Новости

По информации городского управления пассажирского транспорта, автобусы начнут курсировать до дач и обратно со вторника, 30 апреля. Соответствующее постановление подписано Главой Оренбурга Сергеем Салминым.

27 апреля

27 апреля, по всей стране проводится Всероссийский субботник в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда», инициированного Президентом России Владимиром Путиным.

27 апреля

В Оренбурге приступили к наведению санитарного порядка после прохождения паводка. Для удобства жителей организованы дополнительные площадки временного складирования мебели, предметов быта, пришедших в негодность в результате паводка, и мусора, в том числе крупногабаритного.

26 апреля

В работах задействованы сотрудники МЧС России. При помощи мобильных комплексов спецобработки они дезинфицируют улицы, детские площадки, придомовые и другие территории Оренбурга, попавшие в зону подтопления. Всего специалистами продезинфицировано более 70 домов и придомовых участков и более 752 тысяч квадратных метров площади (это придомовые площадки и скверы, дороги, тротуары и иные территории).

26 апреля

Массовая акция по наведению чистоты состоялась в областном центре сегодня, 26 апреля, в рамках весеннего месячника благоустройства и озеленения.

26 апреля




Дата

-----

Татьяна Судоргина

В канун праздника работников просвещения наш экскурс в прошлое посвящен представителям этой благородной профессии.

    "Квартира - самое больное место"

Оренбургское "Общество взаимного вспомоществования учащим и учившим (т.е. педагогам. - Т.С.) в народных училищах губернии" в 1901 году "устроило" спектакль "для увеличения средств". Директор народных училищ края, статский советник Александр Иванович Тарнавский перед благотворительным мероприятием попросил некоторых подчиненных составить бюджет работника приходского городского и сельского училищ, "чтобы написать хоть небольшую заметку и обратить внимание общества на экономическое положение учителей". В результате получилась огромная статья на две газетных полосы. Предлагаю современникам познакомиться с наиболее любопытными выдержками из нее, заранее прошу прощения за пространные цитаты.

В самом начале повествования автор подчеркивает: "Все учителя, к которым я обращался со своей просьбой, видимо, были недовольны ей, а один с большим душевным порывом откровенно сказал следующее: "Не следовало бы писать "слезницы" о нас..." Очень хотелось, чтобы увидели в моей заметке не "слезницу", а вопрос, основанный на цифрах".

Затем А.Тарнавский информирует: "Учительский бюджет слагается не из нескольких источников, а только из одного жалованья. Бывает иногда у некоторых учителей частный урок, но таких счастливцев очень не много, даже среди городских учителей, а между сельскими - тем более. Может быть источник дохода у учителя от земли. Но в нашем краю, к сожалению, земельные участки очень редки при училищах.

Учительское жалованье колеблется от 150-180 рублей до 400 рублей, а с квартирными в городах (в Оренбурге, например) до 520 рублей, которые получают вторые учителя и учительницы городских приходских училищ; третьи и четвертые учителя - 120-180 рублей. В среднем сельские учителя получают 240-300 рублей (редкие - 330 рублей в немногих сельских двухклассных училищах), а городские 300-400 рублей.

Есть счастливцы, пользующиеся готовыми квартирами при училищах, но таких не много. Все вторые учителя и учительницы готовыми квартирами не пользуются и нанимают их - в Оренбурге с 1901 года, вероятно, будут получать по 120 рублей квартирных. Судите сами, какую квартиру можно нанять за 120 рублей в год... Не в лучшем положении и учителя сельских училищ, пожалуй, даже в худшем.

"Квартира, - пишет один учитель, - самое больное место, которое постоянно бередится у семейного учителя, живущего в селе, деревне, да не лучше и в заводе. Невозможно найти квартиру, отвечающую скромным требованиям, какие предъявляет к ней учитель. Квартир в две-три чистых комнаты с кухней нет в селе, можно только отыскать с одной миниатюрной комнаткой и большой кухней с большими палатями. Хорошо еще, что и такая отыщется. В квартире, обыкновенно, во все щели и дыры дует, сквозит... И за эти-то квартиры учителя в селах платят от 8 до 15 рублей в месяц".

    "Не должно быть детей"

Продолжая обосновывать расчеты, директор народных училищ Оренбуржья сообщает: "В нелучшем положении находятся учителя и при покупке провизии для своего пропитания. Нам кажется, что в селах все дешевле, чем в городе. Да, для того, у кого все свое. Но кто в деревне должен покупать провизию - для того она не дешевле, а, пожалуй, и дороже городской. За яйца, масло, мясо, муку в селе берут больше, чем в заводе и городе, так как там цены устанавливает рынок, а в селе причины чисто случайные. Когда вы приходите к крестьянину с просьбой, чтобы он продал вам курицу, например, то он не постесняется взять втридорога, да еще будет говорить, что он оказывает вам одолжение.

В еще худшем положении находится учитель, когда им приходится шить платье. В селах нет портных. Значит, нужно ехать в город для заказа, для примерки и для получения платья. Если же в селе есть портной, то он возьмет не меньше городского и обязательно испортит платье.

В самом же худшем положении находится учитель, а семейный в особенности, когда заболеет либо он, либо кто-нибудь из семейных. Болезни не перетерпишь и поедешь в город к доктору. Что же это стоит - трудно и сказать, начиная с найма извозчика, который не церемонится, и оканчивая стоимостью покупки, доставки лекарств.

Нелегко дается сельскому учителю и забота о самообразовании. Тут одно из двух: либо не читай, либо вдвойне плати за книги. Ведь в нашем краю почтовых учреждений - раз-два, да и обчелся. Следовательно, за книгой, за газетой нужно посылать в то соседнее село, где почтовое отделение, т.е. за 30-40 верст, либо ждать случая и благодетеля, который привез бы книгу и газету даром".

Завершая столь объемное вступление, автор подчеркивает: "Позволю себе думать, что читатели не заметили одного существенного пропуска в сделанном мной перечислении, а именно - воспитания учительских детей. Да, я пропустил эту статью, и умышленно. В том идеальном бюджете, который я ниже представлю, все рассчитано на двух человек, учителя и его жену, у них не должно быть детей. Не смейтесь, читатель! Я не могу составлять бюджет на трех лиц - мужа, жену и ребенка из-за того соображения, что какой же вышел бы бюджет, если бы я включил в него хоть одного ребенка и необходимость воспитывать его - тысячный!"

    У учителя не хватает на жизнь

Далее перечисляются основные статьи расходов из "Приблизительного идеального бюджета семейного сельского учителя, считая семью в два человека": "Муки пшеничной (по 3 пуда в месяц) 36 пудов по 1 р. - 36 р.; мяса (по 1,5 пуда в месяц) на 8 месяцев 12 пудов по 3 р. 20 к. - 38 р. 40 к., рыбы на посты (по 1 пуду в месяц) на 4 месяца по 2 р. 40 к. - 9 р. 60 к., крупы пшенной (по 10 фунтов в месяц) в 12 месяцев 3 пуда по 80 к. - 2р. 40 к., крупы гречневой (по 10 фунтов в месяц) в 12 месяцев 3 пуда по 1 р. - 3 р., соли (по 5 фунтов в месяц) в 12 месяцев 1,5 пуда по 40 к. - 60 к., картофеля (по 2,5 пуда в месяц) в год 30 пудов по 30 к. - 9 р., капусты и огурцов на год - 10 р., масла коровьего (по 6 фунтов в месяц) в 8 месяцев 1,2 пуда по 10 р. - 12 р., постного масла (по 10 фунтов в месяц) в 4 месяца 1 пуд по 6 р. 40 к. - 6 р. 40 к., муку 15 плетениц по 15 к. - 2 р. 25 к., солоду (по 5 фунтов в месяц) 1,5 пуда в год по 1 р. - 1 р. 50 к., приправ: перцу, горчицы, уксусу, лаврового листа, перловой крупы, сорочинской крупы, белых грибов и прочего на 6 р., молока (по 1 горшку в день) в 8 месяцев 240 горшков по 10 к. - 24 р., яиц (по сотне в месяц) в 8 месяцев 800 по 1 р. - 8 р., чаю (по 0,5 фунта в месяц) в год 6 фунтов по 1 р. 80 к. - 10 р. 80 к., сахару (10 фунтов в месяц) в год 3 пуда по 6 р. 40 к. - 19 р. 20 к., керосина (по 1 пуду в месяц) на 9 месяцев 9 пудов по 1 р. 40 к. - 12 р. 60 к., спичек (по тысяче в месяц) в год 12 тысяч по 8 к. - 96 к., мыла для стирки белья (по 5 фунтов в месяц) в год 1,5 пуда по 4 рубля - 6 р., мыла для лица (по 1 куску в месяц) в год 12 кусков по 20 к. - 2 р. 40 к., на ремонт кухонной утвари, как то ремонт кадок, бочонка, ведра, лужение самовара, на приобретение посуды - 6 р.".

Следующий раздел "Идеального бюджета сельского семейного учителя" содержит данные о других тратах: "Пальто зимнее в 30 р., считая на 3 года, в год - 10 р., пальто осеннее в 25 р., считая на 3 года, в год 8 р. 33 к., пальто летнее в 15 р., считая на 3 года, в год 5 р., сюртучная тройка в 45 р., считая на 3 года, в год - 15 р., домашняя пиджачная тройка в 20 р. на 2 года, в год - 10 р., 3 крахмальных сорочки по 2 р. - 6 р., 3 пары нижнего белья по 2 р. 40 к. - 7 р. 20 к., на галстуки и запонки 50 к., на фуражку и шапку - 5 р. 50 к., считая на 2 года, в год - 2 р. 75 к., пара сапог и галоши - 10 р., носков 6 пар по 30 к. - 1 р. 80 к., платков носовых полдюжины по 2 р. 40 к. - 1 р. 20 к. Жене учителя на всю одежду и обувь - 70 р., на личные и чайные полотенца - 2 р. 50 к., на лечение - 10 р., на необходимые продукты к годовым праздникам: крупчатки, птицы, вина и прочего - 20 р., за требы духовенству: за служение молебнов в праздники Рождества Христова, Крещения и Пасхи, во дни именин, на говенье, на расходы в страстную седмицу, на деревянное масло в лампады, на поминовение усопших и на церковные свечи в течение всего года - 12 р., на самообразование: на выписку книг и журналов, на письма и телеграммы, на поездку в город и в соседние села к товарищам, к инспектору народных училищ - 12 р.

Итак, идеальный учительский бюджет - 450 р., без детей и без воспитания их, если б они и были... Надеюсь, что при просмотре вышеприведенного бюджета, читатели не заметили ни роскоши, ни даже излишнего, ни преувеличения цен и количества продуктов. А учитель получает 240-300 рублей. Следовательно, у него не хватает 150 рублей на жизнь, при том нашем предположении, что у него готовая квартира. Значит, в действительности учитель и его жена не могут пользоваться всем тем, что перечислено".

    "Общество забывает, что такое учитель..."

Поделился А.Тарнавский и собственными наблюдениями: "Я хорошо знаю жизнь сельского учителя, могу свидетельствовать, что учителя отказывают себе в белом хлебе, в мясе, молоке, сахаре, заменяя его сахарным песком, в платье, нося его по несколько лет, и в самообразовании. В таком же положении находится и учитель городского приходского училища.

Теперь понятно значение оренбургского учительского общества взаимного вспомоществования. Оно есть "та кроткая посланница небес - надежда", которая успокаивает учителя, говоря ему: "На случай твоей неотвратимой беды - у тебя есть помощь. "Общество взаимного вспомоществования" не оставит тебя без поддержки в минуту крайности". Конечно, было бы куда лучше, если бы экономическое положение учителя было настолько удовлетворительно, чтобы избавляло его от необходимости просить помощи, но вряд ли это будет даже в самом отдаленном будущем.

Государственное казначейство в силах оказать только небольшую помощь: прийти на помощь той пенсионной кассе, которая учреждена при Министерстве народного просвещения и уже открыла свои действия с настоящего года. Значит, остается надежда только на местные источники. Оставляя в стороне Оренбург, который внимательно относится к вопросу об улучшении экономического положения учителей и, который, я в этом твердо уверен, практически решит вопрос даже об увеличении жалованья учителям по периодам их службы через пятилетия - все остальные местности нашей губернии, за весьма немногими счастливыми исключениями, думают, что учителя должны довольствоваться только тем жалованьем, которое учителям дается из сумм Министерства народного просвещения. Мысль глубоко ошибочная и крайне жестокая.

Общество забывает, что такое учитель, его работа, влияние на детей, а через них на семьи, общество и даже государство. Ведь у учителя не мертвый материал, из которого можно лепить что угодно, когда и как угодно, а живые души, нежные чувства, не окрепшая, даже совсем слабая воля и еле пробивающийся ум, как тонкий стебелек.

Общество забывает, что учитель не может, как чиновник, отложить бумагу в сторону, когда нет сил работать над ней, что учитель не может бросить ребенка, как чиновник бросает испорченную бумагу.

Общество забывает, что учитель работает в известные часы, с известным количеством детей на известном материале и к известному времени - экзамену, который удостоверяет перед начальством и обществом, что учитель исполнил свою задачу, приготовил детей к выпуску".

    "Затраты сил должны восполняться"

В заключение своего эмоционального выступления на страницах "Оренбургской газеты" статский советник констатирует: "Учителю приходится затрачивать неимоверную нервную силу для выполнения своего труда. Но ведь затраты сил должны восполняться у всякого, тем более у учителя. Восполнение сил должно быть и телесное, в виде хоть сносной квартиры, удовлетворительного питания и необходимого отдыха, и духовное, в виде уверенности в завтрашнем дне, в поддержке во время болезни, несчастья и в старости.

Но, увы! Современный действительный учительский бюджет не дает учителю восполнения его затрат. Значит, нужно желать, чтобы в недалеком будущем осуществился хоть тот бюджет, который я привел здесь, как ни узок он, как ни фальшив. Ведь в нем устранена статья на содержание детей и на их воспитание, т.е. выкинута самая дорогая сторона учительской души.

Конечно, со временем идеальный учительский бюджет будет действительным, даже со статьей на содержание и воспитание детей. За это порукой все более и более возрастающее внимание у общества к учительскому труду, существование и деятельность таких высоко-высоко благородных обществ, как Оренбургское "Общество взаимного вспомоществования учащим и учившим в народных училищах Оренбургской губернии" и проявляющаяся уже отзывчивость городских и сельских управлений к вопросу об увеличении жалованья учителей на местные средства".

Прошло 100 лет...

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.