавлютова в ролях молодых Абдуллы и Фатимы.

Фото Ларисы Терентьевой.

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.