Новости

По информации городского управления пассажирского транспорта, автобусы начнут курсировать до дач и обратно со вторника, 30 апреля. Соответствующее постановление подписано Главой Оренбурга Сергеем Салминым.

27 апреля

27 апреля, по всей стране проводится Всероссийский субботник в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда», инициированного Президентом России Владимиром Путиным.

27 апреля

В Оренбурге приступили к наведению санитарного порядка после прохождения паводка. Для удобства жителей организованы дополнительные площадки временного складирования мебели, предметов быта, пришедших в негодность в результате паводка, и мусора, в том числе крупногабаритного.

26 апреля

В работах задействованы сотрудники МЧС России. При помощи мобильных комплексов спецобработки они дезинфицируют улицы, детские площадки, придомовые и другие территории Оренбурга, попавшие в зону подтопления. Всего специалистами продезинфицировано более 70 домов и придомовых участков и более 752 тысяч квадратных метров площади (это придомовые площадки и скверы, дороги, тротуары и иные территории).

26 апреля

Массовая акция по наведению чистоты состоялась в областном центре сегодня, 26 апреля, в рамках весеннего месячника благоустройства и озеленения.

26 апреля




Манеж Сарвата Бегбуди

-----

Искандер Бигеев, фото автора

Утверждение о том, что гены таланта "отдыхают на детях", начисто отменяется, когда речь заходит о цирковых династиях. Поэтому в цирке не так уж часто услышишь: "Он родился в сорочке". Гораздо чаще: "Он родился в опилках".

Сарват был настоящим цирковым ребенком. Сколько себя помнит, он помнит запах конюшни и зверинца, артистические гардеробные и манеж, где проходило его детство. Все родственники были цирковые артисты и Сарвату они говорили, что тот, кто хоть раз переступил барьер манежа, не знает дороги обратно.

Дед Сарвата Мухамед Ходжаев, сын портного из Коканда, первым в их роду связал свою жизнь с цирком. Был акробатом, канатоходцем, дрессировщиком. Слава о нем шла по всему Туркестану, народ называл его Мухамед-чаккан, то есть Мухамед-ловкий, за виртуозность и легкость исполнения головокружительных трюков на трапеции. В 1918-1920 годах он воевал против басмачей в рядах мусульманского взвода 1-го Оренбургского полка.

За свою жизнь Мухамед Ходжаев перепробовал все цирковые жанры, но основным все же стала дрессировка лошадей.

Свою судьбу связали с цирком его дети Ловар, Лола и внук Сарват. Когда мальчику исполнилось пять лет, дед посадил его на лошадь, а через два года впервые вывел на манеж. Было это в городе Уссурийске на утреннем представлении. А потом его ввели в номер гротеск-наездников, где выступали его дядя Ловар и мама, народная артистка Узбекистана Лола Ходжаева в номере "Двойной гротеск".

В 1958 году на манеж Магнитогорского цирка выехали на трех лошадях Ловар, Лола и Сарват. Наездники мчались навстречу друг другу и на встречном движении Лола прыгала через два обруча, Ловар крутил сальто-мортале через три ленты, а Сарват прыгал через шесть лент. Так состоялся профессиональный дебют 13-летнего артиста в рекордном номере - "Тройной гротеск".

В 1959 году в Сочинском цирке Сарват увидел жонглера на лошади Николая Ольховикова. Словно влитой стоял он на спине скачущей по манежу лошади и жонглировал мячиками, горящими факелами, балансировал поднятым на подставке подносом с наполненным графином и бокалами.

Есть в цирке жонглеры и есть наездники. А вот Николай Ольховиков соединил эти две профессии. Для молодого Сарвата в те годы это было пределом мечтаний и стало целью жизни. Наездник он был прекрасный, а вот жонглировать, стоя на крупе бегущей лошади, он еще не пробовал. Перебрасывать три шарика в цирке умеют даже униформисты, а вот чтобы работать с пятью и более предметами - нужна школа и опытный наставник.

С той поры Сарват начал тренироваться в искусстве жонглирования. Шефство над ним взяли знаменитые жонглеры Кисс. Упорство и настойчивость начинающего жонглера дали первые результаты - и самой лучшей наградой была оценка самого Николая Ольховикова. В программе летнего цирка в Москве они как-то даже работали вместе. Так родился собственный номер Сарвата Бегбуди "Жонглер на лошади", с которым он проработал 35 лет - очень редкий случай долголетия номера в этом сложном жанре.

Еще одна памятная встреча была в жизни Сарвата: в их семью вошел Юрий Владимирович Дуров. Сарвату везло в жизни на хороших людей, у которых было чему поучиться. Виолетта и Александр Кисс, Николай Ольховиков помогали постигать искусство жонглирования. А вот теперь Юрий Владимирович Дуров стал знакомить его с секретами своего мастерства.

Номер со слонами Сарват начал репетировать вместе с Ольгой Денисовой, выпускницей Государственного училища циркового искусства. Дебют состоялся в Краснодаре в начале семидесятых годов и оттуда дрессированные слоны Сарвата и Ольги двинулись в свое триумфальное шествие по манежам страны. Номер проходил в форме живого и веселого общения, в традициях русской, так называемой дуровской школы гуманной дрессировки. Это и было отмечено в 1977 году на Всесоюзном конкурсе на лучшие цирковые номера и аттракционы.

В 1987 году новый этап в творчестве Бегбуди - выпущен аттракцион "Тигры на лошадях". Идея сделать хищников жокеями была не нова, но воспринималась в цирковой среде как неординарный эксперимент. К счастью, все обошлось и номер просуществовал до 1991 года, когда Сарвата Бегбуди осенила идея нового номера с белыми тиграми.

Приобретенные в Америке тигры-альбиносы сегодня успешно работают в Оренбурге в единственном в России аттракционе "Чудо ХХ века - белые тигры Америки".

Но у Сарвата Бегбуди уже новая идея, над воплощением которой он сейчас работает в нашем городе.

В цирковом авизо манеж расписан по часам. Каждое утро - часы Бегбуди. Закончив репетицию с тиграми, он выводит на менеж лошадей. Все они вороные, голландские "Фризы". Их отличительная "визитка" - мохнатые канты-"щеточки" над копытами. В основной группе шесть жеребцов и седьмой по кличке Чико - исполнитель финальных трюков номера. И у каждого свой характер, есть драчуны и флегматики. У жеребцов в табуне всегда идет борьба за лидерство. Задача дрессировщика - гасить эти инстинкты. Его инструмент - манежный бич - шамбарьер. Его еще сравнивают с дирижерской палочкой. С помощью этого нехитрого "инструмента" дрессировщик управляет лошадьми: подает им сигналы, направляет движение, перестраивает - словом, подчиняет своей воле. В цирке такая работа с лошадьми называется "свободой", т.е. свободной дрессировкой.

Номер, который готовит на манеже оренбургского цирка Сарват Бегбуди и Светлана Травникова, будет иметь сюжетную канву. Это цирковая интерпретация на темы комедии Бернарда Шоу "Пигмалион" под мелодии Лоу к мюзиклу "Моя прекрасная леди". Артисты пока держат в секрете свои творческие задумки. Хотя они и не суеверные, но афишировать до премьеры считают нехорошей приметой.

А премьеру обещают в один из завершающих дней гастролей в Оренбурге.

Вот такой манеж у народного артиста России Сарвата Бегбуди. Он постоянно в творческом и оригинальном поиске: если уж тигры, то единственные в России - белые, если лошади - то опять же впервые завезенные к нам голландские "Фризы". И всегда на первом месте - работа.

Даже романтика таких легендарных цирковых имен, как Дуровы, Ходжаевы, Бегбуди, бледнеет и отходит на задний план, когда узнаешь, как и сколько эти люди трудятся. Чем знаменитее в цирке фамилия, тем больше человек бывает занят, не считаясь ни с днями рождения, ни с праздниками, ни с выходными.

Зато у них каждый день - премьера. Сегодня и ежедневно.

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.