Новости

По информации городского управления пассажирского транспорта, автобусы начнут курсировать до дач и обратно со вторника, 30 апреля. Соответствующее постановление подписано Главой Оренбурга Сергеем Салминым.

27 апреля

27 апреля, по всей стране проводится Всероссийский субботник в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда», инициированного Президентом России Владимиром Путиным.

27 апреля

В Оренбурге приступили к наведению санитарного порядка после прохождения паводка. Для удобства жителей организованы дополнительные площадки временного складирования мебели, предметов быта, пришедших в негодность в результате паводка, и мусора, в том числе крупногабаритного.

26 апреля

В работах задействованы сотрудники МЧС России. При помощи мобильных комплексов спецобработки они дезинфицируют улицы, детские площадки, придомовые и другие территории Оренбурга, попавшие в зону подтопления. Всего специалистами продезинфицировано более 70 домов и придомовых участков и более 752 тысяч квадратных метров площади (это придомовые площадки и скверы, дороги, тротуары и иные территории).

26 апреля

Массовая акция по наведению чистоты состоялась в областном центре сегодня, 26 апреля, в рамках весеннего месячника благоустройства и озеленения.

26 апреля




"Приди, владыко, к нашей обители"...

-----

Новые подробности о подземном монастыре

После публикации в "Вечернем Оренбурге" в прошлом году о вновь обретенном в Новосергиевском районе мужском подземном монастыре читатели нашей газеты неоднократно интересовались им. Мы адресовали вопросы настоятелю Покровского прихода священнику Анатолию Чернецову, стараниями и молитвами которого был найден вход в подземелье.

- Много верующих откликнулось на это событие, - рассказал священник. - Люди приезжают со всей округи и из других мест. Помогают очищать ходы, восстанавливают монастырский родник.

Отец Анатолий полон решимости привести в начальный вид пещеры, созданные трудами первонасельников, одним из которых был казак Захарий Карцев. Ставший в монашестве Зосимой, первый ее настоятель утверждал, что получил благословение на создание монастыря от самого Иоанна Кронштадтского.

Покровский батюшка планирует восстановить не только пещерную часть монастыря, но и все постройки, которые ей сопутствовали, а со временем стали главными в монашеской обители. Необходимость этого диктуется той ролью в духовном окормлении и воспитании, которую сыграл Свято-Николаевский монастырь в свое время. Вновь обнаруженные документы позволяют представить и внешний облик монастыря, и его духовную роль в жизни не только Оренбургской епархии, но и России.

В юной обители

Из записок "Оренбургских епархиальных ведомостей" от 2 октября 1911 г.

"Около восьми лет тому назад на правом высоком берегу реки Самарки, в 2-х верстах от села Большой Покровки Оренбургского уезда и в 3-х верстах от станции Платовка, поселился в пещерах казак Верхне-Озерной станции Захарий Карцев. Как он передает, будто ему это место указано самим Промыслом Божиим. Жизнь одинокий отшельник проводил в посте и молитвенных трудах. Года два Захарий жил один, впоследствии к нему поселились братии, крестьяне из соседних сел, ищущих спасения и подвига. Все они трудились главным образом в копании подземных пещер, питались подаянием добрых людей, ночью собирались для молитвы в одну общую келью, где неизменно вычитывалось правило, положенное для иноков. Трудами первых насельников пройдено в земле около ста сажен пещерного хода, отшельники-пещерокопатели с течением времени обратили внимание на себя окрестного населения. Желающих спасться все прибавлялось. Места же для всех не находилось. Нужда побуждала поставить просторную келью. Крестьяне села Покровки уступили под келью из сада клочок земли, на которой и поставлен был отшельником первый домик. Впоследствии Карцевым была куплена десятина земли под надворную постройку, а когда наследники самарского купца Шабалова пожертвовали для будущей обители тридцать с лишним десятин земли, то Преосвященным епископом Иоакимом разрешено было для братии устроение домовой церкви. Указом Святейшего Синода 1909 года положено начало скита от Мещеряковского монастыря. Неослабный в силе воли при несокрушимой энергии Захарий Карцев шел к одной намеченной цели соорудить постоянный каменный храм.

Для святого дела находились благодетели: жертвовали церковную утварь, облачения, колокола, иконы в храм.

Через два года после основания наконец сооружен довольно вместительный каменный храм. Кроме него, поставлен корпус для братии, корпус для трапезной, разведен сад, имеется хозяйство: семь лошадей и столько же коров, производится посев до двадцати десятин. Братии насчитывается 36 человек. Сам Карцев - уже иеромонах Зосима, он же скитоначальник.

Много трудов, а больше препятствий лежало у о. Зосимы на пути к осуществлению намеченных им дел, но при помощи Божией и сочувствия благочестивых людей труд совершен, препятствия поборены. День второго октября для строителей и братии будет, конечно, самым знаменательным и памятным в истории обители. Преосвященный Дионисий, епископ Челябинский, прибыл в скит накануне и совершил всенощное бдение в сослужении кафедрального ключаря о. Белоконова, уездного наблюдателя о. Пинегина, благочинного девятого округа о. Андреева, священников: о. Набивача, о. Иванова и иеромонаха о. Зосимы. На следующий день, несмотря на неприятную погоду, храм рано наполнился молящимися. Освящение было по чину архиерейскому. Участие в священнослужении принимали те же лица, пел хор иноков. По запричастному стихе, "слово о значении храма" сказано епархиальным миссионером Несмеяновым.

Слава Господу Поспешествующему, скажем и мы! Воздвигнут храм истинному Богу, пусть будет он как корабль, спасающий нас на волнах житейского моря.

О. Зосима сказал слово: "Приди, - говорил он во встречной речи епископу, - владыко святый, к нашей обители, как к молодому и слабому деревцу. Как то немощное деревцо нуждается в помощи и уходе за ним садовника, так и мы, насельники, нуждаемся в руководстве твоем". Умиление строителя настолько было глубоко и сердечно, что во время богослужения глаза его не высыхали от слез. Да возрастет же в совершенство духовное юная обитель и да станет щитом православия в нашем крае".

Храм над родником

Юная обитель возросла и дала свои плоды. В Послужном списке 1916 г. значилось около 50 обитателей монастыря. Сама обитель монахов трудами праведников и покровских жителей превратилась еще и в крепкое хозяйство, питавшее не только насельников, но и малоимущих в округе. Вот данные из вновь обнаруженных документов.

"Николаевский мужской монастырь построен на землях, пожертвованных крестьянином Степаном Кирилловичем Серяевым по дарственной от 17 марта 1910 года, а до этого именовался скитом.

В монастыре храмов три. Первый деревянный, теплый, двухъярусный, покрыт белым железом, кресты деревянные, обитые белым железом. Длина храма 5 саженей 1 аршин; высота 1 сажень, ширина 2 сажени 2 аршина. Храм построен на средства от пожертвований и освящен 2 октября 1910 года священником о. Александром Андреевым. Второй храм каменный, двухъярусный, покрыт белым железом, кресты деревянные, тоже обитые белым железом. Высота храма от фундамента до крестов 8 саженей, длина от горняго места до паперти 10 S саженей и ширина 7 саженей.

Храм внутри оштукатурен, окрашен масляной краской и расписан живописью. Храм отапливается тремя печами. Построен на пожертвования и освящен 2 октября 1911 года Преосвященным Дионисием, епископом Челябинским.

Третий храм каменный, теплый, о двух главах, покрыт белым железом. Кресты чугунные, позолоченные. Высота храма от фундамента до вверха карниза 7 сажен 12 вершков, а длина 7 саженей 1 арш. и ширина 5 саженей. Храм оштукатурен только внутри. Храм построен на Пантелеимоновском подворье в г. Оренбурге на пересечении улиц Караван-Сарайской и Каргалинской на средства, пожертвованные мещанином Львом Андреевичем Вилюновым. Освящен 2 октября 1916 года Преосвященным Мефодием, епископом Оренбургским и Тургайским.

Колокольня монастырской церкви построена в 1910 году на деревянных столбах, покрыта белым железом, как и крест на колокольне. Всего колоколов десять, из них самый большой 102 пуда. При церкви Пантелеимоновского подворья в Оренбурге колокольни нет, колокола подвешены на козлах.

Храмовые праздники в монастырских храмах бывают 9 мая, 6 декабря и 22 октября, на подворье 27 июля. Крестные ходы бывают на Святую Пасху с артосом вокруг церкви ежедневно, а в пятницу Светлой Седмицы, 9 мая и на 9 пятницу бывает крестный ход на колодезь близ монастыря".

А вот и новость! Оказывается, монастырь имел свое подворье в Оренбурге. 10 тысяч рублей (огромная по тем временам сумма!) было пожертвовано мещанином Л.А. Вилюновым и другими оренбуржцами на его строительство.

"Судьбой - монах"

Сам Послужной список - один из последних накануне Октябрьской революции - любопытный документ, свидетельствующий о местной пастве. В списках братии значится сам настоятель иеромонах Зосима. В 1916 году старцу было 57 лет, значит, в 1896 году, когда он начал рыть пещеру, ему было всего 35 лет. Молодой по современным меркам человек. Среди особых отличий, указанных в Послужном списке, награды от Священного Синода - набедренник и наперсный крест. Среди братии - бывшие крестьяне, казаки Оренбургского казачьего войска, мещане из Оренбурга. А вот сведения поинтереснее. В списках значится некий Виктор, 23 лет, из крестьян Вятской губернии Котельнического уезда. Из тех же краев Василий Лобавиков, 15 лет, сын диакона Вятской епархии, проходивший в Свято-Николаевском монастыре клиросное послушание. Куда попало, надо полагать, священник сына не послал бы. Среди других послушников числятся выходцы из Балашовского уезда Саратовской губернии, из города Мензелинска Уфимской губернии и других мест.

О высоком авторитете, строгой аскезе и нравах монашеской обители свидетельствуют и следующие записи из "Оренбургских епархиальных ведомостей" в ь4 1914 г.: "Перевести находившегося на епитимии в Николаевском монастыре Оренбургского уезда диакона Николая Покровского на псаломщическое место в с. Буланово Челябинского уезда". Видать, неоднократно на перевоспитание к покровским монахам отправляли оступившегося священнослужителя. В тех же "Епархиальных ведомостях" сообщается: "Распоряжением Епархиальным начальством 25.02.14 священник с. Ново-Алексеевского Оренбургского уезда Трофим Кильдюков уволен от места за нетрезвость с определением на два месяца в Николаевский мужской монастырь для исправления".

О значении мужского монастыря говорит и тот факт, что главная святыня Оренбуржья - икона Табынской Божией Матери - путешествуя по краю, не обходила стороной Свято-Николаевскую обитель. Свидетельства об этом тоже встречаются в дореволюционных источниках. Не случайно, как утверждает молва, ни одного монаха новая власть не оставила в живых. Всех увезли и расстреляли за Уралом. Саму память об обители постарались уничтожить, сровняв с землей все постройки и закопав, как им показалось, навечно подземный монастырь.

Богу - Богово

Трудами праведника Зосимы рождалась и становилась духовным оплотом Николаевская обитель. Порушенная безбожниками через многие десятилетия она вновь возрождается стараниями отца Анатолия Чернецова и его помощников. Само открытие подземного монастыря похоже на чудо. Не раз пытался покровский священник с помощью экскаватора найти вход в подземелье. Но, видно, не пришло тогда еще время. Лишь сейчас, когда в эпоху очередного поругания Отечества его граждане особенно остро нуждаются в духовной опоре, в укреплении веры, открылся подземный монастырь. К нему едут паломники, о нем пишут и говорят центральные средства массовой информации. О. Анатолий верит, что настанет день, когда на сохранившемся каменном фундаменте вновь возродится храм Николая Чудотворца. Естественно, встает вопрос и об Оренбургском подворье, которое было возведено накануне революции и еще не успело сыграть свою духовную роль.

- По закону должны быть возвращены церкви принадлежащие ей ранее постройки здания, - рассказывает о. Анатолий. - Однако, увы, эти законы остались лишь на бумаге. Попытки вернуть собственность где бы то ни было сталкиваются с юридическими препонами, которые трудно обойти.

Здание, изображенное на снимке, находится на нынешней улице Комсомольской, 96. Бывшее подворье Николаевского монастыря занимает сейчас юридическая контора и продовольственный магазин. Нужны городу юристы и продукты тоже нужны. Но примат материи над духом не ведет к лучшей жизни. Об этом свидетельствует вся наша история. Тем не менее никто не торопится открывать дорогу духовным ценностям. Однако путь к возрождению монастыря и возвращению его ценностей должен быть пройден до конца, до последнего камня, положенного нашими предками. Того требует и высшая справедливость, и справедливость земная, ибо как учил Спаситель: "Богу - Богово, а кесарю - кесарево".

Редакция продолжает поиск материалов о подземном монастыре.

На уникальном снимке, найденном о. Анатолием, настоятель Николаевского монастрыя о. Зосима (в центре) с братией на ступенях храма.

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.