Новости

Женщины активнее мужчин страхуют потерю дохода с процентов по вкладам на случай досрочного расторжения договора банковского вклада, выяснили эксперты АО СК «РСХБ-Страхование». Среди пользователей такого предложения 63,2% женщин и только 36,8% мужчин. При этом наиболее активно программой страхования, позволяющей не терять прибыль с вложений, интересуются клиенты в возрасте 55 лет и старше.

30 ноября

Об этом сообщает городское управление пассажирского транспорта.

30 ноября

Долгожданное событие для всех горожан, особенно водителей, которым все это время приходилось объезжать центр города окольными путями, намечено на вечер 30 ноября.

30 ноября

В течение 2016-2020 гг. экспорт российского вина рос со среднегодовым темпом в 1% и достиг 10 млн долларов. Но в 2021 году этот показатель может вырасти как минимум до 13 млн долларов, то есть на 30%, прогнозирует Россельхозбанк. Причинами такой динамики аналитики РСХБ называют рост государственной поддержки, улучшение качества продукции и накопленный эффект от внедрения современных технологий и освоения новых терруаров.


30 ноября

По информации городского отдела ЗАГС, эти традиционные имена, а также необычные - Мелисса, Юлиана, Оливия, Агнесса, Мирон, Лука, Богдан, Леон, Святослав, Радимир - пополнили статистику редких имен, которыми оренбуржцы назвали новорожденных. Всего за неделю в Оренбурге родилось 154 малыша.

30 ноября




В поисках Радости

-----

Екатерина Шарапова

В майские дни память многих обращена в далекие военные годы. Поколение, взращенное Великой Отечественной войной, хорошо знает цену побед и поражений, человеческой самоотверженности и трусости, подвига и предательства. В памяти артиста областного драматического театра им. М. Горького Василия Павловича Шура, чье детство прошло на белорусской многострадальной земле, война оставила свои отметины.

Актерские монологи

- Родился я в белорусской семье. Отец и мать были потомственными крестьянами. Артистов ни в одном поколении не было, но пели в семье замечательно. Мама вспоминала, как ее Павел, подходя к месту свидания, подавал знак песней, и у нее, шестнадцатилетней девчонки, был свой музыкальный ответ. В большой деревне, на 400 дворов с церковью посередине, жили дружно. Мир был и в нашей семье, где росли шестеро детей - три брата и три сестры.

Война отпечаталась в памяти отцовской щетиной. Он нес меня на руках, когда мы провожали его на фронт. Не успели подойти к узкоколейке, как над нами появились "мессеры". Словно издеваясь, они преследовали нас, не выпуская из коридора огня. Горячее дыхание отца и его колючую щетину помню до сих пор.

Китайская роза

- Накануне войны отец построил пятистенок. Одну комнату заставили цветами - "хозяйством" старшей сестры Маши. Только мне она покровительственно разрешала поливать роскошную, до потолка, китайскую розу, усыпанную круглый год цветами. Как-то утром, разбуженный громыханьем сапог, я вскочил с кровати. В Машиной комнате немцы выбирали цветы для украшения своей комендатуры. Когда указали на любимую розу, я как только мог обхватил руками большую кадку, не собираясь с ней расставаться. Цветок вынесли на улицу вместе со мной. Стоял конец июля. Помню только частокол лакированных сапог и свой отчаянный рев. А потом - пинок в плечо. Мама в крик. Розу унесли. По рассказам родных, три дня я был без сознания, а потом еще долго находился в полубреду.

Катерина

- Одному Богу известно, как в годы войны моей матери, Катерине Ивановне, удалось сберечь пятерых детей - с 5 до 15 лет. Отец и старший брат всю войну воевали. А мы жили сначала в оккупированной зоне, а начиная с 44-го года, когда перед операцией "Багратион" немцы сожгли нашу деревню, вынуждены были прятаться в лесах. Когда у нее спрашивали: "Как ты такой выводок одна сохранила?" - она отвечала: "Сама не знаю. Во время облав все бежали в одну сторону, а я, чтобы детей не подавили,- в другую".

Один случай нашего воскресения я запомнил. Началась облава, а брата Ивана с нами не оказалось. Мать в панике - надо бежать, а Ванечка помогал кому-то пасти коров. Бежим, он нам навстречу. Слава Богу, опять вместе. Забрались куда-то в болото. Мать успела закопать всех пятерых в мох, а сама спряталась с головой в заводи, уцепившись за плети ив. К счастью, в тот раз немцы были без собак. Через мох мы слышали, как прочавкали их сапоги, почти наступая на нас. Потом мать откапывала нас и оттирала, благодаря Бога, что мы не задохнулись, и в Германию нас не угонят.

Начало профессии

- От родного дома, как и от всей деревни, остались одни головешки.

Вернувшись из армии в 1946 году, отец нашел все семейство в кое-как вырытой землянке, и тогда дал согласие на переселение в Восточную Пруссию, Кенигсберг, где предоставлялся дом и все необходимое для обустройства на новом месте. Спустя годы, уже в Калининграде, окончив историко-филологический факультет педагогического института, я приобщился к театру, которым в те годы руководил З.Я. Карогодский. С его легкой руки еще в институте начал учиться в студии при театре, а с 1958 года был зачислен в труппу. Первую роль - Геннадия - сыграл в его спектакле по пьесе Виктора Розова "В поисках радости". По завету Карогодского продолжил актерское образование в Москве в Школе-студии МХАТ СССР. Секреты мастерства нам передавали великие МХАТовские старики - В.З. Радомысленский, В.О.Топорков, В.Я. Станицын, М.Н. Кедров, В.К. Монюков, К.Н. Головко, Д.Н. Журавлев. Учебе способствовала и вся атмосфера начала шестидесятых. Было много удивительных встреч, но одна из них стала исторической.

Булат его благословил

- На третьем курсе отважились мы компанией студентов отправиться в Загорск, сегодняшний Сергиев Посад, встречать Пасху. Если бы тогда узнали в деканате, мы вполне могли бы вылететь из института. После праздничной торжественной службы и крестного хода в пятом часу утра сели в электричку. Душа просила музыки, и мы напевали песни Булата Окуджавы, которые только начинали хождение в студенческой среде. И вдруг в худеньком человеке, напряженно всматривающемся в нашу компанию, мы узнали Его. Окуджава ехал из Загорска с красивой девушкой. Здесь же мы и договорились о встрече в институте. В назначенный день и час он появился у нас на курсе, на 4-м этаже Школы-студии МХАТ. Пел много и долго. Оказался необычайно прост в общении, чем покорил всех окончательно. Когда встреча подходила к концу, неожиданно появился парень с гитарой, в сиреневой рубашке и попросил разрешения спеть. Он пел без перерыва одну песню за другой. Удивил его надсадно-хриплый голос и вызывающая манера, с которой он пел свои полублатные и дворовые песни. Когда закончил, мы и познакомились с выпускником Школы-студии Владимиром Высоцким, часто заходившим в свою альма-матер. Булат тогда с улыбкой ему сказал: "Мой вам совет, не бросайте это дело,- а потом пророчески добавил, - оно может стать для вас главным." Так мы оказались случайными свидетелями исторической первой встречи двух великих бардов.

Университеты провинциального театра

После окончания Школы-студии МХАТ начались годы странствий актера. Возможно, название спектакля, где Василий сыграл свою первую роль, стало для него определяющим в профессии. В его поисках своего места на сцене было много радостного. Везло на театры, роли, партнеров по сцене. Много лет - сначала в Свердловске, а потом в Минске В.П.Шур работал вместе с Анатолием Солоницыным, которого вся страна потом узнала по фильмам А.Тарковского. Здесь, в Минском русском драматическом театре, Шуру довелось сыграть роль Давыдова в "Поднятой целине" М.Шолохова, и все последующие роли были героическими.

Далеко не о каждом актере провинциального театра щедро пишут столичные театральные критики. О Шуре писали. В журнале "Театр" в пространной рецензии на спектакль Ижевского театра "Наедине с судьбой" П.Павловского критик П.Пустовойт отмечал: "Исполнителю главной роли В.П.Шуру удалось раскрыть драму Бетховена, показать крах его иллюзий как социальных, так и личных; разочарование в Наполеоне, в друзьях, наконец, в любви. Этот мотив В.Шур прочувствовал глубоко и весьма убедительно". В "Театральной жизни" в превосходных степенях оценивалась роль Георгия Димитрова, сыгранная актером в спектакле Ульяновского театра "Красное и коричневое" в постановке болгарского режиссера Милко Стоянова. Спектакль стал лауреатом Всесоюзного театрального фестиваля и был показан в Москве, на сцене Вахтанговского театра. Здесь же, в Ульяновском театре сыграл он и роль председателя в поразившей тогда пьесе А. Абдуллина "Тринадцатый председатель".

Вероятно, не только актер создавал свои роли, но и они его. Играя людей, способных вести за собой, умеющих вселять веру и брать на себя ответственность, он откликнулся на предложение, поступившее из Серова, и возглавил театр крупного индустриального и культурного центра Северного Урала. Три года Василий Павлович ставил как классику, так и современную драматургию, с удовольствием работая с актерами, но сам на сцену выходил очень мало. Актерская жилка все-таки взыграла, когда его пригласили в Махачкалу. И не зря, так как в актерском багаже появилась роль, о которой можно было только мечтать, - Ромул Великий в одноименной пьесе Ф. Дюрренматта. Критика увидела в спектакле крупное событие в культурной жизни республики, а роль Ромула расценила как "явную творческую удачу". Серьезными достижениями этого периода были роли Ивана Голована в спектакле "Грушенька" по "Очарованному страннику" Н.Лескова и поэта Феррана в спектакле "Три супруги совершенства" по пьесе Кассона.

Оренбургский причал

Когда события в Чечне заставили многих актеров русского театра покинуть Кавказ, семья Шур приехала в Оренбург. С нашим городом Василий Павлович был знаком по гастролям как Магнитогорского, так и Ульяновского театров. С тех пор вот уже семь лет он выходит на сцену областного драматического театра. За это время актером сыграно пятнадцать ролей, поставлено три спектакля. Когда В.П.Шур появляется на сцене в таких разных обличьях, как Лютов в комедии А.Островского "Не было ни гроша, да вдруг алтын", или дон Фернандо в комедии Лопе де Вега "Раба своего возлюбленного", зритель всегда обращает внимание на его великолепную дикцию и богатый обертонами низкий баритон, который слышен в последних рядах зрительного зала, на четко выверенную пластику персонажей, на его умение мыслить на сцене.

8 мая, в день своего 65-летия, В.П.Шур вновь вышел к зрителям в роли офицера Васина в спектакле "Русские люди" К.Симонова, посвященном Великой Победе.

Огромный актерский опыт и прекрасная профессиональная оснастка позволяют ему играть самые разноплановые роли и в пушкинской "Капитанской дочке" и в лермонтовском "Маскараде" и в других спектаклях.

Много интересного осталось за рамками этой статьи, не вмещающей судьбу артиста. Ее воплощение - на сцене театра. Зритель, который, быть может, впервые увидит В.П.Шура в спектаклях, обязательно обратит внимание на содержательность и глубину его ролей. Актер в прекрасной творческой форме, он занят в репертуаре, но зритель вправе рассчитывать на более глубокое знакомство с творчеством В.П.Шура. Ведь пока есть силы совершенствоваться и творить - поиски Радости продолжаются.

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2021 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.