Новости

По информации городского управления пассажирского транспорта, автобусы начнут курсировать до дач и обратно со вторника, 30 апреля. Соответствующее постановление подписано Главой Оренбурга Сергеем Салминым.

27 апреля

27 апреля, по всей стране проводится Всероссийский субботник в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда», инициированного Президентом России Владимиром Путиным.

27 апреля

В Оренбурге приступили к наведению санитарного порядка после прохождения паводка. Для удобства жителей организованы дополнительные площадки временного складирования мебели, предметов быта, пришедших в негодность в результате паводка, и мусора, в том числе крупногабаритного.

26 апреля

В работах задействованы сотрудники МЧС России. При помощи мобильных комплексов спецобработки они дезинфицируют улицы, детские площадки, придомовые и другие территории Оренбурга, попавшие в зону подтопления. Всего специалистами продезинфицировано более 70 домов и придомовых участков и более 752 тысяч квадратных метров площади (это придомовые площадки и скверы, дороги, тротуары и иные территории).

26 апреля

Массовая акция по наведению чистоты состоялась в областном центре сегодня, 26 апреля, в рамках весеннего месячника благоустройства и озеленения.

26 апреля




"Есть улицы центральные..."

-----

Олег Балыков, действительный член Русского географического общества

Позади праздник 260-летия Оренбурга, праздник цветов, выставка "Архитектура Оренбуржья"... Размышляя о всех этих событиях, анализируя увиденное, приходишь к выводу: сегодня главное в развитии градостроительного организма Оренбурга - его улицы. Речь идет о сложнейшей проблеме в развитии города, которая сложилась не в один день, а в течение всех 260 лет. Тут не критика нужна, а научно-исследовательская работа ученых и практиков. Эта проблема не только нашего города, но всех. Мои размышления пусть будут небольшим вкладом в копилку поиска путей в разрешении этой проблемы города.

Какая ныне должна быть ширина улицы для удовлетворения запросов и пешехода, и транспорта? А если ее уже не расширить без слома, особенно фундаментальных сооружений, как, например, на отдельных отрезках проспекта Победы?

Когда краеведы и историки хором трезвонят о "классической планировке исторического ядра областного центра" и ее неприкосновенности, то цена такой апологетике невысокая. Попробуй сделать при такой неприкосновенности современную магистраль из прежних старых улиц, скажем, из улицы Цвиллинга!..

В последнем генеральном плане Оренбурга, разработанном еще в государстве с плановой экономикой и утвержденном в 1985 году, ряд улиц подлежит реконструкции с расширением их. А сегодня в условиях рыночной экономики с нищенским бюджетом города от этого приходится отказываться. Беда еще и в том, что подземные коммуникации требуют полной замены и пополнения системами ливневой канализации. Работы этого года на улицах Ленинской и Рыбаковской - подвиг. Вместе с тем, можно ли этот опыт брать целиком на вооружение для дальнейшей реконструкции улиц. Вот именно это хотелось бы увидеть на выставке "Архитектура Оренбуржья". К сожалению, эта мысль там не прозвучала.

Вопрос о расширении улиц возник не сегодня. Посмотрите отрезки улиц Пролетарской между пересекающими ее улицами Сухарева и Кичигина, также Цвиллинга между Ташкентской и Орлова. Красная линия застройки на одной из сторон улиц отодвинута примерно на тридцать метров вглубь по всей длине. Образовавшиеся пятачки-карманы длиной в сотню метров заняты зелеными насаждениями, в одном случае сосной, в другом - кленом ясенелистным. Видимо, и в далекие времена не все в городе считали установленную ширину улиц оптимальной. Когда смотришь на старые фотографии города, то невольно отмечаешь: вдоль проезжей части с двух сторон нарезаны кюветы с деревянными мостиками. Кюветы служили, говоря современным языком, ливневой канализацией. Узкий тротуар на некоторых улицах покрывался досками. Например, на Ленинской (в прошлом Неплюевской) между нынешними 8-го Марта и Пролетарской. Одновременно кювет с водой благоприятствовал и росту деревьев. Ширина улиц Оренбурга - во все времена проблема. Так, не прошло и двадцати лет после устройства проспекта Гагарина, как были вынуждены расширять его проезжую часть. За счет чего? За счет уменьшения ширины тротуара и защитной зеленой полосы из деревьев и кустарников. Кто потерял? Пешеход и зеленые насаждения.

К сожалению, оренбургские градостроители иной раз догматически смотрят на существующую красную линию улиц. Так было в прошлом, так и сейчас. На улицах Туркестанской и Цвиллинга, например, каменные новейшие коттеджи построены фасадами по существующей красной линии. Видимо, продолжает воздействовать "классическая планировка" и ее пропаганда краеведами. В будущем из-за такого формирования ширины улиц при реконструкции их вынуждены будут занимать проезжей частью опять же тротуары, зеленые насаждения, кюветы. Зачастую забывают градостроители и о связке уличной сети города. До революции в Оренбурге было более двух десятков площадей. Ныне одна - площадь Ленина, да и то не площадь, а деформированное пространство бывшей площади довоенного времени. А могло бы быть несколько десятков нормально развитых городских площадей, что резко изменило бы образ и лицо города. Площадь - это не простой архитектурно-градостроительный элемент городского организма. Известный академик Д.М. Лихачев писал: "Самое трудное для архитекторов - создать площадь". Думаю, стоит наконец-то подумать о площадях в Оренбурге. Уличная проблема осложняется в Оренбурге еще и отсутствием того, что в Москве называется Садовым и Бульварным кольцами, да и тем, что оба берега Урала слабо не связаны в городской черте дорожно-мостовыми переходами. Объездная кольцевая автодорога нуждается в модернизации. Не решена и проблема автомобильных стоянок в городе. Особенно в районе Центрального рынка. Тут никакая ширина улиц не спасет.

Если говорить о фасадах улиц после реконструкции, то есть предложение: отказаться в дальнейшем от встраивания здесь зданий и сооружений так, как это сделали с новым корпусом ОГАУ на Ленинской. Хорошо было бы запроектировать его с курдонером. Курдонер - парадный двор особняка, образуемый основным корпусом и выступающими боковыми флигелями. Было бы место для озеленения, и здание смотрелось бы по-другому. Примеры такой архитектуры: здание с барельефом Ю.А. Гагарина на пересечении улиц Советской и Набережной, здание областной больницы на улице Аксакова.

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.