Новости

По информации городского управления пассажирского транспорта, автобусы начнут курсировать до дач и обратно со вторника, 30 апреля. Соответствующее постановление подписано Главой Оренбурга Сергеем Салминым.

27 апреля

27 апреля, по всей стране проводится Всероссийский субботник в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда», инициированного Президентом России Владимиром Путиным.

27 апреля

В Оренбурге приступили к наведению санитарного порядка после прохождения паводка. Для удобства жителей организованы дополнительные площадки временного складирования мебели, предметов быта, пришедших в негодность в результате паводка, и мусора, в том числе крупногабаритного.

26 апреля

В работах задействованы сотрудники МЧС России. При помощи мобильных комплексов спецобработки они дезинфицируют улицы, детские площадки, придомовые и другие территории Оренбурга, попавшие в зону подтопления. Всего специалистами продезинфицировано более 70 домов и придомовых участков и более 752 тысяч квадратных метров площади (это придомовые площадки и скверы, дороги, тротуары и иные территории).

26 апреля

Массовая акция по наведению чистоты состоялась в областном центре сегодня, 26 апреля, в рамках весеннего месячника благоустройства и озеленения.

26 апреля




"Печать эпохи на челе..."

-----

Надежда Емельянова

В последнее десятилетие уходящего века исследователи изобразительного искусства беспристрастно констатируют угасание художественного интереса к одному из жанров, главенствующих в живописи не одно столетие, - портрету. Очевидно, сама жизнь с ее все усиливающимся прагматизмом и одновременно механистически унифицированной цивилизованностью не располагает к прилежному вглядыванию в человеческое лицо, которое как ничто другое отражает самую что ни на есть глубинную сущность "хомо сапиенса" - его духовный мир. Тем неожиданней и интересней оказалась выставка, открывшаяся в зале на Володарского. Она объединила в целостную, логически завершенную панораму почти полторы сотни работ тридцати с лишним авторов.

По единодушному мнению большинства зрителей, пришедших на открытие, инициатор и исполнитель проекта художник Владимир Ерышев с блеском выполнил им же самим поставленную задачу: он тщательно продумал, концептуально выстроил и создал экспозицию, которая с наибольшей полнотой представила оренбургскую школу живописи в жанре портрета. Именно поэтому выставка стала не просто очередным дежурным событием в культурной жизни города. Она как будто заново открыла всю непознаваемость, все многообразие, все богатство возможностей портрета как такового: его хрестоматийную классификацию - бытовой, интимно-камерный, парадный, групповой портрет, а также стилевую градацию - романтический, классицистический, реалистический, тяготеющий к современным авангардным направлениям, - в общем, все то, что позволяет говорить о жанре как необыкновенно пластичной, видоизменяющейся форме изобразительного искусства, по которой можно изучать особенности ведущих стилей в живописи разных времен.

Не менее важна и содержательная сторона портрета как художественного объекта: в нем органически соединяются внутренний мир портретируемой модели и нравственно-эстетическая позиция самого художника. А поскольку каждый человек в той или иной степени несет в себе образ эпохи, в которой он живет, то в каждом портрете порой непостижимым образом присутствует наравне с конкретным лицом и авторским замыслом еще и само время. Именно этот образ эпохи превращает обычные холст и краски, карандаш и картон в художественное произведение, приобретающее бессрочную ценность и значимость.

Давая оценку выставке, искусствовед Наталья Свирина очень кстати напомнила высказывание известного нидерландского историка и философа культуры Йохана Хейзинга: "Когда мы смотрим на эпоху, она являет нам конгломерат всех бедствий и мерзостей, а когда перед нами возникает искусство эпохи, то вместо крови и грязи остаются свет и доброта".

Масштабность и многоплановость выставки посчитал нужным подчеркнуть и председатель областного комитета по культуре и искусству Виктор Ренев, увидев в ней преемственность основополагающих заветов классического искусства. "Вглядываясь в огромный лоб Леонардо да Винчи, мы понимаем, сколь трудным и сложным было его время, - сказал Виктор Васильевич. - Сегодня о своем времени нам говорят лики наших современников, глядящие с портретов оренбургских художников. Какова наша эпоха? Они отвечают на этот вопрос, а может, задают его нам..."

Тематический принцип построения экспозиции позволил организатору представить и своеобразный временной срез, включив в нее работы разных лет, что безусловно дает дополнительный повод для размышлений о творческих путях и судьбах художников и их произведений. Так автопортрет Николая Соколова тридцатилетней давности словно перекликается с только что написанным автопортретом Рашида Асаева.

И все-таки основное ядро экспозиции составляют работы именно портретистов, художников, которые посвятили этому жанру немалую часть своей творческой жизни. Их не так уж много в Оренбурге: из старшего поколения - все тот же Николай Соколов, Николай Ерышев, Андрей Преснов, Александр Овчинников, Геннадий Глахтеев, а из более молодых - Юрий Рысухин, Александр Масловский, Владимир Ефарицкий, Василий Тюлькин, Марина Борисова, сам Ерышев-младший.

- Но ничто не помешало участвовать в выставке тем художникам, которые и в профессиональной среде, и в сознании любителей изобразительного искусства являются представителями иных направлений, например, пейзажисты, графики, приверженцы современного модернизма, - подчеркивает Владимир Николаевич. - Главным критерием был художественный уровень. Так что есть в экспозиции работы таких авторов, которые за всю свою жизнь, может, и написали один-два портрета. Для меня не важен был ни возраст художника, ни регалии, ни его художественные ориентации: лишь то, что я считал достойным высокой профессиональной оценки, принималось безоговорочно.

- И вам удалось в процессе отбора картин избежать конфликтных ситуаций, ведь наверняка пришлось что-то и отвергнуть?

- Конечно, далеко не все из предложенного было принято. Но я человек, в общем-то, неконфликтный, поэтому всегда в таких случаях стараюсь выбирать необидные слова, убеждать. Пока мне это удается. Работа эта насколько хлопотная, настолько и интересная. Мне самому было любопытно обнаружить прежде незамечаемое качество: при всем стилевом многообразии я увидел нечто общее - оренбургскую школу. В Москве, например, так не пишут. Это даже трудно объяснить, но тенденция прослеживается довольно четко.

Пожалуй, к разряду еще одной особенности можно отнести и то, что уже не первая оренбургская выставка устраивается одним человеком. То есть художники все чаще уходят от привычного способа организации методом коллективного, худсоветовского отбора. К этому можно по-разному относиться, но все-таки всегда интереснее наблюдать плоды неординарного индивидуального подхода, своего рода личный знак качества. Да, очевидно, и Владимир Ерышев не лишен каких-то пристрастий. Но если у художника есть твердая профессиональная позиция, художественный вкус, то хочется простить даже некоторую долю его предвзятости, согласиться с его предпочтениями. Пусть тот, кто не побоится бесконечной суеты, неизменно сопровождающей создание новой выставки, возмется за организацию следующей экспозиции и сделает все по-другому, как он считает нужным.

Кстати, портретов, предлагаемых и не вошедших в ерышевскую галерею, осталось еще на три выставки. И это, думается, самое главное, ибо сей факт говорит о том, что оренбургские художники, несмотря ни на что, полны творческого горения.

Фото Ларисы Терентьевой.

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.