Новости

По информации городского управления пассажирского транспорта, автобусы начнут курсировать до дач и обратно со вторника, 30 апреля. Соответствующее постановление подписано Главой Оренбурга Сергеем Салминым.

27 апреля

27 апреля, по всей стране проводится Всероссийский субботник в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда», инициированного Президентом России Владимиром Путиным.

27 апреля

В Оренбурге приступили к наведению санитарного порядка после прохождения паводка. Для удобства жителей организованы дополнительные площадки временного складирования мебели, предметов быта, пришедших в негодность в результате паводка, и мусора, в том числе крупногабаритного.

26 апреля

В работах задействованы сотрудники МЧС России. При помощи мобильных комплексов спецобработки они дезинфицируют улицы, детские площадки, придомовые и другие территории Оренбурга, попавшие в зону подтопления. Всего специалистами продезинфицировано более 70 домов и придомовых участков и более 752 тысяч квадратных метров площади (это придомовые площадки и скверы, дороги, тротуары и иные территории).

26 апреля

Массовая акция по наведению чистоты состоялась в областном центре сегодня, 26 апреля, в рамках весеннего месячника благоустройства и озеленения.

26 апреля




Олег Бажанов - "нездешний" человек

-----

Галина Орлова

25 апреля в театре драмы имени Горького состоится бенефис Олега Бажанова по случаю его тридцатилетия.

"Я - не коллективный", - говорит о себе Олег Бажанов. Это на самом деле так. Но не от того, что он отшельник или чурается общения, бежит от людей. Просто он индивидуален, у него есть свой мир, где ему не скучно одному. Эта печать отдельности от других, неравенства со всеми лежит на его сценических героях. Почти в каждом персонаже Бажанова можно обнаружить некую отстраненность, легкую грусть, существование "над другими", "над всеми". Его появление в эпизодической роли Грустного короля в спектакле "Король Матиуш I" сразу обращает на себя внимание - все как бы отодвигается, вся сценическая суета кажется лишней рядом с этой высокой фигурой в бархатном камзоле, с грустью на челе. Он весь там, в каком-то своем "далеке", ему ведомо много больше, чем окружающим. Он - "нездешний" человек. В словах, которые Грустный король отстраненно роняет, мудрость знания жизни. Даже в сказку актер вносит ноту значительности и философичности.

"Нездешний" человек он и в "Идиоте". Его тихий князь Мышкин обезоруживает простотой и искренностью - он всегда выше любых подозрений, всяческих расчетов и ухищрений окружающих. Мышкина-Бажанова нельзя унизить, как нельзя надсмеяться над ребенком. Он не играет убого, не играет болезнь. Его герой мудр внутренним умом, знанием сердца, и простодушие в нем органически уживается с достоинством.

Бажанов играет легко. Кажется, для него играть так же просто, как дышать, ходить, говорить. "Швов" в его работе, составных, из которых "делалась" роль, не видно. Попробуйте понаблюдать за его существованием в роли Луи из комедии "Не верь глазам своим". Актер одинаково органичен, достоверен: и тогда, когда подтрунивает над отцом, или дурашливо резвится, обхаживая гувернантку Жасант, и в те моменты, которые приближают героя к разгадке роковой тайны его происхождения, где комедия обретает драматический накал. Искусство игры, лицедейства, перевоплощения настолько естественно в Бажанове, что, кажется, для него не существует жанровых границ. Облик "рыцаря печального образа" сменяет каскад танцевальных ритмов беспечного парижского шалопая, или обаяние простодушно-наивного глухого Лешего из сказки "Проделки тетушки Кикиморы".

Но больше всего актер проявляется в ролях классического репертуара с глубоким философским подтекстом.

В мольеровском "Дон Жуане", поставленном Рифкатом Исрафиловым, задана высокая нота вечных проблем - человек и мир, человек в мире. И этой ноте Бажанов соответствует, здесь особенно ко двору пришлась его "нездешность". Вопреки расхожему представлению, "этот" Дон Жуан вовсе не всепобедительный сердцеед. Что такое любовь для Дон Жуана? Рискну предположить, что это - первопричина его разочарования в жизни, в людях. Во всяком случае, бажановский герой приходит на сцену уже перегоревшим, его любовь под пеплом усталости и разочарования, и лишь иногда искра ее может пробиться сквозь остывший пепел. Когда донья Эльвира приходит к покинувшему ее мужу не для того, чтобы вернуть его, а чтобы предостеречь его от неминуемой гибели, Дон Жуан чутким сердцем распознал ее искренность - и руки потянулись, чтобы удержать женщину. Жест медленно поднятых рук - выразительный жест зова, доверия, прощения, возрождения былого. Но минутное живое чувство в следующее мгновение отвергнуто, осмеяно. Дон Жуан как бы спрятался (от себя? От Сганареля?) за привычной личиной циника. Это похоже на мальчишескую выходку юного максималиста, боящегося показать свою слабость, прячущего то подлинное, хорошее, что в нем еще живо.

Что уж говорить о флирте с прелестными пейзанками Шарлоттой и Матюриной - Дон Жуан даже не скрывает, что для него это лишь забавное наблюдение, еще один опыт, подтверждающий, увы, суетность, расчетливость и непостоянство женских привязанностей.

Не зов молодой крови, не чувственный всплеск влекут нашего Дон Жуана к новому знакомству. Его восхищает Красота. Для него узы брака - путы, мера его свободы - "другие миры".

Не любовь к конкретной земной женщине, не философию любви исследуют режиссер и актер в этом спектакле. Иное мучит нашего Дон Жуана. Он очень похож на другого упрямого вольнодумца - Гамлета. Подобно шекспировскому герою Дон Жуан-Бажанов решает "быть или не быть" ему с миром, пронизанным ложью и лицемерием, для него тоже весь мир - тюрьма, железная клетка, сковавшая человека путами ханжества. Он из этого мира выламывается. Опять приходят на память слова Гамлета: "быть честным при том, каков этот мир, - это значит быть человеком, выуженным из десятка тысяч". Дон Жуан бросает вызов Миру, с устройством которого не согласен, Небесам, допускающим такой мир, Власти, которая загоняет и убивает свободную личность. Язык и нравы обывателей, расчет и прозаическая выгода современников, их ханжество ему чужды. Он дерзит, ерничает, дразнит, задирается.

Кого же играет Олег Бажанов? Парию? Сверхчеловека? Герой ли он? - "Безумству храбрых поем мы песню!"? Нет. Его Дон Жуан бросает вызов Богу, Власти, вступает в поединок со Смертью и сознательно идет на гибель. Но он живой человек. Роковые предостережения судьбы, поступь Командора пугают его. На бледнеющем лице актера почти детский испуг, и так же по-детски радостно он с облегчением вздыхает, когда смерть в очередной раз проходит мимо.

Когда приходит час расплаты, Дон Жуан не кается. Голос прерывается, душат слезы, но выбор сделан. На роковое "Дай руку" он отвечает Командору азартным жестом дворового мальчишки - "Вот она!" (Нате вам!)

Вопреки театральной традиции в оренбургском спектакле Дон Жуан молод. И это придает особую остроту, рождает ассоциацию с современной страшной платой за издержки власти - бессмысленной гибелью мальчишек, заложников политических распрей.

Играть в такой философской канве сложно. Актеру еще предстоит соединить внутреннее переживание роли с общей концепцией спектакля. Несомненно, есть перспектива роста роли, и вместе с нею будет расти актер.

В финале Дон Жуан явится вновь сквозь распахнутые ворота преисподней. Куда? К нам? В наше время? В двадцать первый век?

Такого Дон Жуана сыграл Олег Бажанов на оренбургской сцене в канун своего тридцатилетия.

На снимках: Олег Бажанов в ролях и в жизни.

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.