Новости

По информации городского управления пассажирского транспорта, автобусы начнут курсировать до дач и обратно со вторника, 30 апреля. Соответствующее постановление подписано Главой Оренбурга Сергеем Салминым.

27 апреля

27 апреля, по всей стране проводится Всероссийский субботник в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда», инициированного Президентом России Владимиром Путиным.

27 апреля

В Оренбурге приступили к наведению санитарного порядка после прохождения паводка. Для удобства жителей организованы дополнительные площадки временного складирования мебели, предметов быта, пришедших в негодность в результате паводка, и мусора, в том числе крупногабаритного.

26 апреля

В работах задействованы сотрудники МЧС России. При помощи мобильных комплексов спецобработки они дезинфицируют улицы, детские площадки, придомовые и другие территории Оренбурга, попавшие в зону подтопления. Всего специалистами продезинфицировано более 70 домов и придомовых участков и более 752 тысяч квадратных метров площади (это придомовые площадки и скверы, дороги, тротуары и иные территории).

26 апреля

Массовая акция по наведению чистоты состоялась в областном центре сегодня, 26 апреля, в рамках весеннего месячника благоустройства и озеленения.

26 апреля




Люди идут по свету

-----

    Песня очарованного странника

Аркадий Барханский

В двадцатые годы на всю страну гремело имя одного из первых советских путешественников Глеба Травина. На самом простом отечественном велосипеде харьковского завода он проехал за несколько лет вдоль всей границы СССР!

- Конечно, это великий человек, герой! - жарко говорит мой собеседник, мастер спорта по туризму Александр Петрович Фесенко. - Но это вообще было время глобальных дерзаний, да и где теперь та страна? А вот не так давно задумался: а ведь у каждого из нас есть малая родина - свой край, область... Вот и родилась идея - пройти, проехать на велосипеде, проплыть на байдарках и катамаранах по границе нашей области. Тоже путь не маленький - почти три тысячи километров...

В прошедшем году очередная задумка путешественника стала реальностью. По "оренбургскому кольцу" - такое название получил этот проект местных землепроходцев. Уже пройдено более тысячи километров.

- Замкнем скоро "Колечко", - смеется Александр Петрович... А я смотрю на его заразительную улыбку, молодые, веселые глаза и в то же время обильно тронутую сединой густую шевелюру и невольно прикидываю - сколько же ему лет?

- На будущий год на пенсию, - угадывает он мои мысли. - А столько еще задумок, планов...

И невольно тянется к планшетам с картами.

- Мне без дороги нельзя, я ведь и родился в командировке!

    Счастливый случай

Ни "золотых" ни "серебряных" костылей на БАМе тогда забить не успели, но дорогу в конце тридцатых уже тянули. Началась война, стране позарез нужны были рельсы... Первые участки Байкало-Амурской решили разобрать. Родители Александра, военнослужащие, были командированы в начале войны на алтайский участок БАМа. Здесь и родился в 1943 году будущий турист ь1 Оренбуржья. Как будто сама судьба уже отметила Сашу, потом он не раз приезжал на горный Алтай. А вообще-то семья жила на Дальнем Востоке. Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Новосибирск - дальние, окраинные земли маленький Александр открывал еще в детской коляске. Однако сознательный выбор он сделал не сразу.

- Поступил в Новосибирский электротехнический, стал выбирать занятие поинтереснее, - вспоминает Фесенко. - В авиасекцию торкнулся - по зрению не прошел, в автомотошколу ходил, тяжелой атлетикой увлекался, но чувствовал: не мое. И вот как-то мимо аудитории одной прохожу, а там шум, смех, споры жаркие - ребята уж больно горячо что-то обсуждали... Заглянул - туристы институтские очередной маршрут намечают. Тут моя судьба и решилась!..

    "Зато мы делаем ракеты!.."

Первые свои походы он совершил в институте - Горная Шория, знаменитые Столбы...

- Самое первое путешествие в 1962 году сейчас без улыбки и вспоминать нельзя, - говорит Александр Петрович. - Снаряжение, экипировка у нас были те еще! Телогрейки, ватники, ботинки "фирмы" "Скороход"... На первой же ночевке я все это чуть было не спалил. С горем пополам поход завершили. Потом несколько дней ходил и твердил про себя: чтобы я еще хоть раз!..

Но этих "еще" потом было больше сотни! Да и тогда же, зимой 62-го, опять увидел на знакомых ребятах ветровки - защемило: пора идти! К концу института у Александра Фесенко был немалый опыт пеших и водных путешествий.

- Сибирь, Дальний Восток я тогда уже повидал, - вспоминает Фесенко, - а вот Оренбург при распределении оказался самой западной точкой страны, куда направляли выпускников-новосибирцев. Я авиационными и ракетными двигателями занимался, вот и распределили по профилю: на Оренбургский машиностроительный.

Именно здесь началась его общественная работа спортивного и туристского организатора. С шестьдесят седьмого и до начала недоброй памяти девяностых он - бессменный руководитель турсекции машзавода, с того же времени - участник и организатор бесчисленных слетов, семинаров, председатель квалификационных комиссий, член советов, федерации и т.д. и т.п.

На первый взгляд это может показаться фантастикой: работая на режимном, секретном предприятии, где за проходную-то без десятка пропусков не выйдешь, Фесенко ежегодно, а то и по нескольку раз в год вырывался на свои дальние тропы!

- Меня на заводе коллекционером всех празничных, ночных дежурств, авральных работ прозвали! А я стремился - побольше отгулов набрать, а потом с заявлением - к директору... Вот тут самый бой начинался: в цехе вечный аврал, а какой-то сумасшедший в поход собрался, да не один, еще и ребят с собой подбивает! Но в общем, вырывался, когда на неделю, когда на две... Естественно и отпуск прихватывал.

Увлечение стоило Фесенко карьеры, но этот романтик ни на какую начальственную должность не променяет ветер дальних странствий.

    За "снежным человеком"

"По природе я мечтатель - и это опасная черта..." - писал академик Вернадский. Именно из таких людей, могущих увлечься порой ложным, обманчивым, но исключительно интересным, еще не познанным порой, и состоит в основном беспокойное племя первопроходцев, путешественников и туристов. Не было бы их, мир бы стал пресным и скучным...

Александр Петрович в общем-то романтик-практик, если есть такая категория. В походы за следами так называемых внеземных цивилизаций, чем-то сверхъестественным никогда не стремился. Но порой пути таких землепроходцев пересекались. Один из этих необычных маршрутов случился в 1988 году в Коми АССР на Тиманском кряже, где протекает по древнему каменному ложу река Кедва... Здесь колыбель народа коми.

Глушь, как говорится, та еще. Именно на Белой Кедве сошлись тропы двух этих, таких непохожих групп исследователей. Александр Петрович сплавлялся тогда на катамаранах по этим глухим, неприветливым местам. Наших путешественников манила довольно своеобразная акватория реки, ее бурное русло. А вот вторую группу сюда привлекли следы... "снежного человека"! Ее руководительница, давний исследователь неизведанного Майя Быкова, обратилась тогда к Александру Петровичу с просьбой помочь сплавиться в самые дальние уремы и расщелины здешних скал, куда кроме как на катамаране пройти было нельзя. Но именно там, в глухих и диких местах, пряталось, по свидетельству местных жителей и многих очевидцев, неизвестное существо - "снежный человек"!

Так, Александр Петрович, его брат Олег и еще группа наших туристов-водников стали участниками этого незабываемого похода. Ночами, когда чуткая лесная тишина стояла такая, что, казалось, был слышен хрустальный звон звезд, все чудилось, что вот сейчас, осторожно раздвинув кусты, скользнет к огню этот неведомый то ли зверь, то ли человек!.. А сколько историй пришлось выслушать, сколько снимков сделать, сколько слепков со следов якобы этого самого йети... Но, увы, следы были, да не те!

- Если бы я увидел снежного человека, то не в этом кабинете бы сидел, - смеется Фесенко. - Ездил бы по свету, рассказывал о встрече, с лекциями бы выступал, как Кашпировский, богатым бы стал. А в общем-то вздор все это, конечно...

    Via est vita

Специально Александр Петрович все свои километры не считает, но по спортивным отчетам можно легко прикинуть, что пройдено им за сорок лет туристической деятельности более восьмидесяти тысяч километров - пешком, на лыжах, по воде, на велосипеде...

- Да ведь вы земной экватор два раза обогнули! - невольно восклицаю я.

- Есть маленько... Да не в этом дело, вы лучше посчитайте, скольких я детей в туризм привел, скольких взрослых. Вот в них моя судьба. Ведь я в поход никогда один не пойду, мне коллектив нужен. Вот я, кажется, во всех походах побывал, всех категорий сложности - до шестой! А поведу воскресным днем на Гребени группу школьников, подростков - и думается: вон тот, кучерявенький, может, мою судьбу повторит, моими тропами пройдет, да не остановится, еще новые маршруты проложит...

Да, сто одиннадцать походов отмечены на маршрутных картах Александра Фесенко. Из последнего - по горным рекам Башкирии - он только что вернулся. Этот был юбилейным - сорокалетие туристской деятельности им отметил. Под началом Фесенко в походы самых разных категорий, вплоть до запредельной, шестой, более пятисот человек сходило. Если начать перечислять географические пункты, названия поселков, дальник точек, высот и высоток, горных порогов и рек, от великих до безымянных, где ступала его нога, - не хватит этих страниц: более тысячи названий набежит. Но он всегда знал, что вернется именно сюда, в ставший родным город, где его всегда ждут...

"И какую б ни выбрал дорогу.

На край света пускай занесет,

Снова выйду к родному порогу,

Где давно уж любимая ждет".

- Стихи у меня "под рюкзаком" родились, - видя, как я перебираю исписанные четверостишиями листки его походных книжек, говорит Александр Петрович. - Где под гитару, где просто под дымок костра поем - и свое, и чужое...

Скромничает Фесенко. Стихов, песен, рассказов у него на добрую книжку набежало. Тяга к перу у него тоже давняя - более ста публикаций в местной, городской, областной печати. И в каждой он стремится рассказать о завораживающей тяге дальних дорог, горных перевалов, бурных речных порогов.

Правы были древние латиняне, утверждавшие, что дорога - это жизнь. Иной и не мыслит для себя Александр Фесенко. И пусть ему пятьдесят девять, но это ведь он написал:

"Отогревшись, остыв от похода,

Я о нем расскажу без затей.

Он лишь первенец этого года

В череде бесконечных путей".

Комментарии
31 марта 2011 г.
1986-1991годы!!!!! В эти годы много дорог и километров я прошел под Вашим руководством и очень многому научился!!! прошло более 20 лет как я перестал заниматься спортивным туризмом.. но до сих пор помню почти каждый шаг по горам, каждый взмах весла и каждый оборот колеса велосипеда!!! Большое Вам спасибо! Виктор Старых.
Ответить

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.