Новости

По информации городского управления пассажирского транспорта, автобусы начнут курсировать до дач и обратно со вторника, 30 апреля. Соответствующее постановление подписано Главой Оренбурга Сергеем Салминым.

27 апреля

27 апреля, по всей стране проводится Всероссийский субботник в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда», инициированного Президентом России Владимиром Путиным.

27 апреля

В Оренбурге приступили к наведению санитарного порядка после прохождения паводка. Для удобства жителей организованы дополнительные площадки временного складирования мебели, предметов быта, пришедших в негодность в результате паводка, и мусора, в том числе крупногабаритного.

26 апреля

В работах задействованы сотрудники МЧС России. При помощи мобильных комплексов спецобработки они дезинфицируют улицы, детские площадки, придомовые и другие территории Оренбурга, попавшие в зону подтопления. Всего специалистами продезинфицировано более 70 домов и придомовых участков и более 752 тысяч квадратных метров площади (это придомовые площадки и скверы, дороги, тротуары и иные территории).

26 апреля

Массовая акция по наведению чистоты состоялась в областном центре сегодня, 26 апреля, в рамках весеннего месячника благоустройства и озеленения.

26 апреля




Красота исцеляющая

-----

Надежда Емельянова

В выставочном зале на Володарского развернута персональная выставка оренбургского художника Александра Лященко, приуроченная к двум знаменательным датам: всенародному празднованию 55-летия Победы и личному 75-летнему юбилею автора вернисажа.

Биография Александра Иосифовича являет собой удивительный пример воистину чудодейственного, целительного влияния искусства на становление личности, на саму судьбу человека.

Со школьной скамьи, не успев даже вчерне наметить для себя дальнейший жизненный путь, простой оренбургский парнишка Александр Лященко вынужден был проходить суровые "университеты" Великой Отечественной войны. Довелось ему выдержать экзамен на мужество и стойкость в сражении на знаменитой Курской дуге, участвовать в кровопролитном бою под Прохоровкой. Был молодой боец дважды ранен.

И вот лежа после наиболее тяжелого ранения в Пятигорском госпитале, сквозь неутихающую боль увидел однажды юноша белоснежную вершину Эльбруса в лучах закатного солнца. И так поразила его эта показавшаяся неземной красота, что не мог он оторвать взгляда от нее, даже про боль как будто забыл. Тогда-то и зародилось впервые подспудно еще не обозначенное конкретно желание: запечатлеть все, что есть прекрасного на земле, собственноручно остановить и увековечить яркие мгновения жизни.

Наверное, не обошлось и без счастливых случайностей - в палате оказался старший и более "осведомленный" в делах искусства сослуживец: от него Саша услышал такие диковенные для него слова, как "палитра", "мольберт", поверил, что можно взять и попробовать что-то нарисовать самому. Так вот в госпитале, еще весь перебинтованный, едва начавший самостоятельно передвигаться, он впервые взял в руки тюбик масляной краски и кисть. Никто ему не объяснял как пользоваться ими - что надо предварительно смешивать краски на палитре, что подобрать колер. Начинающий живописец просто выдавливал краску на кисть и "живописал", одновременно ищя нужный оттенок сразу на задуманной картине.

Демобилизовавшись по ранению в 1944 году, он с неуемной энергией взялся за полюбившееся дело. В родительском доме расписал все стены, копировал любые рисунки и иллюстрации, которые попадались под руку - портреты, пейзажи, батальные картины. Однажды к отцу пришел знакомый и увидел большой портрет Сталина, переписанный Александром масляными красками с какой-то фотографии. "Да у него же талант, ему надо учиться!" - авторитетно заявил гость. И для вчерашнего солдата еще одно непривычное слово - "талант" - стало путеводной звездой. Он начал заниматься живописью с утроенной силой, но по-прежнему стихийно, самоучкой. Пока не разговорился случайно с бывшим своим учителем рисования я не понял, что он настоящий профессиональный художник, который может дать ему многое. С тех пор Александр начал брать уроки в доме уже известного в ту пору оренбургского живописца Николая Кудашева: под его опытной рукой осваивал тонкости живописи, построения композиции, читал книги по искусству из кудашевской домашней библиотеки. И с легкой руки мастера успешно поступил в Пензенское художественное училище.

Вернулся с дипломом в родной город и уже осознанно стал искать свой путь в живописи. Поначалу как будто неплохо заявил о себе как автор жанровых, сюжетных картин: одна из них дала ему путевку для работы в мастерских на престижной академической даче, затем на участие во всероссийской художественной выставке, а потом и на вступление в Союз художников. Но в конце концов победило благотворное влияние все того же Кудашева, непревзойденного пейзажиста.

Теперь Александр Иосифович с особой теплотой вспоминает, как Николай Васильевич увлек его коллективными поездками на природу: собирались дружной компанией, выезжали со своими нехитрыми пожитками и провиантом в укромное местечко и жили "табором" по несколько дней. Такими выездами не гнушался и тогдашний председатель местного Союза художников Сергей Харламов, и старшие собраться по кисти - Александр Степанов, Николай Ледяев, Федор Живаев, Серафим Александров и другие. Сергей Андреевич любил петь "жгучие" романсы, у молодого Лященко тоже был хороший голос... Что за чудные вечера проходили у ночного костра на живописном берегу Урала! Как самозабвенно работалось, сколько этюдов привозилось из таких поездок!..

С годами Александр Лященко прочно завоевал место в ряду оренбургских художников как певец родной природы, мастер пейзажа. Пейзажная тема звала его в поездки - на целину, на Кавказ, в Крым, в Азию, Башкирию. Найти и передать в окружающей природе то, что созвучно собственному настроению, личному складу характера - это сокрытое от посторонних глаз творческое кредо помогало Александру Иосифовичу в его художественных исканиях. Высокие живописные достоинства лучших работ Лященко свидетельствуют о его незаурядном таланте. Как отмечает искусствовед Лидия Медведева, "интересной особенностью его произведений является - при явно выраженных формальных признаках эпического пейзажа - наличие в образном строе личностных лирических интонаций". Его оренбургские пейзажи узнаются по светлой, серебристой цветовой гамме, что, кстати, присуще работам и других наших живописцев реалистического направления. Видно, степной оренбургский воздух так по-особому светоносен и прозрачен, что навсегда берет в плен не только творчество художника, но и его сердце, отчего и рождается под его кистью красота, способная исцелить от нравственного недуга души многих.

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.