Новости

По информации городского управления пассажирского транспорта, автобусы начнут курсировать до дач и обратно со вторника, 30 апреля. Соответствующее постановление подписано Главой Оренбурга Сергеем Салминым.

27 апреля

27 апреля, по всей стране проводится Всероссийский субботник в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда», инициированного Президентом России Владимиром Путиным.

27 апреля

В Оренбурге приступили к наведению санитарного порядка после прохождения паводка. Для удобства жителей организованы дополнительные площадки временного складирования мебели, предметов быта, пришедших в негодность в результате паводка, и мусора, в том числе крупногабаритного.

26 апреля

В работах задействованы сотрудники МЧС России. При помощи мобильных комплексов спецобработки они дезинфицируют улицы, детские площадки, придомовые и другие территории Оренбурга, попавшие в зону подтопления. Всего специалистами продезинфицировано более 70 домов и придомовых участков и более 752 тысяч квадратных метров площади (это придомовые площадки и скверы, дороги, тротуары и иные территории).

26 апреля

Массовая акция по наведению чистоты состоялась в областном центре сегодня, 26 апреля, в рамках весеннего месячника благоустройства и озеленения.

26 апреля




«Всё ещё только начинается...»

-----

(К итогам Совещания молодых писателей, г. Оренбург, апрель 2007)

Геннадий Красников, г. Москва

По роду моей составительской, редакторской, литературоведческой и критической работы мне довольно часто приходится знакомиться с поэтическим творчеством представителей разных регионов нашей страны (да и других, где в бывших республиках СССР ещё пишут по-русски). Так, в последние два года, занимаясь составлением новой антологии «Русская поэзия. ХХI век», я прочитал около четырёхсот рукописей поэтов – от самых старых (В. Боков – 93 года) до самых молодых, которым едва исполнилось 16-17 лет. Таким образом, имея возможность сравнивать уровень современной поэзии, особенно молодой поэзии (а сейчас речь именно о ней), я могу с достаточной долей уверенности и с удовлетворением констатировать, что наиболее сильной и разнообразной на сегодняшний день является поэзия Оренбурга и шире – всего Оренбуржья. Здесь живут и работают такие талантливые поэты, как Анатолий Тепляшин, Геннадий Хомутов, Надежда Емельянова, Игорь Бехтерев, Александр Цирлинсон, Валерий Кузнецов, Павел Рыков, Николай Волженцев, Ольга Мялова, Владимир Напольнов, Наталья Кожевникова, Алла Кириллова... Стоит сказать, что только в антологию ХХI века, готовящуюся к изданию в этом году, я включил более десяти оренбургских авторов, в том числе и молодых (Варвара Заблицкая, Вера Октябрьская). Тут, конечно же, несомненная заслуга замечательного русского поэта и воспитателя молодой литературной смены – Геннадия Фёдоровича Хомутова, что общепризнано везде, где только заходит речь о феномене молодой оренбургской поэзии. В какой-то мере к этому феномену приближаются (лишь приближаются!) Нижегородская (усилиями Валерия Шамшурина) и Псковская (усилиями Валентина Курбатова) области. Но и количественно, и качественно оренбуржцы пока впереди других... Именно по этой причине мне было интересно познакомиться с теми новыми для меня авторами, участниками проходившего в апреле оренбургского совещания молодых, которых я почти не знал, разве что по газетным публикациям «Вечернего Оренбурга» и альманаха «Гостиный Двор», которые мне регулярно высылают редакции и Геннадий Фёдорович Хомутов.

Для оренбургского семинара я познакомился с рукописями А. Барсаева, Е. Алпатовой, А. Дьяченко, Д. Тишаковой, А. Бугрышевой, М. Кольцова, М. Кильдяшова, А. Смирновой, С. Филатовой, А. Кольцовой. Все эти авторы являются членами литературной группы Г. Ф. Хомутова «Расцветающий сад» при городском Дворце творчества детей и молодёжи. Понятно, что большинство из них ещё самые начинающие, но в лучших произведениях у лучших видна школа руководителя литгруппы, направляющая рука мастера. И всё-таки уровень у всех разный, есть свои особенности (удачи и слабости) у каждого.

Александр Барсаев (1973 г. р.), работает менеджером, он автор пока что отдельных удачных строк, иногда строф, редко – целого стихотворения. Барсаев находится сейчас в поисках своего голоса, своей судьбы, собственной темы. На этом пути автору предстоит большая работа, а то, что он человек способный – об этом свидетельствуют и лучшие его строки, такие, например, как «Играла капель. Мы радостно шли, Нам не было дела до серой земли. Твой шарф окрылила воздушная сила, И ты, улыбнувшись, его отпустила», «Знать бы, чья это затея, Освещать убогий путь, Так пространства не жалея, Не скупясь ни в чём, ничуть…»

Елизавета Алпатова (1989 г. р.), студентка. Количество удач значительное, есть надежда, что количество может в скором времени перейти в постоянное (устойчивое) качество. У неё есть поэтический темперамент, она не замыкается в одном-двух сюжетах. Стихи порою сумбурны («Март»), но смысл просвечивается и сквозь сумбур. Так, время у неё в часах – сбивает «стрелки на лету, В своей стеклянной колеснице», у неё хорошая интонация в стихах: «Я люблю, когда небо плачет: Свет искрится кристаллами слёз. Эта осень так много значит С её тихой беседой берёз», «Зима стекает и струится, Вдоль теплотрассы дым клубится...», «В толпе не трудно раствориться, ища конец другой толпы» (здесь умение думать, мыслить, лаконично выражать свою мысль!); целиком хорошие стихи «Холода», «Я люблю», «Луна-парк», «Омела», «Дух моста» с замечательной концовкой: «И будет оренбургский ветер Меж проржавевших тросов петь, И белый голубь на рассвете Не сможет в небо улететь»...

Дарья Тишакова (1989 г. р.), студентка факультета журналистики ОГУ. Автор нескольких удачных стихотворений, например – «Пролетающие мысли», «Как прекрасно оренбургское солнце», «Палитра», «Я боюсь подойти...» В лучших стихах (особенно ей удаются верлибры, нерифмованные стихи) Дарья может интересно заострить мысль: «И, может быть, Труп твоего врага Не пронесут мимо твоего дома, Но если я скажу, Что тебе лучше, чем ему, Тебе ведь станет Хоть чуточку радостней, Не правда ли?» Или: «Прошлое вцепилось в меня и стало ныть. Не просто рядом, А глубоко в моём солнечном сплетении...» (точный образ). Или: «А вечером превращаешься в муху и хочешь попасть к паукам в паутину Глобальной Сети» (современный выразительный образ, в котором знаки нынешнего виртуального времени). Еще одна современная картина в коротком верлибре: «Я боюсь подойти к зеркалу...». Автор умеет чётко и ясно (в лучших стихах!) мыслить, выражать эту мысль и выражать – поэтически. Удачи Дарьи Тишаковой, конечно же, не случайны, теперь всё зависит от того, как она распорядится собственными способностями, захочет ли понять, что Поэзия - это не только радость творчества и вдохновения, но и тяжелейший труд.

Максим Кольцов. В его стихах удачи чередуются с провалами и неровностями в соотношении половина на половину. Неплохой результат. В лучших стихах есть музыка, чувство формы, ритмическое разнообразие, настроение, некоторая начитанность, неплохая образность. К лучшим стихам я бы отнёс – «Останься», «Закат», «Осенний вальс», «Цветок у дороги» (это вообще лучшее его стихотворение!), «На холода», «Свеча», «Гимн героям», «Ну, вот и всё – пора». Вот строки из стихотворения «Цветок у дороги»: «...И ветер, взлетая, ложится под ноги, И сквозь вызревающий злак Я вижу цветок у забытой дороги, Расцветший неведомо как... ...И кажется: вот он – бродяга и странник, Священной надеждой томим, Последний паломник, блаженный изгнанник в единственный Ерусалим...» Эти строки написаны твёрдой уверенной рукой. Максим умеет точно и сжато выразить поэтическую мысль: «Те, кто любят, смыкают руки, Разрывая порочный круг». Общее впечатление от стихов Максима Кольцова хорошее, кажется, он имеет все шансы оправдать в будущем свою поэтическую фамилию.

Михаил Кильдяшов, студент. Один из наиболее интересных поэтов этого совещания. У автора – свежий взгляд в стихах, со своими открытиями, находками, со своим взглядом на мир, со своим отношением с этим миром. Стихи Кильдяшова интересно читать, ждёшь от него нового, чего не знаешь сам, что проглядел в жизни. Замечательное стихотворение у него «Арарат»: «Дремлют в сладостной неге под водой города, Мы плывём на ковчеге, И я знаю – куда...» Здесь, как говорится, не убавить, не прибавить. Прекрасно и по мысли, и по тонкости, и по глубине, и по изяществу, с которым написано стихотворение, которое не стыдно включить в любую антологию. К лучшим стихам Кильдяшова относятся «Графика», «Грусть», «Два облака», «Квартира», «В день осенний небеса», «Марионетка» (с великолепным четверостишием: «Дрожит игрушечное тело, Как будто угодило в сеть, Тебе ещё не надоело? – Я не могу уже смотреть». И далее – чудесная интонация: «Кому-то нравится: - Смотрите. Кого-то радует? – И всё ж обрежь мучительные нити, Дай ей свободу. – Не даёшь?..». А также стихи «Ребро Адама», «Скажите мне доброе слово», «Феофан Грек», «Я поднял упавшую звезду» и др. Есть у Кильдяшова, как и у всякого пишущего, слабые стихи, но это не имеет никакого значения, главное, что Кильдяшов - настоящий поэт. Для поэта такого уровня работа над стихами - привычное дело, не сомневаюсь, что он сможет преодолеть трудности сопротивления материала. Считаю, что нужно обязательно издавать сборник его стихотворений.

Анастасия Смирнова, пишет стихи и прозу. Есть у Анастасии интересные строки, целые стихотворения. Она умеет создавать лирическое настроение: «Подари мне, осень, тишину, Очаруй задумчивой природой. Я твоей печали не спугну, Не нарушу я твоей свободы...» Много писалось об осени, но вот найдена тихая, спокойная, очень человечная интонация, и старая тема обрела новые свежие оттенки. Автор пытается выйти на собственную судьбу, ищет свой голос, своё лицо (даже если для этого его нужно спрятать под маску): «Не научившись быть собой, Надену маску – станет проще. Смешаюсь с будничной толпой, начну судить о мире проще». Это сказано точно, запоминающе, психологически верно.

Светлана Филатова (1986 г. р.), студентка, филолог. Я считаю Светлану Филатову – так же как и Михаила Кильдяшова – одним из счастливых открытий апрельского совещания. Потенциал у Светланы – многообещающий, она уже сейчас (при всех вопросах и минусах) – безусловный поэт. Поэт мыслящий, думающий, развивающийся, современный (в поэтике, в выборе тем, в лексике). Вот Светлана пишет о любви: «Но сегодня, даже уже не в печали, А в чём-то неясном, когда на печаль уже не хватает сил, Я прошу, Моисей, перепиши скрижали! Пусть первая заповедь будет, чтобы ОН меня возлюбил!» Какой взволнованный ритм, какая дерзость в этой просьбе к Пророку Моисею! Сейчас ведь дерзости, яркости открытий так мало встретишь в современной поэзии (я не имею в виду хамство Сорокиных и Ерофеевых, выдаваемое за дерзость!). А сколько было написано стихотворений на тему «Русь»? Но Филатова находит свои удивительные слова: «Я пойду к заре, кровью обагрюсь, Опаляя дух, и оттуда, Русь, На твоё взгляну небо ясное, Хищнице-заре неподвластное». Как точно сказано о «хищнице-заре», сколько в этом поэтического смысла и энергии, так обновляется казалось бы безнадёжно устаревшая поэтическая тема, когда в мир приходит настоящий поэт с настоящим поэтическим взглядом! Стихи Светланы хочется цитировать не для примера, а чтобы поделиться хранящимися в них открытиями: «Наивно дала разгореться Пустым мечтам. Но как при избытке сердца Молчать устам?» Или: «Принцип жизни сегодня несложный: Быть убитой или убить. И себя ощущаешь ничтожной Оттого, что умеешь любить». Очень важная и глубокая мысль, мысль – предупреждение, мысль – драма современного человека. Я не говорю специально о недочётах в стихах Светланы – они есть, но ровное творчество отнюдь не признак настоящей поэзии. У всех бывают спады и взлёты, сейчас важно очень серьёзно заняться образованием, обретением культуры, учиться мастерству, ремеслу, которое, однако, всего лишь техническая сторона дела, но требующая большого труда. Светлане Филатовой нужно постепенно собирать книгу стихотворений.

Анастасия Кольцова, 13 лет. Девочка пишет милые, очень искренние стихи. Искренность на сегодняшний день – главное их достоинство. Ничего, что герои её стихов часто повторяются (животный мир), ведь и сам мир ребёнка не так широк и велик, человек растёт и вместе с ним начнёт расширяться его Вселенная. Сегодня Настя Кольцова осваивает небольшой уголок своей собственной Вселенной, и это у неё получается неплохо.

Вторая часть оренбургского семинара проходила в городе Орске. Общее впечатление от произведений этого региона, к сожалению, значительно отличается от того, что было представлено на совещание в Оренбурге. Уровень произведений юных орчан и новотройчан уступает оренбургским авторам, хотя нельзя сказать, что нет там своих удач.

Есть несколько удачных строк и строф среди большого словесного и стихотворного мусора у Павла Бижанова (1989 г. р., ученик 11 класса), например, стихотворение «Душа», интересно построенное ритмически, взята небанальная тема. Вообще, Павел - человек думающий и ищущий, что при его юном возрасте является большими плюсами в копилку будущего. При определённых условиях, при серьёзном отношении к работе, к самообразованию и образованию гуманитарному из него может выйти толк.

Несомненным поэтическим темпераментом отмечены и наиболее удачные стихи Вадима Хасанова (20 лет, конструктор-электрик). В одном из его стихотворений есть строка: «Будь собой!». Вот главная проблема, которую должен решить (и пытается решить!) для себя молодой автор. Он честно ищет свой голос, свою интонацию (она у него пробивается в энергичном ритме), свой словарь. Часто его заносит в риторику, декларативность, но когда он прислушивается к себе, возникают такие простые и искренние строки: «Земляника – жаркий покров на груди июльских лугов, Как соцветья искренних слов, Как осколки детских миров» (что-то есть в этом четверостишии от искренности Александра Башлачёва). Лучшее стихотворение Хасанова «Грозам посвящается», не могу не привести из него несколько строк: «Не скоро стихнет мятежный норов. Не город манит меня, а горы... Родниковые горсти Лучше нектаров...» Таких вот «родниковых горстей» поэзии я и желаю в дальнейшем Вадиму Хасанову.

Встречаются маленькие проблески, вспышечки поэтических открытий в стихах Кристины Тюрькаевой (1990 г. р., 11 класс). Конечно, это только намёки на будущее, только скромное обещание, но оно действительно присутствует. Кристина одна из немногих, кто пробует себя в разных поэтических жанрах (эпиграмма, лирическое стихотворение, азбука в стихах). Она обладает чувством юмора, ей удаются детские озорные (игровые) интонации (азбука в стихах), но, повторяю, перед нами только – обещание, только первые подступы к тому, что зовётся поэзией.

Понравились стихи (конечно, из наиболее удачных!) Ирины Хисамутдиновой (1987 г. р.). Её лучшие строки, строфы, иногда целиком стихотворение, дают представление о человеке думающем, тонко чувствующем, неравнодушном к проблемам современной жизни и месту человека в этой жизни. Она старательно пробивается к собственному голосу, к своей интонации: «Не смогли ужиться мы в тепле, Поднимает ветер тучи пыли на дорогах, где когда-то были самыми родными на Земле». А вот – редкое для нашего времени проявление характера: «А дорога – чаще каменистая, То расщелина, а то скала; У тебя всегда есть право выстоять – Право выбора ты отмела». Право выстоять в литературе не менее трудное и сложное, чем выстоять в жизни. Тут опять приходится повторять старое как мир слово: РАБОТА. Без этого никакой талант не вывезет, всё ещё только начинается...

Завершить обзор поэзии мне хочется обращением к творчеству Евгении Луниной (1985 г. р., студентка филфака ОГТИ). Для меня стихи моей землячки по Новотроицку Евгении Луниной стали неожиданным и радостным открытием, открытием – настоящего поэта. Всё у неё есть для того, чтобы состояться и вырасти в серьёзное поэтическое явление. Как всякое новое открытие, её стихи хочется цитировать и цитировать, чтобы поделиться этим открытием с другими. И таких стихов у Евгении много: «Меня обида жжёт и мучает, я знаю, это оттого, Что в мире нет благополучия и Мне не сделать ничего. Не сделать нищих мне богатыми, А дуракам не дать ума, Я души падшие крылатыми, Увы, не сделаю сама. И за решеньем этих трудностей без сна встречаю я рассвет, Всё больше в мире зла и глупости, И мне от них покоя нет». Какие умные, тонкие и сердечные стихи. Мне нравится, что у самой Евгении Луниной (с такой красивой поэтичной фамилией!) – крылатая душа, как у всякого настоящего поэта. И этого уже достаточно, чтобы мир стал чуть-чуть лучше, светлее, умнее, добрее. Или такие её строки об осени, о которой, казалось бы, уже ничего нового и не скажешь, но, оказывается, для поэта ничего невозможного нет: «Осеннее небо на плечи ложится, Теплеет душа, Листва золотая кружится, кружится, Упасть не спеша. Не будем грустить об утраченном лете, Всему свой черёд, А лучше пойдём на холодном рассвете взглянуть на восход. Наверное, мы с тобой не повзрослеем, Эмоции рвут на части сердца, то, что люди посеют, То люди пожнут...» Поразительно, откуда у этой молодой девушки такое мудрое понимание жизни, такая глубокая и тонкая грусть, умная интонация сердца, такое замечательно точное, острое выражение мысли: «что люди посеют, То люди пожнут»... Но поэзия, что ни говори, это тот магический кристалл, благодаря которому и наши мысли, и наша душа, и наши чувства становятся прозорливей, словно таинственным лучом соединяя нас с небом, с вечной и прекрасной Истиной. Видно, как тревожно и неспокойно поэтессе в нашем жестком приземлённом непоэтическом мире, оттого так много тревоги и тревожных предчувствий в стихах Евгении, настолько много, что хотелось бы её предостеречь от накликания беды своими стихами, ибо слово поэта тяжеловесно, оно имеет свойство возвращаться в нашу жизнь сбываемыми пророчествами. Всё-таки нужно чуть светлее смотреть на жизнь, не поддаваться омуту современности, искать выход из безнадёжности, подталкивающей нас к последнему краю. Считаю, что обязательно нужно издать книгу стихотворений Евгении Луниной.

Комментарии
02 октября 2008 г.
информация не полная
Ответить

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.