Новости

По информации городского управления пассажирского транспорта, автобусы начнут курсировать до дач и обратно со вторника, 30 апреля. Соответствующее постановление подписано Главой Оренбурга Сергеем Салминым.

27 апреля

27 апреля, по всей стране проводится Всероссийский субботник в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда», инициированного Президентом России Владимиром Путиным.

27 апреля

В Оренбурге приступили к наведению санитарного порядка после прохождения паводка. Для удобства жителей организованы дополнительные площадки временного складирования мебели, предметов быта, пришедших в негодность в результате паводка, и мусора, в том числе крупногабаритного.

26 апреля

В работах задействованы сотрудники МЧС России. При помощи мобильных комплексов спецобработки они дезинфицируют улицы, детские площадки, придомовые и другие территории Оренбурга, попавшие в зону подтопления. Всего специалистами продезинфицировано более 70 домов и придомовых участков и более 752 тысяч квадратных метров площади (это придомовые площадки и скверы, дороги, тротуары и иные территории).

26 апреля

Массовая акция по наведению чистоты состоялась в областном центре сегодня, 26 апреля, в рамках весеннего месячника благоустройства и озеленения.

26 апреля




Людмила Райкова: "Нам есть что возрождать и беречь"

-----

Надежда Емельянова

Имя заслуженной артистки России Людмилы Райковой известно и почитаемо не только в среде профессионалов музыкального искусства. Каждый оренбуржец, неравнодушный к народным песням, не однажды слушал их в исполнении Оренбургского русского народного хора. А творчество этого давно популярного и за пределами нашего края коллектива неразрывно связано с деятельностью Людмилы Ивановны - первого хормейстера, а затем на протяжении многих лет бессменного художественного руководителя хора. В последние годы Л.И. Райкова полностью отдала себя делу обучения молодых вокалистов премудростям народного исполнительства. Двенадцать лет она делала это на базе музыкального училища (ныне колледжа). И вот в новом учебном году при только что созданном в Оренбурге институте искусств впервые открыто народное отделение с вокальной специализацией. "Что значит это для Оренбуржья?" - таков был первый вопрос, обращенный к руководителю отделения Л.И. Райковой.

- Все годы работы в Оренбургском народном хоре моей голубой мечтой была именно эта - создание учебной базы для вокалистов народного жанра. Мы всегда были без кадров...

- Даже тогда, когда государство вроде бы стало относиться к национальным исконным традициям в искусстве достаточно благосклонно и были созданы государственные народные хоровые коллективы, и замечены талантливые певцы, исполняющие народный репертуар?

- Да, и после этого долгие годы никто не готовил специалистов народного направления по вокалу - ни в музучилищах, ни в институтах культуры, ни в консерваториях. В знаменитой Гнесинке до сих пор нет полноправного отделения по народному вокалу, там просто несколько педагогов персонально занимаются с очень ограниченным кругом певцов, тяготеющих к народному исполнительству. Так что и нам в хор приходилось набирать людей буквально с улицы, потому что переучивать с академической школы на народную манеру пения выпускников музыкальных вузов еще труднее, чем учить с азов непрофессионалов. Когда я пришла преподавать в музыкальное училище, то еще острее почувствовала необходимость создания системы подготовки кадров для восполняемости специалистов в сфере народного вокального исполнительства. Нам удалось открыть народное отделение в музыкальной школе N 1 имени Чайковского, где дети с первых шагов приобщения к народной культуре не только знакомились со старинными национальными традициями, учились играть на народных инструментах, но и начинали петь так, как пели их далекие предки. Это дало возможность уже на ранней стадии оградить девочек с природными народными вокальными данными от последующей неизбежной ломки и втискивания их индивидуальностей в рамки академической школы пения, которая повсеместно культивируется в академических хорах. Ну а теперь мы имеем реальную перспективу создать три полноценные ступени подготовки вокалистов-народников: школа-училище-вуз. Так что в недалеком будущем Оренбургский государственный русский народный хор пополнится не просто грамотными хористами: вполне вероятно, что из стен института искусств выйдут талантливые, высоко профессиональные солисты, которые поднимут хоровое и сольное народное исполнительство на новый качественный уровень.

- Однако многие, даже профессионалы в сфере музыкального искусства, склонны считать, что народное песенное творчество безнадежно устарело, а народные коллективы и певцы не пользуются спросом у массового слушателя...

- И в прежние годы, и сейчас сама жизнь много раз убеждала меня в том, что люди очень любят народные песни. Какие бы трудные времена ни наступали, народ умеет хранить свое исконное искусство. Помню, с каким трудом мы собирали казачий фольклор в 60-е годы. Приходилось преодолевать укоренившийся страх простых людей, которые в свое время подвергались репрессиям за принадлежность к казачеству. И тем не менее, в памяти старых казаков, их детей было сохранено множество прекрасных казачьих песен. Нам повезло, что мы застали еще живым поколение, которое сберегло настоящие сокровища народного песенного искусства.

Когда я только пришла в хор в качестве хормейстера, у коллектива еще не была определена манера исполнительства, не успело сформироваться собственное направление, ведь Яков Васильевич Хохлов, первый руководитель хора, хоровиком не был, он больше занимался другими организационными и творческими вопросами. Так что непростое дело по выработке индивидуальности, формированию репертуара он полностью доверил мне. Вот тогда и закладывалась самобытность, собственное творческое лицо коллектива. И надо было добиться того, чтобы оно не походило ни на чье другое. Наши казачьи песни во многом отличаются от песен кубанских, донских, других казаков - они драматичнее, пронзительнее, в них больше мужественности и строгости. Отсюда и исполнительская манера - более суровая, со скрытой внутренней динамикой, которая формировалась под воздействием и аскетической походной жизни, и сурового климата, и влияния многонациональных традиций. Именно эту манеру я взяла за основу в развитии хора, именно она принесла коллективу заслуженную славу.

- Удается ли вам влиять на сегодняшние творческие традиции Оренбургского хора?

- К сожалению, нынешние хормейстеры, работающие там, имеют обычное академическое образование. Они пришли в сложившийся коллектив, как в чужой монастырь со своим уставом, не соизволив проникнуться исполнительской манерой, выработанной в хоре. Все чаще волевым усилием они нивелируют его певческую самобытность...

- Ваш первый институтский набор состоит всего из трех человек. Сказалась ваша личная строгость или народные вокалисты - это изначально "штучный товар"?

- Безусловно, подготовка творческих кадров вообще не терпит проточных методов. Тем более, если речь идет о профессионалах высшего разряда. Все три студентки - мои выпускницы по колледжу. Все они уже успели пройти первую закалку участием в областных, региональных и даже всесоюзных конкурсах и фестивалях - "А песня русская жива!", "Уральские самоцветы", "Голоса России", получали там дипломы и лауреатские звания. И я уверена, что они без работы не останутся. Нам есть что возрождать и беречь.

Фото Ларисы Терентьевой.

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.