Новости

По информации городского управления пассажирского транспорта, автобусы начнут курсировать до дач и обратно со вторника, 30 апреля. Соответствующее постановление подписано Главой Оренбурга Сергеем Салминым.

27 апреля

27 апреля, по всей стране проводится Всероссийский субботник в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда», инициированного Президентом России Владимиром Путиным.

27 апреля

В Оренбурге приступили к наведению санитарного порядка после прохождения паводка. Для удобства жителей организованы дополнительные площадки временного складирования мебели, предметов быта, пришедших в негодность в результате паводка, и мусора, в том числе крупногабаритного.

26 апреля

В работах задействованы сотрудники МЧС России. При помощи мобильных комплексов спецобработки они дезинфицируют улицы, детские площадки, придомовые и другие территории Оренбурга, попавшие в зону подтопления. Всего специалистами продезинфицировано более 70 домов и придомовых участков и более 752 тысяч квадратных метров площади (это придомовые площадки и скверы, дороги, тротуары и иные территории).

26 апреля

Массовая акция по наведению чистоты состоялась в областном центре сегодня, 26 апреля, в рамках весеннего месячника благоустройства и озеленения.

26 апреля




Война и мы

-----

22 июня – скорбная дата в истории человечества

Тема послевоенного детства в творчестве оренбургского поэта Геннадия Хомутова

Первое сентября 2004 года в одной из оренбургских школ. Традиционный День знаний. На самом первом уроке в 5-ом классе идет серьёзный разговор о войне и детстве. Лица сосредоточенные, вдумчивые. Им, родившимся почти 50 лет спустя после Великой Победы, представить войну трудно, почти невозможно: они уже не смотрели, затаив дыхание «Чапаева», не плакали, страдая вместе с молодогвардейцами. И уже не завидовали Ване Солнцеву, который так хитро организовал побег, чтобы остаться с разведчиками на фронте. Эти дети родились в социально меняющемся мире, у них иные взгляды и потребности, иное понимание мира. Они родились, когда отмечалось 50-летие Победы. Да, мир изменился, но нельзя допустить, чтобы заросло травой забвения Поле Битвы, а о Великой войне они узнали бы из учебника истории, который издавался миллионными тиражами на деньги Сороса, где не упоминается даже Сталинградская битва, а решающим сражением Второй мировой войны преподносится танковая баталия в Североафриканской пустыне.

В очередной раз на помощь учителю приходит величайшая на земле русская литература. Она, как полноводная река, подпитываясь большими и малыми реками, не мелеет, по-прежнему оставаясь и надеждой, и опорой, и радостью, а порой учебником жизни, правда, все реже востребованным в последнее время.

Первый урок в 5-ом классе поведал детям не о кровопролитных сражениях Второй мировой войны, не о ходе самой войны и даже не о миллионных жертвах - всё это они узнают, когда подрастут. Сегодня разговор о детях войны, о тех лишениях, которые выпали на их долю. А рассказал им о школьном военном детстве оренбургский поэт Г.Ф. Хомутов. Его книга «Вот я в школу иду», выпущенная в издательстве «Золотая аллея» в 1998 году, предназначена для внеклассного чтения. Для какого возраста? А для любого, потому что можно прочесть тома истории и не узнать того, о чем расскажет человек, живущий в конкретном времени. Тема военного детства исключена из школьной программы по литературе, и потому книга Г. Ф. Хомутова так необходима современному ученику: неиссякаемый огонь души поэта осветил небольшое пространство времени и места и заставил о многом задуматься, многое понять даже в себе самом.

Помните?

Сорок пятому году не досталось тетрадей –

За войну всю бумагу похоронки истратили.

Мы в школу с собой притащили тома.

И они пригодились для уроков письма.

* * *

Скорей, скорей, скорей оттаивайте

Чернила наши самодельные.

И ничего вы не утаивайте

Про тыловые дни метельные.

* * *

А сколько спички стоили, кто скажет?

У нас, в тылу, во времена войны?

Да их тогда и не было в продаже,

И значит - спичкам не было цены.

Книгу «Вот я в школу иду» можно рассматривать как цикл: стихи, входящие в него, объединены темой, местом действия, поэтическим настроением. Но главное, что делает их циклом, - образ лирического героя - мальчика военного времени с его чутким мировосприятием, свежим взглядом.

Все произведения - это рассказ о деревне после Великой Отечественной войны с её нуждами и проблемами. Трудно жилось селу: голодно, холодно, но всякий раз бедам времени противостоит доброта, чем всегда богат русский человек. Как заметил литературный критик, стихи Хомутова похожи на ручеёк, через который в душу течет добро. Убедитесь сами:

На черный хлеб я погляжу,

Его рукой поглажу,

Потом в сторонку отложу

И отодвинусь даже.

Какой же он лисичкин хлеб,

Когда он наш, вчерашний!

Он в нашей печке рос и креп

Под корочкой хрустящей.

И, рассказав мне все, - хитра! –

У печки руки греет...

Всем хороша моя сестра,

Да врать вот не умеет.

(«Ожидание сестры»)

Центром цикла, к которому стягиваются все тематические нити сборника, стали стихи о послевоенной школе: «Самодельные чернила», «Тетради», «С сорок первого года пусты закрома». Они рассказывают и про «тыловые дни метельные, про наши беды неисчетные, про будни строгие и хмурые». Прочитав «Самодельные чернила», мы как бы прикасаемся к душевному миру мальчишки военной поры. Его нетерпение, желание поскорее начать работу помогают понять глаголы повелительного наклонения (оттаивайте, утаивайте), в них и приказ, и просьба, и мольба. Душевный порыв лирического героя подчеркивается и лексическими повторами (скорей, скорей, скорей..., оттаивайте, оттаивайте...). В сочетании с анафорой (про тыловые дни..., про наши беды..., про наши будни строгие...) эти стилистические средства создают особый ритмический рисунок, а простые и обычные слова приобретают эмоциональную силу и начинают звучать, как вдохновенная песнь.

Экологически чистая поэзия Г. Хомутова может многое поведать современному школьнику о детях войны, а значит - приблизить её и дать почувствовать весь трагизм и необратимость, его творчество расскажет нам, каким может быть русский национальный характер.

Стихотворение «С сорок первого года пусты закрома» интересно тем, что в нем два рассказчика-героя. Один из них - человек взрослый - как бы видит себя в далеком послевоенном детстве. Это он может констатировать факт:

С сорок первого года пусты закрома,

С сорок первого года и до сорок шестого.

Вот я в школу иду вдоль амбара пустого,

Вот я в школу иду...

И в его сердце, спустя годы, стучит благодарность тем, кто помог выжить:

О! Спасибо вам всем.

Вы смогли наскрести

На ребячьи обеды в те годы далекие,

Оставалось нам самое легкое –

Только ложки с собой принести.

Лирический же герой-мальчишка выписан колоритно, ярко. Мы так и представляем его бойким, озорным, но открытым миру:

Это я! Это я на учебу иду.

Это я тороплюсь и шагаю, шагаю.

Риторическое восклицание, анафора (Это я! Это я) передают эмоциональное состояние героя и его желание жить и выжить, несмотря ни на что. Не быт, а бытие поколения являются нам в стихах Хомутова, не обида за обездоленное детство, а радость сопричастности к великой судьбе и великой культуре. «Бытие поколения», опаленного войной, формирует тот народный дух, воспетый русскими писателями от Пушкина до Толстого ещё в XIX веке, который присущ любому русскому, если он родился «в минуты роковые». Именно поэтому лирический герой, живущий за тысячу верст от фронта, ощущает свою причастность к тому, что происходит там. Иначе почему же он даже в самодельных чернилах, приготовленных из «бузины и жирной сажи, из бурой свеклы и из глины», видит

...огонь и дым больших пожаров

Той, фронтовой, родной земли.

И строчки черные бежали,

И строчки красные текли.

Г.Ф. Хомутов - мастер выразительных стилистических средств. Используя достаточно часто многосоюзие с бессоюзием (В чернилах копоть, копоть, копоть, огонь и дым, и кровь, и глина...), он сообщает особую стремительность, насыщенность впечатлениями. И за этим мы тоже видим лирического героя, его мировосприятие, его творческую активность. Заканчивая стихотворение «Самодельные чернила», автор дважды использует умолчание:

А до победы долго топать

Солдатам нашим до Берлина...

Эта стилистическая фигура помогает многое понять вдумчивому читателю. Прежде всего - волнение лирического героя. Ведь нельзя спокойно говорить о том, чем живет страна, к чему приковано внимание всех русских людей. Но за этой прерывистостью угадывается стремление автора-поэта всех нас сделать соучастниками размышлений о войне. Ведь речь идет о положении на фронте и о долгожданной Победе. За подобным единением главное - та скрытая теплота патриотизма, о которой говорил Л.Н.Толстой, то состояние общества, когда всем «народом навалиться хотят».

О значении деятельности Г.Ф. Хомутова для Оренбуржья сказано заслуженно много и хорошо. Его опыт в работе со школьниками оказался уникальным, результаты превосходными. Являясь ведущим педагогом Школы российской словесности при городском Дворце творчества детей и молодежи, Г. Хомутов воспитал уже не одно поколение юных поэтов и писателей. Вот уже 40 лет он бессменный руководитель одаренной молодежи! Но значимость Г. Хомутова - человека определенного времени, определенного жизненного опыта - ещё более значима.

Как-то Ф.М. Достоевский заметил: «Какое-нибудь прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства, может быть, самое лучшее воспитание и есть». Для оренбургского поэта Г. Хомутова таким прекрасным, святым воспоминанием стало военное детство,

отраженное в поэтическом творчестве. И именно оно становится в руках неравнодушного человека мощным средством в воспитании школьника, в воспитании Человека.

Лидия Зозулина,

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.