Новости

По информации городского управления пассажирского транспорта, автобусы начнут курсировать до дач и обратно со вторника, 30 апреля. Соответствующее постановление подписано Главой Оренбурга Сергеем Салминым.

27 апреля

27 апреля, по всей стране проводится Всероссийский субботник в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда», инициированного Президентом России Владимиром Путиным.

27 апреля

В Оренбурге приступили к наведению санитарного порядка после прохождения паводка. Для удобства жителей организованы дополнительные площадки временного складирования мебели, предметов быта, пришедших в негодность в результате паводка, и мусора, в том числе крупногабаритного.

26 апреля

В работах задействованы сотрудники МЧС России. При помощи мобильных комплексов спецобработки они дезинфицируют улицы, детские площадки, придомовые и другие территории Оренбурга, попавшие в зону подтопления. Всего специалистами продезинфицировано более 70 домов и придомовых участков и более 752 тысяч квадратных метров площади (это придомовые площадки и скверы, дороги, тротуары и иные территории).

26 апреля

Массовая акция по наведению чистоты состоялась в областном центре сегодня, 26 апреля, в рамках весеннего месячника благоустройства и озеленения.

26 апреля




Сальери оказался ни при чем...

-----

Как люди творят? Как они создают вторую, не существовавшую до этого реальность в поэзии, живописи, музыке? Да и вся жизнь человеческая - в какой-то мере творчество... Пусть изредка, но все мы, простые смертные, задумываемся над этим. Для недавнего гостя нашего города процесс творчества - предмет глубокого и многолетнего научного интереса. Познакомьтесь: Николай Николаевич Николаенко, доктор медицинских наук. В Институте эволюционной физиологии и биохимии имени И.М. Сеченова Российской академии наук заведует лабораторией функциональной асимметрии мозга человека. Он - профессор института специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка имени Рауля Валленберга. У нас Николай Николаевич прочел несколько лекций студентам Оренбургского филиала этого университета и провел практические занятия. В 2001-ом году в Санкт-Петербурге увидела свет его книга "Творчество и мозг". Предназначенная специалистам, она трудна для восприятия непосвященных, поэтому мы попросили Николая Николаевича сопровождать нас в путешествии по страницам его монографии.

- Николай Николаевич, какой момент можно назвать самым первым в творческом акте?

- Восприятие. Оно, говорил Рудольф Арнхейм, поистине творческая способность мгновенного схватывания действительности, способность образная, проницательная, изобретательная и прекрасная... Любое восприятие есть также и мышление, любое рассуждение есть в то же время интуиция, любое наблюдение - также и творчество.

- Таким образом, мы все творим, только не знаем, как это у нас получается?

- Если свести к простейшему, то будет так: правое и левое полушария мозга владеют разными моделями мира. Живость, чувственность образов связаны с деятельностью правого полушария, а условность изображений, их схематичность, чертежный подход - с деятельностью левого. Творческий процесс, таким образом, обсусловлен своеобразным двуязычием: постоянным напряженным диалогом познавательных способностей правого и левого полушарий. Возможность этого акта обусловлена неустойчивым зыбким равновесием двух систем мозга и порожденных ими двух типов мышления - образного и понятийного. Перевес левого полушария приводит к тому, что творческий потенциал человека подавляется логикой, словом, стереотипами. Напротив, при большей активности правого творческие способности - в частности, в искусстве - могут усилиться. И здесь возникает проблема соотношения слова (понятия) и образа, например, в рисунке.

- Но это уже проблема искусствоведческая?

- Конечно. Однако начало ее лежит в сфере изучения мозга. Интересно выяснить, с помощью каких его структур человек отбирает, творчески перерабатывает зрительную - остановимся на ней - информацию и хранит в памяти разные модели окружающего пространства. Итак, творческий импульс в виде неосознаваемых зрительных образов задается правым полушарием, а последующие осмысление и оформление связано с межполушарным взаимодействием.

- Без сомнения, эти процессы особенно выразительны у гениев...

- Да, рассматривая жизнь одаренных талантом людей (нередко отягощенную поражениями мозга или расстройствами психики), невольно приходишь к мысли о том, что у великих Мастеров межполушарные отношения не фиксированы жестко, а имеют относительно высокую подвижность и раскрепощенность. Оригинальность их мышления обусловлена и независимостью от социальных штампов, речевых и мыслительных стереотипов. Способность таланта оперировать смутными зрительными образами позволяет предположить, что его сила - это уменение мыслить целостными непосредственными "правополушарными" образами.

- Это можно ощутить, имея дело с "итогом" - художественным произведением. Но болезнь?.. В Вашей книге меня поразила еще неслышанная, уверена, многими версия о причине смерти Моцарта.

- Знакомясь с документированными медицинскими наблюдениями, легче поверить в некоторые не строго доказанные истории. Эту версию выдвинул американский исследователь Майлз Дрейк, невролог из университетского госпиталя в Колумбусе. В записях врачей, пользовавших Моцарта, Дрейк нашел упоминание об "отложениях в мозгу" своего пациента. Используя новейшие методы исследования, Дрейк пришел к выводу, что Моцарт получил травму: после удара обо что-то твердое он пережил кровоизлияние в мозг и гематома (сгусток крови), названная врачами той поры "отложениями", стала давить на левое полушарие. Моцарт не только выжил, но именно в это время написал свою величайшую оперу "Волшебная флейта". Однако его родные сообщают в письмах того периода, что Вольфганг не в состоянии сам одеться: правая рука не повинуется ему. Стоило Моцарту заболеть, врачи прописали излюбленное в XVIII веке средство - кровопускание. Внезапное падение артериального давления, вызванное им, могло стать причиной инсульта: разница в давлении внутри гематомы и вокруг нее приводит к разрыву сосудов. И "Реквием" остался неоконченным...

- Николай Николаевич, мы беседуем с Вами в необычной для оренбуржцев гостиной "Быть или не быть?" Как Вы оцениваете это начинание ее организаторов и консультантов психотерапевта Сергея Константиновича Филиппова и психиатра Ария Авраамовича Сировского?

- Она необычна не только для оренбуржцев. Такой экспозиции, как "Среда обитания", приближенной к частному жилищу, я не встречал нигде. Хотя... Идея витает в воздухе: отдаленно подобное довелось видеть в Нью-Йорке, в Метрополитен-музее. Думаю, эффект ее значителен. Ведь окружение и помогает, и мешает людям жить. Это богатая возможностями психо-терапевтическая среда поможет человеку избавиться от комплексов, достичь равновесия внутри себя, мира с окружающими. Экспозиция отражает глубинные переживания, связанные с личными проблемами. Она ненавязчиво предлагает пути социально-психологической адаптации, в частности, через увлечения, развитие творческого начала в человеке...

-... на основе зыбкого равновесия правого и левого полушарий мозга, как мы теперь понимаем! Спасибо. Надеемся, что это не последняя Ваша встреча с читателями "Вечернего Оренбурга".

Интервью взяла Евгения Павлова.

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.