Новости

По информации городского управления пассажирского транспорта, автобусы начнут курсировать до дач и обратно со вторника, 30 апреля. Соответствующее постановление подписано Главой Оренбурга Сергеем Салминым.

27 апреля

27 апреля, по всей стране проводится Всероссийский субботник в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда», инициированного Президентом России Владимиром Путиным.

27 апреля

В Оренбурге приступили к наведению санитарного порядка после прохождения паводка. Для удобства жителей организованы дополнительные площадки временного складирования мебели, предметов быта, пришедших в негодность в результате паводка, и мусора, в том числе крупногабаритного.

26 апреля

В работах задействованы сотрудники МЧС России. При помощи мобильных комплексов спецобработки они дезинфицируют улицы, детские площадки, придомовые и другие территории Оренбурга, попавшие в зону подтопления. Всего специалистами продезинфицировано более 70 домов и придомовых участков и более 752 тысяч квадратных метров площади (это придомовые площадки и скверы, дороги, тротуары и иные территории).

26 апреля

Массовая акция по наведению чистоты состоялась в областном центре сегодня, 26 апреля, в рамках весеннего месячника благоустройства и озеленения.

26 апреля




Это трудное слово "бюджет"

-----

Кресло главного финансиста областного центра, пожалуй, можно назвать одним из самых "горячих" в администрации Оренбурга, поскольку денег в последнее время городу фатально не хватает. Поэтому, когда в него села Галина Васильевна Горошко, работавшая до этого в финуправлении области, у многих на языке вертелся один вопрос: а зачем ей это нужно? Именно с него мы и начали разговор с начальником финансово-казначейского управления, заместителем главы города.

- Разумеется, после предложения Юрия Николаевича Мищерякова я передумала о многом. В конце концов решила, что опыта, знаний и организаторских способностей у меня достаточно для того, чтобы реализовать себя и принести пользу городу. Тем более, что здесь очень хорошие специалисты. Я их прекрасно знаю. Мы вместе "росли" в профессиональном плане.

- В свое время говорили, что в городе с финансами творится нечто непонятное, что деньги куда-то прячут и т.п. Действительно ли это так? И какова вообще финансовая система в городе?

- Насчет того, что кто-то чего-то прячет - это не моя стихия. Если имеются нарушения - пусть этим занимаются компетентные органы. Моя точка зрения такая: все хорошее не отвергать, а все, что можно улучшить, - улучшать. Но любое улучшение должно принести пользу людям и сократить бюджетные расходы. Последнее объясняется большой долговой нагрузкой на бюджет. В нынешней ситуации мы просто вынуждены экономить на всем: в жилищно-коммунальном хозяйстве, управлении имуществом, землей и т.д. Нужно также переходить полностью на денежное обращение, поскольку любые зачеты увеличивают расходы минимум в полтора раза. И весь дисконт, который имеется при зачетных схемах, ведет только к увеличению расходов. Полагаю, что зачет можно применить исключительно как крайнюю меру, когда другим путем просто ничего не получишь.

Что касается финансовой системы муниципальных образований, она предельно упростилась после введения Бюджетного кодекса. То есть имеется только бюджет и никаких внебюджетных фондов.

- Герой известного анекдота утверждал, что берет деньги в тумбочке. А откуда берутся деньги в городской казне?

- Основные поступления в любом бюджете - налоги. Но сама структура налоговых поступлений постоянно меняется. Так, в прошлом году были отчисления от налога на добавленную стоимость (НДС) и в большей степени от подоходного налога с физических лиц. А бюджет глобально строился на трех "китах": НДС, налог с прибыли и подоходный налог. Плюс налог на имущество. В этом году будет налог с прибыли, при этом нормативы отчислений от прибыли увеличились с одного процента до 6,16 процента, и тот же подоходный налог. Отмечу, что расчетные суммы поступлений даже увеличились. Но реальные поступления будут зависеть от многих факторов: рост объемов производства, повышения зарплаты, инфляция, курс доллара и т.п.

- В городскую казну в этом году должно поступить чуть более полутора миллиардов. Этой суммы достаточно для нормальной жизнедеятельности Оренбурга?

- Этого, конечно же, маловато. Это как раз треть заявленных потребностей наших городских служб. При этом никто "губу не раскатывал". Просили исключительно по делу.

- Куда же пойдут основные средства городского бюджета?

- Как обычно, это социально значимые отрасли: здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное хозяйство, социальная политика, транспорт.

- Есть мнение, что вышестоящий бюджет в России должен ущемлять нижестоящий. Иначе он не выживет. В том числе областной бюджет должен ущемлять бюджеты муниципалитетов. Действительно ли это происходит в жизни?

- Проблема межбюджетных отношений в стране действительно существует. Но кого-либо винить в этой ситуации мне бы не хотелось. Более того, в этом году и муниципалитеты, и субъекты Федерации оказались "в одной лодке": Федерация полностью забрала себе самый устойчивый вид дохода - налог на добавленную стоимость. А нам остались налоги, которые собираются гораздо труднее. Проблему могли бы решить законы о минимальных социальных стандартах. И Оренбург уже давно поднимает этот вопрос (сейчас уже новый горсовет решил еще раз выйти с инициативой в Законодательное собрание).

А кроме этого, желательно зафиксировать нормативы отчислений регулирующих налогов на несколько лет. В этом случае муниципальным образованиям будет выгодно зарабатывать деньги. А то в один год мы что-то заработаем, а на следующий год на базе этого нам планируют. И пропадает всякая охота работать! Но винить в этом область сложно, поскольку между областью и Федерацией та же самая картина.

- Мне приходилось слышать точку зрения о том, что городской бюджет не только недостаточен, но и нереален. В первую очередь потому, что одной из основных составляющих доходной части является налог на прибыль, а предприятия уже научились прибыль прятать. Кроме того, из-за удорожания энергоносителей прибыль уменьшится объективно. Как бы Вы могли прокомментировать подобные высказывания?

- С такой оценкой можно соглашаться, а можно и не соглашаться. Я бы сказала по-другому: бюджет оптимистичный. Потому что мы рассчитываем на улучшение работы наших предприятий. Если же говорить о сокрытии прибыли, то здесь уже должна работать налоговая инспекция. И подобные действия несомненно обернутся немалыми штрафами. Если же пойдет удорожание энергоносителей, то будет больше прибыли у предприятий топливно-энергетического комплекса. Здесь должно появиться своего рода "переливание" прибыли. Хотя имеются и законные способы уменьшения платежей. Пример с "ОНАКО" это ярко подтверждает.

- В Бюджетном кодексе говорится, что если долги муниципалитета превышают треть его доходов, то следует объявлять дефолт, поскольку такую задолженность просто невозможно погасить. У нас муниципальный долг 700 млн. рублей при доходах чуть более полутора миллиардов. Значит ли это, что город неплатежеспособен?

- Нет, не значит. Здесь речь идет о верхнем пределе муниципального долга. Это все долги, которые образовались у города на начало 2001 года. Если посмотреть на конец этого года, то данный показатель должен понизиться до 400 млн. рублей. То есть триста миллионов мы должны выплатить кредиторам именно в 2001 году (хотя имеются невыплаченные долги 2000-го года и их мы намерены реструктуризировать).

Вообще бюджет 2001 года утяжелен на 300 миллионов. Ведь не будь этого долга - деньги можно было бы пустить в образование, здравоохранение, "коммуналку" и т.д.

- Сейчас у городской администрации имеются планы об отказе от участия в проекте Всемирного банка по реформированию ЖКХ (общий объем займа - 70 млн. долларов). Однако в этом случае сразу после отказа городу придется вернуть в течение трех дней (!) порядка 240 млн. рублей. Потянет ли бюджет такую нагрузку?

- Бюджет, конечно же, не потянет. Откуда у нас враз возьмется столько денег? Но самое важное, что здесь двойная ответственность, поскольку имеется поручительство области. И если город не сможет заплатить по обязательству - все ляжет на областной бюджет. А в этом случае вся область может оказаться без зарплаты. Подобного допускать ни в коем случае нельзя.

С другой стороны, вопрос решать нужно, чтобы город окончательно не провалился в долговую яму. Очевидно же, что после роста доллара с шести рублей, когда брали кредит, до нынешних двадцати восьми мы никогда не сможем погасить 70 млн. долларов с процентами за шесть лет после освоения средств. Поэтому от кредита нужно отказываться. Но путь для этого следует искать вместе с областной администрацией.

- Галина Васильевна, Вы - один из наиболее грамотных специалистов в сфере ценных бумаг в Оренбуржье. Не планируете ли уже на новом месте выпустить заем для города?

- При той долговой нагрузке, которую мы имеем, выходить с каким-либо займом как-то несолидно. Хотя бы потому, что инвесторы хорошо считают свои деньги и давать их на покрытие долгов просто не станут.

Я считаю, что политика открытости бюджета, которую мы начали в этом году, должна прояснить всю финансовую картину в городе и вернуть доверие инвесторов. А выпустить займ для города - дело не сложное. Тем более, что проблем, в решении которых захотят поучаствовать горожане и получить при этом прибыль, предостаточно. Можно вкладывать деньги в строительство, в коммунальное хозяйство, в культуру и т.д. То есть деньги можно брать и в городе, и в других территориях. Но инвестор должен почувствовать нашу обязательность.

- Скажите, а почему так много долгов у города? Это что, вина бывшего начальника финуправления?

- Я не хотела бы кого-либо винить. Первопричина в постоянно низкой финансовой обеспеченности бюджета. А вот то, что занимали и куда направляли, - это уже вторично. Хотя имеются факты расходов, не обеспеченных финансированием. Даже сметным финансированием. Вот это недопустимо! Сегодня есть очень много долгов строительным организациям. И очень обидно, что строители работали бесплатно. Они будут очень долго ждать оплаты своего труда. Но далеко не во всем следует винить финансистов! Мы ведь исполняем роль "кошелька". Куда решили направить деньги - туда финансист их и направляет.

- Ну и в заключение хотелось бы услышать о планах финансово-казначейского управления на ближайший год.

- В первую очередь у нас есть желание поработать на поиски дополнительных источников дохода.

Мы видим резервы в управлении имуществом. Нужно сделать инвентаризацию муниципального имущества. Затем следует проанализировать деятельность муниципальных предприятий. Нужно ли их столько? Что они дают для города? Могут ли они сами себя содержать? А решают ли вопросы города убыточные МУПы или это лишняя головная боль?

Помимо этого есть резервы в аренде земли. Но в последние годы не выделялись деньги на инвентаризацию. В результате не определен конкретный собственник и, соответственно, нет плательщика! Теряет при этом бюджет. Поэтому здесь будут наши вложения. Ведь вкладывая в землю рубль, мы возвращаем в бюджет пять-семь рублей.

Есть резервы в сфере управления. Здесь мы будем смотреть и конкретно по штатам, и по служебному транспорту, и по командировкам, особенно зарубежным. Посмотрим более пристально на жилищно-коммунальную сферу и постараемся там оптимизировать расходы.

И еще очень большая работа предстоит по платным услугам. Сегодня все сборы остаются в бюджетных учреждениях и идут на то, что не покрывает бюджет. Но достоверной информации по конкретным суммам мы не имеем. Поэтому было решено в 2001-ом году все платные услуги провести через бюджет. В качестве примера могу привести комитет по имуществу. Раньше комитет был на хозрасчете и только тридцать процентов от его доходов попадало в бюджет. Сейчас все доходы будут поступать в бюджет, а комитет содержится по смете.

Беседовал Владимир Баклыков.

Фото Ларисы Терентьевой.

Из досье "Вечернего Оренбурга"

Галина Горошко. Родилась в Актюбинской области. Окончила Бузулукский финансовый техникум, а затем Всесоюзный заочный финансово-экономический институт. Первое место работы - райфинуправление Оренбургского района. Затем облфинуправление, финуправление Читинской области (два года) и вновь финуправление Оренбургской области.

Занимала должности: экономиста, старшего экономиста, заместителя начальника отдела, начальника отдела промышленности, начальника отдела денежного обращения и ценных бумаг. В последние десять лет - начальник отдела ценных бумаг облфинуправления, из них семь лет - заместитель начальника облфинуправления.

Общий стаж работы в финансовых органах - 33 года.

Сын служит в Оренбургском зенитном училище, невестка работает финансистом. Воспитывают внука четырех лет.

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.