Новости

По информации городского управления пассажирского транспорта, автобусы начнут курсировать до дач и обратно со вторника, 30 апреля. Соответствующее постановление подписано Главой Оренбурга Сергеем Салминым.

27 апреля

27 апреля, по всей стране проводится Всероссийский субботник в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда», инициированного Президентом России Владимиром Путиным.

27 апреля

В Оренбурге приступили к наведению санитарного порядка после прохождения паводка. Для удобства жителей организованы дополнительные площадки временного складирования мебели, предметов быта, пришедших в негодность в результате паводка, и мусора, в том числе крупногабаритного.

26 апреля

В работах задействованы сотрудники МЧС России. При помощи мобильных комплексов спецобработки они дезинфицируют улицы, детские площадки, придомовые и другие территории Оренбурга, попавшие в зону подтопления. Всего специалистами продезинфицировано более 70 домов и придомовых участков и более 752 тысяч квадратных метров площади (это придомовые площадки и скверы, дороги, тротуары и иные территории).

26 апреля

Массовая акция по наведению чистоты состоялась в областном центре сегодня, 26 апреля, в рамках весеннего месячника благоустройства и озеленения.

26 апреля




Новый учебник

-----

Где мои семь-восемь лет...

Евгения Павлова

В минувшем году по приглашению института усовершенствования учителей Оренбург посетила группа преподавателей Московского педагогического института - профессора Наталья Борисовна Истомина и Марина Сергеевна Соловейчик, Ольга Владимировна Кубасова. Они познакомили коллег с учебниками, вошедшими в "гармонию-комплект" для начальной школы, вызвав большой интерес присутствующих на этой своеобразной презентации. Сотни педагогов Оренбурга, Орска, сельских школ области сказали новинке "да!" Управление образования областной администрации пошло навстречу учителям. Первая партия учебников доставлена в Оренбург.

Захотелось в первоклашки...

Да, захотелось, когда я не отрываясь прочла учебник русского языка для первого класса и, перевернув последнюю страницу, поняла, что авторы - М.С.Соловейчик и Н.С.Кузьменко - совершили революцию в этом тонком и опасном деле. Я уж не говорю, как нужен был вот такой именно, когда со своими сверстниками постигала азы грамоты, - он нужен был совсем недавно, в разговоре с самым юным человеком нашего семейства, где я потерпела неожиданное фиаско.

- Если ты не будешь знать склонений, Денис, ты никого не будешь понимать. И тебя - никто!

- Да? Я тебя прекрасно понимаю, - ответил хитрец, - а если ты меня не понимаешь, - это твои проблемы.

Теперь мне ясна моя ошибка. Раньше школа учила ребенка родному языку как иностранному, но ведь малыш уже отлично владеет им - говорит и понимает, то есть в полной мере общается! Из этого озарения и выросла концепция нового учебника: "всего-навсего" сделать неосознанное владение родным языком осознанным. Понятно, что такой подход к делу потребовал новой методики, нетрадиционных приемов. Например, применения транскрипции, написания слов с пропуском орфограмм и даже (что раньше вызвало бы священный ужас педагога) использование в упражнениях "Отрицательного языкового материала", а попросту ошибок, которые ребенку предлагается найти и исправить. Уже из этого читатель понял, что авторы вложили в свой учебник элемент игры. И действительно: почему мы талдычим человеку все его десять школьных лет, что учиться нужно? Почему не откроем ему, что учиться - интересно? Какие резервы интеллекта, эмоционального мира, характера открылись бы в нашем затюканном "предмете" приложения учительских сил! В учебнике, о котором мы говорим, это сделано. Доказательств тому множество, приведем лишь некоторые. Во-первых, здесь есть свои герои. Это белокурый голубоглазый Антон (портрет присутствует). Он дошкольник, многого не знает и пристает к хозяину учебника, уважаемому первокласснику с разными интересными вопросами. По долгу старшего на них приходится отвечать. Например, на такой: "Как же узнать, когда буквы входят в слово, а когда они сами целые слова, слова-помощники?" Представляете, сколько нужно не только знать, но и уметь, чтобы ответить? Не только помнить, но и анализировать, находить аргументы, выстраивать цепь доказательств... Есть и еще персонаж - маленький иностранец, с которым, понятно, хлопот еще больше. Но зато с ним наш ученик выходит за границы родного языка, учится видеть достоинства родного, любить его и уважать другие. Точка, из которой способна впоследствии вырасти гармония национального и интернационального.

А третий герой? Это хозяин "учебника-тетради". Да-да, на его страницах можно собственноручно писать, искать и исправлять ошибки, формулировать правила и фиксировать не чьи-нибудь, а свои выводы. Первоклассник, несомненно, главный герой. Как этого не почувствовать, если авторы постоянно обращаются к тебе - именно к тебе! Интересуются, как и когда ты заговорил, какое слово сказал первым, какие звуки сначала не давались? И пример просят подобрать из твоей любимой книги. Ничего не приказывают, а предлагают: "Если ты хочешь, кончи словами: Так я..."

И, конечно же, все в удивительном учебнике говорит о присутствии четвертого, необходимейшего героя - педагога. Просто видишь его - не оракула, возвещающего истину, не придирчивого оценщика твоих знаний, а собеседника, ставящего вопрос и вдохновляющего на поиски ответа. Учитель здесь - не добренький подсказчик, хотя и предостережет перед "опасным местом", он организатор увлекающего дела, где есть возможность "попасть в ловушку", необходимость "распутать эту путаницу" и многое, многое другое. Легко ли учиться так? Видимо, нет: новая методика требует от ребенка едва ли не максимального творческого напряжения. Но ведь творческого! В учебнике запрограммировано сотрудничество "учащего и учимого". Он не потерпит урокодателя, чей диалог со школьником исчерпывается сакраментальным: "Я тетрадь забыл... - А голову ты не забыл?"

Но как же воспитательный момент? - спросите вы. Присутствует, и еще как! Каждой страницей, прививая любовь и уважение к родному русскому языку, авторы помогают ребенку ощутить себя носителем и хранителем этого богатства, а в грамотной, свободной, образной речи видеть свое достоинство - личности и гражданина России.

...Закончу чем начала: "эх, где мои семь-восемь лет!"

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.