Новости

В 2024 году дорожные работы, начатые в прошлом сезоне, будут продолжены на улице Терешковой (от ул. 8 Марта до ул. Орской и от ул. Шевченко до ул. 8 Марта), дублере проспекта Дзержинского (от ул. Березка до ул. Салмышской). Капитально будет отремонтирована ул. 10 Линия (от ул. 15 Линия до проезда Промыслового).

28 марта

Муниципальный контракт на выполнение научно-исследовательской работы по актуализации схемы заключен с компанией из Санкт-Петербурга ООО "ДОРНАДЗОР".

28 марта

По информации управления строительства и дорожного хозяйства администрации города, запланирована установка дорожных знаков 3.27 «Остановка запрещена» и 8.4.1 «Вид транспортного средства» на проспекте Гагарина в районе строений №№ 2Ж, 4А(павильон «Цветы»), 10, 48/2 (ТРЦ «Три мартышки»), 54/1, сквере им. Гагарина, а также на ул. Чкалова в районе строений №№ 2, 3/1, 8, 20, 26/1, 55, 53/3, 56.

28 марта

О текущей ситуации сегодня утром Главе Оренбурга доложил начальник управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности администрации города Марсель Серазетдинов.

28 марта

С 1 по 7 апреля в Оренбургской области пройдет ежегодное социологическое исследование на тему межнациональных и межконфессиональных отношений среди населения.

27 марта




Моя родословная

-----

    Первый покоритель неба

Наша газета уже публиковала материал о большом разветвленном старинном роде Кудашевых, представители которых жили и живут в Оренбурге. И вот из Уфы пришло очередное послание: на этот раз доктор химических наук, профессор кафедры общей химии Башкирского государственного университета Рифкат Кудашев поделился с нами своими разысканиями об еще одном Кудашеве - Александре Сергеевиче, с чьим именем связана история отечественного воздухоплавания и самолетостроения. Эти пока еще довольно скупые сведения Рифкат Хусаинович долго и кропотливо собирал с помощью многих людей: своих коллег из Института химической физики Российской АН, друзей и знакомых, имеющих родственников и приятелей за рубежом, а затем и людей, также носящих фамилию Кудашевых, проживающих в Америке. Один из этих добровольных помощников, некто М.С. Дроздов, прислал ему ксерокопии с фотографий моделей самолетов конструкции А.С. Кудашева. Вот что ему удалось выяснить.

Укоренившаяся в нашем сознании мысль о том, что создателем первого в мире самолета, поднявшегося в воздух, является Александр Можайский, получивший в 1881 году привилегию на изобретенный им "воздухоплавательный снаряд", - мягко говоря не точна. В докладной записке Главного инженерного управления Военного министерства, составленной в октябре 1884 года, со ссылкой на частные источники говорится, что самолет Можайского взлететь не мог. На основании экспериментальных работ, проведенных учеными в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ) в конце 1970-х годов, был сделан однозначный вывод: для отрыва от земли такому самолету была необходима мощность втрое больше заявленной. По мнению же большинства специалистов, использование парового двигателя в летательном аппарате конструкции Можайского оказалось бесперспективным делом, заранее обрекающим эксперимент на неудачу.

А вот что сообщают литературные источники о другом человеке, первым испытавшем в России самолет: "По сообщению Киевского общества воздухоплавания, 5 июня 1910 года в Киеве на Серецком ипподроме состоялся первый в России полет аэроплана собственной конструкции. Построил биплан и летал на нем профессор А.С. Кудашев".

Биографические сведения о конструкторе и испытателе содержат лишь основные факты жизни и деятельности. Князь Александр Сергеевич Кудашев родился в Санкт-Петербурге 9 февраля (21 по новому стилю) 1872 года. Окончил в 1895 году Петербургский институт инженеров путей сообщения. Работал на строительстве железной дороги Тифлис-Карс (ныне Турция). В 1899-1901 и 1906-1911 годах преподавал в Киевском политехническом институте. Принимал участие в работе общества воздухоплавания. Ему принадлежит приоритет в создании первого самолета отечественной конструкции с бензиновым двигателем.

К началу 1910-х годов популярным типом самолета-моноплана был "Брелио-11", сконструированный во Франции. Он послужил прототипом ряда монопланов, изобретенных в других странах.

В России самолеты этого типа делали А.С. Кудашев и С.В. Гризодубов. Интересной особенностью самолета "Кудашев-4" (1911 г.) было применение двух взаимосвязанных комплектов крыльев - одного для скорости 60 км/час, другого - для скорости 80 км/час. Взлетный вес самолета "Кудашев-3", построенного во Франции, был равен 320 кг, мощность двигателя - 35 л.с. В России им было построено два самолета-биплана "Кудашев-1". По летно-техническим характеристикам монопланы и бипланы Кудашева были сопоставимы с "Блерио-11", "Фарман-4" (Франция), "Ньюпор-1" (Россия), "Бристоль П-1" (Англия).

После Киева князь Кудашев переехал в Санкт-Петербург, где в 1911-1914 годах работал на Русско-Балтийском заводе. В начале первой мировой войны эмигрировал во Францию, преподавал в Парижской высшей технической школе. Предположительно, у Александра Сергеевича был сын Сергей, погибший в 1918 году в России. От его брака с Марией Павловной родился сын Сергей, которого впоследствии усыновил Ромен Роллан. Год и место смерти Александра Сергеевича неизвестны...

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.