Новости

По информации городского управления пассажирского транспорта, автобусы начнут курсировать до дач и обратно со вторника, 30 апреля. Соответствующее постановление подписано Главой Оренбурга Сергеем Салминым.

27 апреля

27 апреля, по всей стране проводится Всероссийский субботник в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда», инициированного Президентом России Владимиром Путиным.

27 апреля

В Оренбурге приступили к наведению санитарного порядка после прохождения паводка. Для удобства жителей организованы дополнительные площадки временного складирования мебели, предметов быта, пришедших в негодность в результате паводка, и мусора, в том числе крупногабаритного.

26 апреля

В работах задействованы сотрудники МЧС России. При помощи мобильных комплексов спецобработки они дезинфицируют улицы, детские площадки, придомовые и другие территории Оренбурга, попавшие в зону подтопления. Всего специалистами продезинфицировано более 70 домов и придомовых участков и более 752 тысяч квадратных метров площади (это придомовые площадки и скверы, дороги, тротуары и иные территории).

26 апреля

Массовая акция по наведению чистоты состоялась в областном центре сегодня, 26 апреля, в рамках весеннего месячника благоустройства и озеленения.

26 апреля




Дороги, которые так и не привели в Индию

-----

Татьяна Савинова

Пожалуй, впервые полно об Индии узнали на Руси из "Хождения за три моря" Афанасия Никитина, попавшего туда благодаря горестной случайности: его караван был разграблен, а он сам решил попытать торговое счастье в других странах. Услышав в одном из южных иранских городов о том, как дороги в Индии породистые лошади и как дешевы ценные для Руси товары, Никитин 23 апреля 1471г. сел на судно, идущее к индийскому порту Чаул. Поездив по этой волшебной, в нашем представлении, стране, истомившись и разочаровавшись, он в конце 1473г. отправился в обратный путь. "Меня обманули псы-басурмане: они говорили про множество товаров, но оказалось, что ничего нет для нашей земли... Дешевы перец и краска. Некоторые возят товар морем, иные же не платят за него пошлин. Но нам они не дадут провезти без пошлины. А пошлина большая, да и разбойников на море много", - писал Афанасий Никитин.

Вплоть до XVII века не известны какие-либо новые попытки завязать непосредственную торговлю с Индией - опасной и невыгодной казалась она купцам. К XVIII веку отношение к индийским товарам изменилось.

Предлагая план строительства нового города в устье реки Ори, И.К.Кирилов стремился решить несколько важных для России 30-х годов XVIII века задач: закрепить в русском подданстве присягнувших ей каракалпаков и казахов Младшего и Среднего жузов, обеспечить безопасность юго-восточных границ России и установить торговые связи с Индией и странами Средней Азии.

Дорога в Индию из вновь построенного города должна была идти сначала "сухим путем и реками" до Аральского моря (где, по проекту Кирилова, намечалась пристань), затем Аральским морем и по реке Аму-Дарье "до самой Бухарии и Водокшан и, почитай, до границ индийских судами". Предполагалось, что этот путь будет удобнее и безопаснее старой дороги в Индию через Астрахань, Хиву и Бухару.

25 февраля 1735г. в Оренбургской экспедиции был записан рассказ индийского купца Маравия Бараева, приехавшего в Уфу, где тогда находилась экспедиция, из Астрахани, о дорогах, по которым шли в Россию индийские караваны, о том, что из-за разбойников торг уменьшился, а могло бы "в году выезду в Россию индийских купцов человек до шестисот" быть. Рассказал Маравий Бараев и о чудесах далекой страны: "В индийской земле снегу нет и зимы никогда не бывает; хлеб сеют в год по дважды; также всякие цветы и травы никогда не увядают; руд всяких - золотых, серебряных, медных, свинцовых и прочих металлов и минералов имеется великое довольство; ягоды всякие родятся в год по дважды ж, и прочие всякие овощи всегда бывают свежие; шелк хороший, подобно китайскому, однако ж немного, а бумаги хлопчатой множество. Места зело теплые, жители ходят в платье, сделанном из бумаги хлопчатой и из шелку, который родится там".

Из Индии в Россию "хаживали": алмазы, яхонты (сапфиры и рубины), лал (так в XVIII веке называли красную ювелирную шпинель); а также кардамон, гвоздика, корица, перец, имбирь, "мушкатные" орехи и "цвет"; "мастерства индийского" золотые, серебряные и шелковые материи, "кисеи всякие бумажные, выбойки лучшие, сиц и всякие кушаки индийские". Из России вывозили в Индию иглы, юфть, тонкие полотна, "зеркальца, корольки и всякую дрябезгу".

А за год до Маравия Бараева, в 1734г., несколько ташкентских купцов предприняли попытку проехать со своими товарами в Оренбург (Орск) через Уфу и заявили Кирилову, что "желали бы учредить в новом городе ярмарку", обещая ежегодно приезжать на нее с торговыми караванами, и пригласили к себе в Ташкент русских купцов с их товарами". Так как это отвечало целям строительства Оренбурга, то И.К.Кирилов с удовлетворением принял предложение ташкентских купцов.

Сменивший И.К.Кирилова В.Н.Татищев также не забывал о торговле и приказал построить в Оренбурге Меновой Двор. Затем уже И.И.Неплюев составил и направил для обсуждения в Сенат проект о торговле России со Средней Азией, согласно которому караваны в сопровождении проводников должны были идти в Хиву и Бухару, где предполагалось создать постоянные консульства, агенты которых могли бы указывать пути в Индию. Для ведения переговоров со среднеазиатскими купцами Неплюев предлагал кандидатуру П.И.Рычкова, но Сенат признал "За лучшее удержать" его в Оренбурге, считая, что Петр Иванович будет более полезен в городе, а в Азию следует направить другого "надежного и знающего человека", подобрать которого так и не удалось, и проект И.И.Неплюева "О начатии торга" со Средней Азией и Индией не был претворен в жизнь.

Городом, который связывал Россию со многими странами Азии: Афганистаном, Персией, Китаем, Индией, Кашгаром, Кашмиром и Тибетом - была Бухара. Находясь в центре караванных дорог, она выполняла роль посредницы в торговле с окружавшими ее государствами. Десять гостиных дворов (караван-сараев) Бухары были открыты для иноземных купцов с января по май. Но уже в середине марта первые караваны выходили из Бухары, чтобы в первых числах июня прийти на Оренбургскую линию; обратная дорога для первых караванов начиналась в августе, а последние караваны уходили в первой половине ноября.

В годы войны с Наполеоном из Восточной Персии и Северной Индии через Среднюю Азию в Оренбург поступали многие товары, которые раньше доставлялись через европейские страны. Бухарцы привозили в Россию перец, гвоздику, сахар-рафинад и английские сукна.

В середине XIX века, по анализу капитана генштаба Л.Костенко (Средняя Азия и водворение в ней русской гражданственности - СПб, 1871 - С.270), Оренбург занимал первое место по вывозу русских и по ввозу среднеазиатских товаров. Через Оренбургскую таможню, Орскую и другие заставы Оренбургской линии в 1867г. в Азию было вывезено 13.523 ведра и 80.673 бутылки напитков, сахар, табак, чай, пряденая бумага, юфть, медь и железо, сукна, лошади. В Индию, вплоть до Калькутты, продавались деревянные сундуки. "Для народов Турана и Индустана, - пишет Л.Костенко (с.269), - сундуки имеют важное значение, заменяя нашу мебель и комоды, и служа также для подарков. Сундуки эти красятся яркими красками (красною, зеленою, желтою и пр.), потом обшиваются и околачиваются медью, железом, жестью и иногда серебром, украшаются блестящими гвоздиками и расписываются цветами и узорами. Замки устраиваются непременно со звоном".

Ввозились в Россию через эти же пункты сырец хлопчатной бумаги и бумага пряденая, шелк, шерсть, "английские бумажные ткани, привезенные морем в Индию... даже доходили до Оренбурга" (Костенко. - С.264).

В 1874г. началось всестороннее обсуждение вопроса строительства железной дороги; при Оренбургском отделе Императорского русского географического общества была даже образована особая комиссия, собравшая богатый материал о значении дороги.

В начале 1879г. Оренбургский генерал-губернатор Крыжановский передал министру путей сообщения ходатайство действительного статского советника Барановского "о разрешении ему постройки железной дороги от Оренбурга через Ташкент к верхнему течению Аму-Дарьи навстречу Английской дороги, идущей из Индии на Пешевар". Но оно было "оставлено без удовлетворения". Только в конце 1899г. наметились, наконец, два направления будущего движения поездов: Оренбург-Ташкент и Александров-Гай-Чарджуй, из которых было выбрано одно. 4 апреля 1900г. Николай II начертал резолюцию: "Предпочитаю в настоящую минуту направление Оренбург-Ташкент".

"Имея важное политическое и экономическое значение, - сообщалось в "Путеводителе по Туркестану и Средне-Азиатской железной дороге" (СПб, 1903.-С.412), - Оренбург-Ташкентская железная дорога представляет все данные сделаться в будущем головною частью магистрали, которая, пройдя от Самарканда к Ширабаду и Термезу, продолжится по направлению к Индии - к Кабулу и Пешевару и послужит соединением главных частей Индостана с Европейскою Россиею".

Но и сейчас, спустя сто лет, нельзя, к сожалению, сесть в поезд и, попивая, может быть, и индийский чай, приехать в Дели. Хотя по-прежнему неизменными остались интерес и любовь к этой стране.

На отвесном утесе Тамерлановых ворот

Индийские купцы

Купцы в Бухаре

Вокзал в Ташкенте

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.