Новости

Апрель в Оренбурге традиционно месяц благоустройства и озеленения. Традиционно до майских праздников в городе проходят уборка мусора и прошлогодней листвы в парках, скверах и других общественных территориях, смета с городских магистралей, ремонт и восстановление малых архитектурных форм, посадка цветов, деревьев и кустарников, подготовка клумб и цветников, ликвидация несанкционированных свалок, помывка остановочных павильонов и многое другое.

24 апреля

Об этом свидетельствует статистика, представленная городским управлением ЗАГС. С 15 по 21 апреля 77 пар официально зарегистрировали отношения, 56 пар, напротив, оформили развод.

23 апреля

22 апреля комиссия, в состав которой вошли начальник управления пассажирского транспорта администрации Оренбурга Игорь Тейковцев, председатель правления Оренбургского некоммерческого союза садоводов Галина Дроздова, представители управлений пассажирского транспорта, капитального строительства администрации города, МКП «ОПП», перевозчики, проехала и оценила состояние автомобильных дорог, ведущих к дачным массивам.

23 апреля

23 апреля, первый заместитель Главы города Алексей Кудинов провел очередное совещание по вопросу централизованного вывоза мусора из домов, пострадавших от паводка. В совещании приняли участие директор регионального оператора по вывозу мусора ООО «Природа» Петр Александрович, заместитель директора регоператора по правовым вопросам Дмитрий Цветков, первые заместители глав Южного и Северного округов Оренбурга Евгений Швецов и Артем Учкин, начальник управления охраны окружающей среды администрации города Анна Зацепина.

23 апреля

В рамках весеннего месячника по благоустройству и озеленению рабочие зеленого хозяйства МКУ «БиОз» завершили посадку цветов в парке им. Перовского на улице Цвиллинга. Сегодня, 22 апреля, к посадкам приступили в сквере у Дома Советов. Клумбы у фонтана здесь украшают кустами белых и красных роз разных сортов.

22 апреля




"Колокола - на машины и тракторы..."

-----

Татьяна Судоргина, завотделом облгосархива

Поют над Оренбуржьем колокола и возвращенных верующим, и совсем недавно построенных церквей, расписывая орнаментом звона сложный период в истории государства российского на рубеже ХХ и XXI столетий. Их жизнь только начинается, а в судьбе колоколов, украшавших оренбургские храмы с незапамятных времен, бывало всякое...

Оренбуржцам, надеюсь, будет интересным знакомство с архивными документами 70-летней давности, отражающими сложный для церкви "период борьбы с колокольным звоном".

Оренбургская газета "Смычка" в декабре 1929 года сообщала: "Особенно сильно волна требований запрещения звона и передачи колоколов прокатилась в нынешнем году, когда пятилетний план социалистического строительства поднял активность масс до небывалых размеров... Каждый трудящийся напрягает все силы на ускорение процесса социалистической стройки, встречая на пути затруднения, связанные с недостачей цветных металлов, обращает взор на колокола, бесцельно висящие на колокольнях церквей".

Накануне нового 1930 года общее собрание курсантов военной школы выступило с призывом к трудящимся города Оренбурга обсудить на своих собраниях вопрос о запрещении колокольного звона и передаче колоколов. "Колокола должны быть перелиты в машины и тракторы", - говорилось в нем.

Представители Оренбургского Союза воинствующих безбожников в рождественские дни выдвинули лозунг "Не нарушайте отдыха трудящегося колокольным звоном!"

Поддерживая безбожников, газета "Смычка" опубликовала заметку "Против отдыха под воскресный колокольный звон": "Нельзя не признать, что в деле ликвидации "воскресенья" не все еще сделано. Характерно, что по школьной линии в районах округа воскресенье уже изгнано из обихода. Чтобы покончить с воскресеньем, все районы по соцсоревнованию решили отдыхать в те дни, в которые в данном селе приходится базар. Такова история смерти воскресенья в деревенской школе.

До введения сплошной непрерывки мы предлагаем днем отдыха в г. Оренбурге установить тот день недели, в который в январе 1919 г. взвился красный флаг советской власти над Оренбургом. Как будто, этот день был среда..."

В редакцию газеты "Оренбургская коммуна" непрерывным потоком шли постановления общих собраний граждан о снятии колоколов с церквей, появилась рубрика "Против колокольного трезвона": "Колхозникам колокольный звон не нужен, подавай нам тракторы", - просили жители села Матвеевки Сорочинского района. Колокола были сданы в тракторный фонд. Матвеевцы предложили поступить так же жителям сел Старая Белогорка и Филипповка. "Долой бога и всех святых", - это цитата из заявления крестьян хуторов Бостанжогловского, Репного и Ягодного Покровского (ныне Новосергиевского) района, - Петр Великий переливал колокола на пушки, мы переплавим их на тракторы".

При этом читателям внушали, что запрещение колокольного звона и снятие колоколов нельзя рассматривать как гонение на религию, а просто "у нас в СССР лучшая часть населения рабочего класса и передового крестьянства уже давно порвала с религией. Те, кто еще держится за религию,.. могут ходить молиться в церковь без звона, а по часам. Колокольный звон, когда большинство населения в нем не нуждается и в церковь не ходит, надо рассматривать как нарушение общественного порядка".

"Колокола - на тракторы" требовал военный корреспондент "Смычки" Бурный: "Наша страна нуждается в металле. Нашим полям, покрывающимся сплошными бедняцко-середняцкими колхозами, нужны сотни и тысячи тракторов. И в то время... на колокольнях церквей совершенно бесполезно висят сотни тысяч драгоценного металла. На колокольнях церквей Оренбурга бесцельно висит 10000 пудов металла. Мы требуем снять колокола со всех церквей и пустить этот драгоценный металл на тракторы. Время покончить с колокольным звоном".

Представители школы ь22 обратились к землякам со следующим воззванием: "В центре чисто пролетарских окраин города, носящих заслуженные в гражданских боях названия Красного и Ленинского городков до сего времени - на 13-й год Октября позорным черным пятном стоит очаг мракобесия и борьбы с новым бытом - церковь. Не может быть слияния заводских гудков, зовущих к социалистическому труду, и звона колоколов, зовущих к старому темному прошлому. Школа как одна из передовых колонн социалистической культуры и нового быта призывает всех трудящихся присоединиться к требованию о закрытии церкви в Красном городке. А колокола по примеру уже многих трудящихся СССР отправим на индустриализацию страны Советов".

"Мы наш, мы новый мир построим!" - под таким названием в окружной газете опубликована информация о пленуме горсовета, состоявшемся 2 февраля 1930 г.: "Учитывая отсутствие в Оренбурге Дома культуры и помещения для удовлетворения возросших культурных нужд трудящихся, учитывая наличие огромного количества полупустующих учреждений религиозного культа, пленум городского Совета на основе требований рабочих коллективов и трудящихся города о закрытии церквей, мечетей,синагоги и о снятии колоколов, постановил: удовлетворить требования трудящихся - закрыть кафедральный собор, Вознесенскую, Преображенскую, Серафимовскую и Богословскую церкви, синагогу ь1, мечети на арендованных местах, новой стройке, Карачах и при татпедтехникуме, а также снять колокола со всех церквей города и передать их в фонд постройки Дома культуры в Оренбурге. Все здания закрытых церквей и мечетей передать под очаги культуры".

От города не отставала "советская, коллективизирующаяся" деревня. После выступления в клубе с. Гамалеевки Сорочинского района военного врача, с помощью "ярких фактов, доказавшего вредность алкоголизма и религии", сельчане дали согласие на снятие колоколов. Жители села Тугустемир Троицкого (теперь Тюльганского. - Т.С.) района совместно с рабочими стекольного завода, собравшись в день смерти Ленина, постановили: "снять все колокола с Никольской церкви (общий вес 4.360 кг), передать их промышленности, а стоимость внести на приобретение тракторов". Граждане с. Нестеровки Сорочинского района единогласно решили снять колокола с сельского храма и "вызвали" все села района последовать их примеру.

В селе Новоникольском Шарлыкского района "порешили" снять колокол: 50% стоимости передать в счет задатков на тракторы, а 50% "употребить" на увеличение продовольственного фонда. В поселке Юртаевском пошли дальше - в фонд "тракторизации" передали не только колокола, но и всю церковную утварь.

Под заголовком "Оренбург избавляется от церковного трезвона" газета "Смычка" сообщила о том, что представители горсовета и общественных организаций 14 февраля 1930 г. приступили к выполнению многочисленных требований трудящихся Оренбурга, оформленных пленумом горсовета в постановлении о снятии колоколов, передаче их нуждающимся в металле заводам и о закрытии церквей, мечетей, собора и синагоги ь1.

Тогда же на первой странице под рубрикой "хлеб металлозаводам" публикуется фото - о подготовке к спуску колокола с Вознесенской церкви.

У нас есть возможность как бы присутствовать при снятии колоколов с Вознесенской церкви - сохранилось свидетельство очевидца: "На Гостином дворе - людское скопище. "Паломники" с толчка, завсегдатаи уличных сцен, случайные прохожие и беспризорная голытьба. Толпа накручивается, как снежный ком. Сотни глаз устремлены на церковь. В амбразуре колокольни копошатся рабочие, чернеют лесенки, свисают канаты.

- С утра возятся и никак не могут изловчиться, - замечает деловито "засаленный полушубок", - разве с таким струментом возьмешь его окаянного, чай, не горшок сбросить!

- Ох, родненькие, сорвется, беды не оберешься, - в паническом ужасе говорит "рязанская баба".

- Ничего, кума, яичница будет, - утешает ее гражданин в заячьем треухе.

- Осади назад! - отодвигает толпу вездесущий блюститель порядка.

Семипудовые "жены мироносицы", прикрываясь концом пухового платка, зловеще шепчутся: "Страсти господни! Светопреставление! Не допусти, владычица! Разрази нечестивых!"

Монашка-"черничка" сообщает исподтишка о сезонном чуде: "В Москве снятые колокола вознеслись на небо. В Киеве колокольня стряхнула антихристовых мастеров. А в Сибири огонь господний опалил безбожников!"

- Брось трепать-то языком! Не мути головы! Довольно морочили нас своими чудесами, - вмешивается в разговор рабочий. Христовы "делегатки" испуганно озираются и рассасываются в толпе.

- Чего это глазеет народ, аль пожар? - спрашивает новичок.

- Колокола льют, - шутит "присяжный острослов".

Скрывшийся за инициалами "Т.Б.", другой оренбуржец оставил для нас репортаж о снятии колоколов с Казанского собора: "Как ни говори, может, не бог, а какая-то сила над нами есть... Почему-то ведь идет снег, а не дождь?! - говорит старуха.

- Ну, бабка, - авторитетно заявляет ей милиционер, - это сила науки.

- Наука! Много вы с вашей наукой делаете. Вот летошний год недород был и наука ваша ни при чем.

Толпа растет. Подходят все новые и новые люди, пялят глаза наверх - туда, где в небо седое и снежное вздымаются купола собора. Там на колокольнях чернеют фигуры нескольких рабочих, крепящих блоки для спуска колоколов.

- Дедушка мой участвовал в стройке этого собора... Лет тридцать назад это было, когда колокол отливали вот здесь, - говорит один из зрителей и тычет пальцем в сторону, где из-под снега, близ железной ограды по ветру бьются тонкие ветви кустов.

- Молебны заказывали, колокола отливали - купчихи с себя кольца и брошки золотые срывали - кидали в расплавленную медь. Там в колоколах не только медь, а и серебро для звона прибавлено... Богатство ведь, а без толку сколько времени пропадало...

- Когда-то снимут колокола эти?

- Шут их знает, с утра работают...

В порыжевшей, когда-то богатой мантилье, такая же порыжевшая и поблекшая женщина подхватывает:

- Вот при мне колокола-то ставили, в полчаса и подняли, и укрепили, а тут ишь сколько возятся.

- Бог мешает... Не хотит, чтобы колокола забрали, - вставляет реплику рабочий и толпа хохочет.

- Перед страшным судом это, - шепчет, оглядываясь по сторонам старуха, - я вот, милые мои, на эту церковь самую копейки давала.

Проходит рабочий, останавливается на минутку и смотрит на колокольню.

- А ну-ка, ребята, позвони в последний раз!

- Ну хорошо теперь, клуб будет хороший, да и близко ходить!

На колокольне рабочий, подвешивающий блок, ударил по колоколу и он надтреснуто загудел.

- Ишь плачет...

- Бросай! - крикнул кто-то и колокол в несколько сот пудов тяжестью грохнул на землю, зазвенел, расколовшись на несколько частей, и под ударом заходила земля.

Около медных кусков колокола, впившихся в землю, кучится уже тающая толпа...

- Наконец-то, выполнили требование наших собраний. Металла много. Тут в колоколах только с одного собора 1800 пудов меди - это сколько тракторов выйдет!"

Не хочется верить в искренность слов: "Толпа смотрит спокойно, деловито, равнодушно на это небывалое историческое зрелище..."

И теперь мы знаем, что ошибался автор этих строк, провозглашая: "Мы являемся последними слушателями церковного "благовеста". Наши дети и внуки не будут слышать ни вечернего звона, нашедшего музыкальное отражение в дворянской поэзии, ни пасхального пьяного гвалта "сорока сороков", ни мрачных траурных мотивов, напутствующих человека в последний путь. Церкви немеют... Колокола отпевают самих себя и своих тысячелетних владык... Слышится последний похоронный звон. Религия уходит в могилу. Но медь колоколов, крещенная в безбожной заводской купели, запоет могучий торжествующий гимн труда. На место умирающего "благовеста" колоколов идет величественный благовест машин".

На заседании президиума Оренбургского горсовета 5 апреля 1930 г. принято постановление: "1) Ввиду окончательного снятия колоколов и принятия Рудметаллторгом, но отказа последним оплаты их стоимости, мотивируя, что оплатит производство в централизованном порядке, а посему поручить Горфинчасти предъявить счет Рудметаллторгу о взносе причитающихся сумм.

2) Учитывая напряженность местного городского бюджета, а также необходимость постройки в городе Дома культуры просить Окрисполком о возбуждении ходатайства перед Крайисполкомом о передаче всех 100% вырученных средств за колокола в местный бюджет для постройки Дома культуры..."

Не везде поспешили выполнить решения о снятии колоколов. Осенью 1931 г. в "Оренбургской коммуне" автор небольшой заметки возмущался: "Поселок Берды Оренбургского района коллективизирован на 97 процентов и несмотря на это, по поселку до сих пор разносится колокольный звон. Колхоз "Ленинский луч" не имеет зернохранилища. Помещение церкви вполне можно использовать для этого. Берды не имеют хорошего культурного центра. В помещении, занимаемом церковью, можно организовать и кинотеатр..."

Меняются времена, и вновь звучат церковные колокола. Да минует их участь предшественников...

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.