Новости

По информации городского управления пассажирского транспорта, автобусы начнут курсировать до дач и обратно со вторника, 30 апреля. Соответствующее постановление подписано Главой Оренбурга Сергеем Салминым.

27 апреля

27 апреля, по всей стране проводится Всероссийский субботник в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда», инициированного Президентом России Владимиром Путиным.

27 апреля

В Оренбурге приступили к наведению санитарного порядка после прохождения паводка. Для удобства жителей организованы дополнительные площадки временного складирования мебели, предметов быта, пришедших в негодность в результате паводка, и мусора, в том числе крупногабаритного.

26 апреля

В работах задействованы сотрудники МЧС России. При помощи мобильных комплексов спецобработки они дезинфицируют улицы, детские площадки, придомовые и другие территории Оренбурга, попавшие в зону подтопления. Всего специалистами продезинфицировано более 70 домов и придомовых участков и более 752 тысяч квадратных метров площади (это придомовые площадки и скверы, дороги, тротуары и иные территории).

26 апреля

Массовая акция по наведению чистоты состоялась в областном центре сегодня, 26 апреля, в рамках весеннего месячника благоустройства и озеленения.

26 апреля




Сквозь призму праздника

-----

Олег Балыков, действительный член Русского географического общества

Праздник, связанный с юбилеем города, позади. Чего не хватает нашему городу, что должно у нас появиться к будущим юбилеям Оренбурга?.. Прошедший праздник здорово высветил отдельные моменты и проблемы областного центра из сферы, например, градостроительства и архитектуры. Остановимся на двух объектах: обелиске "Европа-Азия" и сквере им. Гагарина.

* * *

Географо-архитектурный знак, обозначающий границу между Европой и Азией, в виде обелиска является довольно-таки высокопрестижным объектом. Оренбургу с топографией такого обелиска повезло: точка на территории города на левом берегу Урала, на "бухарской" стороне, между железнодорожным и автомобильным мостами. Архитектор обелиска Г.И. Наумкин и установлен он в 1981 году. Что обозначает обелиск? Большинство исследователей XVIII-XIX веков считали Урал межконтинентальной рекой, разделяющей Европу и Азию, - пишет доктор географических наук А.А. Чибилев в своей книге "В глубь степей". Любопытно, что во времена античной древности восточная граница Европы проводилась по Дону, в средние века она была отодвинута к Волге. С основанием Оренбурга и Оренбургской губернии Урал стал пограничной рекой. Эта граница была установлена В.Н. Татищевым, и его мнение долгое время считалось истиной. Однако уже в середине XIX века выдающийся ученый Н.А. Северцов, изучив природные особенности приуральских степей, поставил под сомнение правильность татищевской границы между Европой и Азией, установив, что реку Урал "зоологически, географически и топографически нельзя отделить от киргизских степей... В естественно историческом отношении оба берега Урала одинаковы; он ничего не разграничивает, а просто течет по киргизской степи".

В дальнейшем уже советские географы обосновали новую границу Европы и Азии: по восточному подножию Уральского хребта, Мугоджарам и реке Эмбе. Именно по этой линии стыкуются две материковые платформы Европы и Азии, образуя единую Евразию...

Рожденный в русле стратегического мышления Петра I и заложенный его "птенцом" Иваном Ивановичем Неплюевым в 1743 году, верно нашедшего истинную географическую точку под такой особый город, Оренбург предназначался для решения ряда стратегических задач геополитического свойства того времени в интересах национальной безопасности России.

Такой обелиск-памятник фундаментальной значимости для Оренбурга, естественно, требует к себе приоритетного внимания. Да и в прежние годы, и в наши дни тропа к обелиску не слишком была утоптанной. Почему так?

Казалось бы, установленный между автомобильной и железной дорогой обелиск должен быть больше посещаемым, чем на самом деле. Вся беда в том, что обелиск в силу ямной его посадки плохо проглядывается с обеих дорог, да и съезда автомобильного к обелиску надо искать. А подойдешь к обелиску - и что? Нет настоящей информации о самом памятнике. Что и на чем прочитать. А в темное время вообще памятника не видно. Для экскурсии поездка или поход к обелиску - объект не притягательный. Всегда у обелиска пусто... Если откровенно, видимо, с топографией памятнику не во всем повезло, требуются коррективы.

Думаю, следовало бы обелиск перенести в Зауральную рощу. Это обогатило бы рощу, ибо она бедна историческими памятниками. Была только ротонда, но она теперь в Ленинском саду у драмтеатра. Обелиск Европа-Азия смотрелся бы, если установить его в центре Большой Поляны или между пешеходным мостом и старицей. Кроме указанного обелиска Зауральная роща ждет пополнения в виде превращения старицы в оренбургский Петродворец с фонтанами и превращения ерика в районе дома отдыха "Урал" в "птичью гавань", как в Омске. Зауральная роща ждет изъятия из нее экологически вредного дома отдыха "Урал", всяких "мест отдыха" пожарников и других, расчистки от брошенных объектов. Зауральная роща к следующим юбилеям Оренбурга должна выглядеть иначе: не быть одичавшей, а на уровне фундаментального современного парка - только экологического профиля, ибо она одна из последних естественных островов зеленых легких города...

Откуда городу прирастать

Если вернуться к дням праздника города, то увидишь - почти все было в центре. Это было и наглядным подтверждением задержки в развитии градостроительного организма Оренбурга в последние примерно 70 лет со дня постройки Дома Советов и сквера перед ним. Вместе с тем произошло и уникальное событие в жизни города - территориальной частицей большого праздника впервые стал "пятачок" у памятника Гагарину.

Это место еще нельзя называть сквером в полном смысле. По науке, в соответствии с учебником по ландшафтной архитектуре, под деревья и кустарники в сквере рекомендуется отводить 65-75% территории, под дорожки и площадки - 23-32%, под цветники и декоративные сооружения - 2-3%. Разумеется, устраивается полив молодых высаженных деревьев, не разрешается "гулянье" по скверу на легковых автомашинах, кратковременный отдых горожан в сквере обеспечивается наличием правильно установленных скамеек... Пока это незавершенное строительство. Тем не менее - процесс пошел...

И самое ценное в этом, что обозначилась такая точка роста в оренбургском городском организме, которая может привести к появлению второго центра в городе. Могут возразить: второй центр в Степном! Однако там до появления второго центра далеко - география с топографией не та.

Так где же быть второму центру? Оренбург исторически воспринимается как город, стоящий на реке Урале. Таким градостроительным соединителем города с рекой и может служить наиважнейшая магистраль - проспект Гагарина с улицей Чкалова. Это хребет экологического каркаса областного центра. Правда, мы еще не совсем с этим разобрались, поэтому и допустили в свое время безалаберную застройку пространства между этой магистралью и поймой реки. Как говорится, наступили ногой на собственное экологическое "горло", лишили себя нормального дыхания свежим пойменным воздухом. Второй центр должен обязательно иметь фундаментальный выход к реке. Если внимательно просмотреть все оставшиеся улицы с выходом в пойму, то, по большому счету, для этого осталось пространство между улицами Мира и Алтайской, вниз к реке от памятника Гагарину. Только здесь еще возможно конструктивно сформировать недостающие главные экологические "ворота", повернув город к реке лицом. Опять же, любой центр должен состоять из двух пересекающихся магистралей. Одна магистраль имеется - проспект Гагарина, улица Чкалова. Есть наметки и второй. Это будущий проспект Мира, который вберет в себя улицу Алтайскую и все пространство между ней и улицей Мира. Жемчужиной проспекта должно стать пространство между проспектом Гагарина и входом в пойму. Здесь можно создать сквер по типу дендрария у Дома Советов с фундаментальным фонтаном или каскадом фонтанов, который проектировался архитектором Н.В. Горбачевым для пойменной части улицы Степана Разина. Из пространства будущего проспекта Мира, естественно, необходимо будет убрать аптечный склад, электроподстанцию, подработать новую схему движения общественного транспорта и т.д. Большая ответственность ляжет на архитекторов, которым будет поручено проектирование площади Мира. Видимо, это будет самая сложная площадь по степени ее разработки. И, конечно, венец проспекта Мира - продолжение его по будущему ботаническому саду Оренбуржья, который от сквера у входа в пойму дойдет до реки и от проспекта Мира до улицы Степана Разина. Здесь найдет место и будущее кольцо детской железной дороги.

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.