Новости

По информации городского управления пассажирского транспорта, автобусы начнут курсировать до дач и обратно со вторника, 30 апреля. Соответствующее постановление подписано Главой Оренбурга Сергеем Салминым.

27 апреля

27 апреля, по всей стране проводится Всероссийский субботник в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда», инициированного Президентом России Владимиром Путиным.

27 апреля

В Оренбурге приступили к наведению санитарного порядка после прохождения паводка. Для удобства жителей организованы дополнительные площадки временного складирования мебели, предметов быта, пришедших в негодность в результате паводка, и мусора, в том числе крупногабаритного.

26 апреля

В работах задействованы сотрудники МЧС России. При помощи мобильных комплексов спецобработки они дезинфицируют улицы, детские площадки, придомовые и другие территории Оренбурга, попавшие в зону подтопления. Всего специалистами продезинфицировано более 70 домов и придомовых участков и более 752 тысяч квадратных метров площади (это придомовые площадки и скверы, дороги, тротуары и иные территории).

26 апреля

Массовая акция по наведению чистоты состоялась в областном центре сегодня, 26 апреля, в рамках весеннего месячника благоустройства и озеленения.

26 апреля




"Храм можно назвать лучшим"

-----

Татьяна Судоргина

Вознесенская церковь в Оренбурге была устроена коммерсантами на Гостином дворе в XVIII веке.

    "Как знак особого расположения"

Немало церковнослужителей оставило добрый след в истории Вознесенского храма. С годами менялся их состав: в первой четверти XIX столетия в него входили священник, диакон, дьячок и пономарь. С 1860 года "определен второй священник", с 1865 года второй дьячок. К 1873 году "положены по штату" настоятель, помощник его и два псаломщика, с 1885 года - два священника и два псаломщика, с 1907 года к ним присоединился один диакон.

Согласно архивным документам, священнослужители Вознесенской церкви получали "в жалованье с таможенного сбора по два рубля с лавки с торгующего купечества (т.е. 110-120 рублей. - Т.С.), за требоисполнение в братскую кружку" собирали до 1000 рублей. Считалось, что "содержание причта недостаточно", но постепенно сбор увеличился до 2000 рублей, а затем и до 3000 рублей.

Более 20 лет XIX века служил в Вознесенском храме священник Иоанн Герасимович Виноградов, совмещавший свои обязанности с трудами в оренбургском духовном правлении и законоучителя в казачьем училище.

С 1854 года священником в Вознесенском приходе был Василий Саввинович Ольшанский, являвшийся кроме того членом оренбургской духовной консистории, а с 1862 года благочинным над церквами г.Оренбурга. В 1866 году он "возведен в сан протоиерея за достохвальный и назидательный образ жизни, усердное и полезное служение церкви".

"Оренбургские епархиальные ведомости" в 1881 году сообщали: "4 октября прихожане Вознесенской церкви в г.Оренбурге почтили своего духовного отца протоиерея Василия Саввиновича Ольшанского поднесением наперстного золотого креста, украшенного бриллиантами в благодарность за 28-летнюю пастырскую службу его при этой церкви. По случаю такого торжества в Вознесенской церкви Его Преосвященство Преосвященнейший Вениамин епископ Оренбургский и Уральский изволил совершить Литургию, за которой во время малого входа с выражением архипастырского благожелания собственноручно надел на шею уважаемого старца драгоценное украшение как знак особого расположения к нему его духовных детей".

    "Посредством истин христианского вероучения"

Полезной и разнообразной современники характеризовали деятельность протоиерея М.Ф. Руднянского, который отдал церкви Гостиного двора 12 лет своей жизни (с 1884 по 1896 годы), украсив ее живописью и расширив алтарь.

На общем собрании градооренбургского духовенства 16 сентября 1886 года обсуждался вопрос об открытии "внебогослужебных собеседований с народом". Одним из "лучших пунктов" для этого признана Вознесенская церковь, чтение поручено священнику Михаилу Руднянскому.

Противораскольнические и религиозно-нравственные чтения с осени 1889 года проводились в Вознесенском храме образовавшейся по благословению Его Преосвященства Преосвященнейшего Макария комиссией, в которую входил и Михаил Федорович Руднянский. Основная цель - "посредством изъяснения истин христианского вероучения и нравоучения возвысить религиозное сознание русского народа и очистить его от суеверий и заблуждений, оградить сынов православной церкви от пропаганды раскольников".

В журнале Оренбургской городской думы за 1890 год сохранилась запись: "Священник Руднянский, поданным в управу заявлением обьяснил, что вокруг Вознесенского храма предполагается развести садик, вследствие чего является необходимым огородить место садика временным забором с металлической решеткой; с правой стороны церковной колокольни на свободном месте предполагается возвести из кирпича отхожее место, устройство которого признано крайне необходимым; во дворе церковного дома предназначено провести от ближайшей магистральной городской трубы водопровод".

Городской архитектор тогда сделал вывод, что "просимая постройка ограды не может быть разрешена, а если нужно сделать таковую, то можно допустить в каменных и чугунных столбах и с железной решеткой; отхожее место не может быть разрешено, взамен его можно устроить ватерклозет в помещениях коридоров при церкви или в лавке под церковью; водопровод же может быть проведен в дом беспрепятственно".

Протоиерей Симеон Михайлович Юденич назначен "на настоятельское место" Вознесенской церкви весной 1896 года. Он - выпускник Смоленской духовной семинарии, около 30 лет прослужил в приходах станиц Угольной и Павловской Оренбургского уезда, затем в Дмитриевской церкви и Георгиевском войсковом соборе г.Оренбурга. Возглавляя Вознесенский приход, Симеон Михайлович также состоял председателем совета оренбургского епархиального женского училища, членом благочиннического совета градо-оренбургского благочиния, заведующим и законоучителем церковно-приходской школы грамоты, законоучителем в приюте неимущих детей, членом епархиального попечительства о бедных духовного звания, строительной комиссии по ремонту духовной семинарии.

Каждый из упомянутых оренбургских церковнослужителей, безусловно, заслуживает особого внимания к изучению их жизненного пути.

    "Перовский бывал в Вознесенской церкви"

Сохранившиеся в облгосархиве документы свидетельствуют и о прихожанах Вознесенского храма. В "Списке церквей и приходов, находившихся в пределах Оренбургской епархии в 1800 году" значится "одноштатная" Вознесенская церковь с 202 приходскими дворами. В XIX веке она стала двухштатной, к ней была приписана церковь Захария и Елизаветы на Меновом дворе. В 1830 году гостинодворский храм посещали 667 оренбуржцев (108 дворов), через 17 лет их число увеличилось до 2736, а в 1857 году снизилось до 1804 человек.

О губернаторе Василии Алексеевиче Перовском, дважды управлявшем краем (с 1833 по 1842 и с 1851 по 1857 годы), остались среди прочих такие воспоминания: "Перовский нередко посещал церкви, но чаще бывал в Вознесенской, как самой ближайшей к его квартире (разрушенный дом по ул. Советской, 32. - Т.С.). При выходе из церкви давал одному из молившихся купцов горсть мелких серебряных денег для раздачи нищим".

Из "Ведомости о родившихся, браком сочетавшихся и умерших по градооренбургской Вознесенской церкви" за 1866 год следует, что крещено 137 младенцев, повенчано 24 пары молодоженов, отпето 123 ушедших в мир иной. К 1882 году прихожан стало 1137 (142 двора), из них 1119 купцов и мещан.

Указом Святейшего Правительствующего Синода от 14 мая 1891 года утверждены приходы церквей г. Оренбурга: "Вознесенский приход: начиная от угла Введенской (ныне ул. 9 Января. -Т.С.) и Инженерной (теперь ул. Володарского. - Т.С.) до Кладбищенской площади (сейчас район филармонии. - Т.С.), отсюда к семинарии (нам это здание более известно как бывшая "лётка" или кадетский корпус. - Т.С.), затем по Водяной улице (современная ул. Горького. - Т.С.) до Введенской, отсюда до начального пункта".

    "Оскорбляет чувство верующих"

Местный журналист в 1893 году писал: "Некоторые из прихожан городской Вознесенской церкви просят нас обратить внимание епархиального начальства на крайнее неудобство нахождения в нижнем этаже церкви сырной лавочки. Вход в эту лавочку, торгующую, кроме сыра, колбасой и селедками, находится как раз рядом со входом в церковь на Николаевской улице (ул. Советская. - Т.С.). На обеих половинках входной двери во всю их величину расположены кричащие вывески с изображением овощей, сыра и другой снеди. Из лавочки постоянно несутся не особенно ароматического свойства запахи... Все это крайне неудобно, так как шокирует и даже оскорбляет религиозное чувство верующих".

По данным за 1903 год, в Вознесенском храме 1240 прихожан (161 двор): военных - 75; статских - 179; купцов, мещан, цеховых и прочих обывателей - 937. В 1912 году приход объединяет 204 хозяйства, 1087 человек: 524 мужчины, 563 женщины, из них 903 - представители мещанского и купеческого сословия. К 1917 году приход состоял из 981 горожанина - жителей 215 окрестных домов.

Молящиеся в церкви гостиного двора не скупились на пожертвования. В 1884 году в "Оренбургских епархиальных ведомостях" опубликован "Список благочинных и церквей епархии с показанием сколько какая церковь и причт оной должны вносить ежегодно на содержание духовного училища". Согласно ему, от Вознесенского храма в фонд учебного заведения передавалось 190 рублей, а от причта 40 рублей.

Производящийся ежегодно "в неделю о слепом сбор в церквах, состоящим под Августейшим покровительством Государыни Императрицы попечительством о слепых", в 1893 году дал следующие результаты: "в Кафедральном соборе - 32 р. 79 к; В Вознесенской церкви - 38 р. 3к; в Покровской - 17 р. 40 к; в Никольской - 6 р. 72 к.". За 1911 год "кружечных доходов" получено 4016 рублей, а в революционный 1917 год кружечные сборы Вознесенского храма достигли 7343 рублей 50 копеек.

    "Пение привлекало богомольцев"

Гордостью прихожан церкви гостиного двора являлся хор, считавшийся первейшим в губернском центре: регент Григорьев для него был "выписан" из Москвы. Помощник настоятеля Н. Полидоров в конце XIX столетия подготовил для "Церковно-общественного вестника" корреспонденцию об этом: "Вознесенский храм можно назвать лучшим из числа храмов оренбургских. Если о богатстве судить по ризнице, по утвари и вообще по украшению, то, пожалуй, можно назвать его самым богатым.

Из-за хора для причта Вознесенской церкви было много неудовольствий. Жаловалось духовенство, жаловались старосты и особенно регенты других церквей на нашего регента за то, что он переманивает от них лучших певчих за двойную и полуторную плату. Наконец хор был уведен регентом к Петру и Павлу (т.е в Петропавловскую церковь. - Т.С.) вопреки всякого желания и старосты, и причта, а регент получил отставку. Артистические капризы григорьевского хора улеглись и при меньшем жалованьи хор поет по-прежнему и даже лучше. Весь шум поднялся из-за чрезмерного нехристианского самолюбия, от чего наперед да сохранит нас Господь".

Менялись регенты, а хор гостинодворского храма продолжал радовать слух и души верующих. В 1909 году "Оренбургские епархиальные ведомости" информировали: "В зале городской думы в пользу санитарно-благотворительного попечительства Оренбургской губернии состоялось религиозно-нравственное чтение священника М.Я. Филологова на тему "Крайность протестантизма и протест религиозного чувства против него". В перерывах чтения хором Вознесенской церкви под управлением И.И. Третьякова стройно и молитвенно исполнены песнопения "Благослови душе моя" и "Внуши Боже" Архангельского, "Свете тихий" Кастальского, "Единородный" Гречанинова".

Помощник настоятеля Вознесенского храма более ста лет назад констатировал: "Церковь наша не оставалась без певчих никогда. Пение в ней всегда хорошее, приятное - всем прихожанам оно нравилось и привлекало богомольцев из других приходов. Это не значит, впрочем, что церковь наша еженедельно по воскресным обедням и всенощным битком набивается народом. Как во времена прежние, так и ныне она наполняется в двунадесятые праздники по воскресеньям Великого поста, в Страстную и Пасхальную седьмицы, а по воскресеньям летним народу нет и в половину.

Толпы богомольцев стекаются в нашу церковь только один раз в год, именно в храмовой праздник Вознесенья. На этот день богомольцы идут толпами. И идут не из окрестных деревень, а преимущественно из дальних, верст за пятьдесят, за сто, за двести. Идут и ведут с собой детей-подростков, а многие приходят и с детьми грудными. В таком множестве стекается на этот день народ, что во время службы не только полны им бывают и храм, и коридоры, но массе приходится стоять вне храма - на улице. Стечение народных масс на этот день существует от лет древних". Возродится ли эта традиция с возрождением гостиного двора?

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.