Новости

По информации городского управления пассажирского транспорта, автобусы начнут курсировать до дач и обратно со вторника, 30 апреля. Соответствующее постановление подписано Главой Оренбурга Сергеем Салминым.

27 апреля

27 апреля, по всей стране проводится Всероссийский субботник в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда», инициированного Президентом России Владимиром Путиным.

27 апреля

В Оренбурге приступили к наведению санитарного порядка после прохождения паводка. Для удобства жителей организованы дополнительные площадки временного складирования мебели, предметов быта, пришедших в негодность в результате паводка, и мусора, в том числе крупногабаритного.

26 апреля

В работах задействованы сотрудники МЧС России. При помощи мобильных комплексов спецобработки они дезинфицируют улицы, детские площадки, придомовые и другие территории Оренбурга, попавшие в зону подтопления. Всего специалистами продезинфицировано более 70 домов и придомовых участков и более 752 тысяч квадратных метров площади (это придомовые площадки и скверы, дороги, тротуары и иные территории).

26 апреля

Массовая акция по наведению чистоты состоялась в областном центре сегодня, 26 апреля, в рамках весеннего месячника благоустройства и озеленения.

26 апреля




«Развивая эстетические вкусы»

-----

"Появление артиста сопровождалось громом аплодисментов"

Татьяна Судоргина

Лето - пора гастролей. Наш сегодняшний экскурс в прошлое посвящён тем, кто радовал оренбуржцев в начале ХХ века.

"Как истинный праздник музыки"

В начале 1904 года корреспондент газеты "Оренбургский листок" огорчался: "Анонсы о несостоявшихся концертах разных гастролёров-певцов и музыкантов даже надоели. Ждали мы Томскую и Дмитриевского, но телеграммой известили эти артисты с дороги, что заболели. Ждали мы Альму Фострем с пианисткой Штейн - тоже. Не приехали Донской и Эйхенвальд.

Состоявшееся распоряжение об отчислении 25% с чистой выручки от гастрольных вечеров на усиление флота не должно, казалось бы, пугать артистов, тем более русских, но они отклонили свои концерты".

Концерт "солиста Его Величества профессора С.-Петербургской консерватории А.В. Вержбиловича (виолончелиста) и артиста Императорской русской оперы Г.А. Морского (тенор)", по свидетельству современника, "ожидался меломанами с живейшим интересом, как событие. Кто из побывавших в столице не слышал хоть раз знаменитого виолончелиста, чарующего нежностью тона и глубиной чувств?.." Музыканты выступили на сцене общественного собрания (ныне здание на ул. Советской, 17. - Т.С.) "при совершенно переполненном зале". Один из слушателей восторгался: "Концерт надолго останется в памяти оренбуржцев как истинный праздник музыки. Нечего и говорить, что появление на эстраде профессора Вержбиловича сопровождалось всякий раз громом рукоплесканий и самым горячим выражением энтузиазма нашей молодёжи: артисту пришлось исполнить много вещей сверх программы. Г. Морской делил успех с господином Вержбиловичем. Красивый голос поражает свободой и блеском верхних нот".

Позднее местный театральный критик радовался: "Оперно-опереточная труппа князя Д.Г. Туманова, начав свои спектакли, продолжает их при полных сборах. После ряда опереток: "Цыганский барон", "Хаджи-Мурат", была дана опера "Травиата" Верди. Многим оренбуржцам, не избалованным оперными гастролями, она была в новинку. Жаль, что на программах не было приведено хотя бы краткого либретто.

Можно сказать, что труппа Туманова доставляет несомненное удовольствие посетителям театра. Сегодня повторяют оперу Глинки "Жизнь за царя" с усилением оркестра. Большое русское спасибо князю за доставленные публике нашей приятные развлечения".

"И на бульваре, и в Тополёвом саду..."

"Вокзал Белова на бульваре отремонтирован заново, и галереи с видом на реку, рощу, на степи с новой железной дорогой уширены", - сообщал весной 1904 года сотрудник "Оренбургского листка". - "Этот излюбленный горожанами уголок кишит гуляющими.

Летний театр И.М. Алексеева в Тополёвом садике тоже скоро будет готов. В журнале "Театр и искусство" афиширована уже и труппа для него. Там написано, что Е.В. Неволина и А.В. Токарева сняли этот театр на 10 лет".

Вскоре автор раздела "Театр и музыка" популярной оренбургской газеты извещал: "Театральные представления даются ныне и на бульваре в вокзале Белова, и в городском зимнем театре, и в Тополёвом саду - в летнем театре И.М. Алексеева.

В вокзале Белова подвизается русско-малорусское товарищество под управлением Д.Л. Макаренко, начавшее гастроли драмой П.Я. Манько "Несчастнее кохане" и дивертисментом из песен хора мужского и женского, куплетистов под аккомпанемент казачьего оркестра, управляемого господином Эстеррайхом.

Открылась "открытая сцена" в Тополёвом саду. Увеселителем явился куплетист Кручинин-Крамолин с компанией музыкальных клоунов, певички Жульетты Папа, а также звукоподражателя Надирова.

Самый сад ещё не вполне освещён электричеством. Если взять во внимание, что труппа госпожи Токаревой для драматической сцены приглашена в большом составе, что в саду будут ещё кегельбан, пивной павильон, тир и бильярдная, а буфет сада обставлен и теперь уже хорошо, то уголок Тополёвый обещает быть уютным и будет отбивать посетителей вокзала на бульваре".

Ближе к середине летнего сезона оренбургский театрал констатировал: "В вокзале Белова сцена занята труппой плясунов и певцов Н.С. Веселовского. Теперь поют там и пляшут на открытой сцене, а зал занят другим увеселителем - господином Брауном, который от имени дирекции известного Люмьера показывает биоскопические картины синематографа. Картин показано много, особенно из текущей русско-японской войны на суше и на море. Много картин комического содержания и фантастических, например, "Путешествие астрономов на луну" по Ж. Верну. Аппарат увеличивает изображение больше натуральных размеров, но всё ещё далёк от чистоты, и всё ещё живые фотографии дрожат. Этот Браун показывает за сеанс больше 80 картин в трёх отделениях.

Летняя сцена в Тополёвом саду по-прежнему делится на закрытую (театр госпожи Токаревой) и открытую. Репертуар труппы театра продолжает быть разнообразным и состоит из серьёзных пьес. Зачастую играют Островского, хотя молодёжь, избаловавшись модными салонными пьесами, относится к изучению произведений великого драматурга не всегда охотно. На открытой сцене всё те же скоморохи: свистун, музыкальные клоуны, куплетисты. Итальянка Папа уехала. Развлекают садовую публику каскадес Тордай и танцующая безобразный кэк-уок госпожа Нелли де-Корви.

Из бульварных скоморохов вокзала Белова одна плясунья в сарафане, в платочке и чуть ли не в лапотках пародирует и передразнивает эту Нелли, вызывая в зрителях неудержимый хохот".

"Кривлянья плясуний бесстыжи"

Возмущению журналиста не было предела: "Если можно смотреть плясунов Балашова и Яковлева, то кривлянья плясуний на обеих сценах прямо бесстыжи, противны и бессмысленны. Эти "этуали" ("американские", "аглицкие", "венские", интернациональные, попросту сказать - бердичевские) развращают, но не развивают эстетические вкусы.

Вот музыки что-то не слыхать нигде. Казачий оркестр под управлением Эстеррейха - вот и вся музыка у нас. Но и эта музыка находится под командой антрепренёра вокзала Белова, а потому играет только до 10 часов вечера. Играет она ежедневно и после сего часа, но для посетителей "концертного зала" вокзала - подыгрывает разным фиглярам сцены. В Тополёвом саду была госпожа Реми с оперным голосом, но её редко выпускают, а оркестр, пиликающий там, не заслуживает даже снисходительного внимания. Все-таки спасибо антрепризе вокзала Белова: она доставляет бесплатное музыкальное удовольствие. Тополёвая же бесплатно доступна лишь по субботам и понедельникам, когда не бывает "представлений". Милость горожанам в городском саду не велика!

Был бенефис. И чей вы думаете? Директора Тополёвого сада И.М. Алексеева! Правда, бенефисы (по латыни - подачки) полагаются лишь в поощрение труженикам... Трудов у Алексеева много - он за сад с развлечениями всегда в ответе. Стало быть, подношения ему подарков были резонны, а подарков ему было многое множество. Дарили актёры и лицедеи сцен, дарили слуги его, дарили повара - всякий дар сопровождаем был тушем музыки.

На бульваре публики стало являться больше, чем в Тополёвом садике. Преобладает наша интеллигенция и офицеры, уезжающие в Маньчжурию".

"Приятное и полезное развлечение"

На "несколько популярно-научных представлений городской театр (зимний)" летом 1904 года снимал "давно известный Оренбургу физик П.В. Деринг", который "своими туманными живыми фотографиями доставил нашей большой и малой публике в высшей степени приятное и полезное развлечение. Картины его, в большинстве подобранные сериями и сопровождаемые толковым и замечательно просто изложенным объяснительным чтением, едва ли оставляют желать чего лучшего по своей отчётливости и тонкой художественности исполнения. К числу шедевров у господина Деринга относится его картина "Сцена бури в открытом море". Если избежать некоторой торопливости в смене эффектов, то эта картина производит потрясающее впечатление. Удаляющаяся гроза с редкими вспышками молний передана с поразительной правдоподобностью. Все картины Деринга в красках и поражают тщательностью отделки. Комические картины вызывают неудержимый смех в публике.

Оренбургский губернатор объявил сердечную благодарность Дерингу за его любезное внимание к детям и учащимся, для которых дано бесплатное представление туманных картин. Многие из беднейших детей так и не увидели бы картин, теперь же кругозор детский расширился и получил полезный толчок".

В городском театре 100 лет назад состоялись и концерты "Д.А. Славянского под личным управлением баяна заправской русской народной капеллы и при участии двух дочерей его - Елены и Маргариты".

Сохранился восторженный отзыв о выступлении: "Концерты Д.А. Славянского составляют истинное событие, как высоко-эстетическое развлечение летнего сезона. Много лет работает этот неутомимый певец, и до сих пор его слушают с неослабевающим интересом везде. Нет, кажется, города в России, где не раздавалась бы песнь его, оставляя повсюду в душе слушателя возвышенные чувства национального самосознания и истинного патриотизма.

Д.А. Славянский дал вместо двух три концерта и оперу "Русская свадьба". Состоялся также народный концерт по общедоступным ценам".

"В цирке - выдающиеся номера"

Поклонники цирка в 1904 году тоже получили возможность увидеть немало диковинного: "Явился сюда цирк Соболевского. Рецензенты посетили представления и остались довольны как лихим наездничеством самого хозяина, так и его труппой, в составе которой производят сильное впечатление госпожа Вольт на неосёдланной лошади, змея-человек Затрутин, атлет Бесов. Первые два представления дали почти полный сбор, да и впредь сборы обеспечены, так как в Оренбурге имеется особая цирковая публика - это наши мусульмане.

Между обыкновенными номерами цирковой программы в цирке Соболевского встречаем и выдающиеся номера. Производят фурор велосипедисты Баранские и венская гонщица Вестер: в огромном решётчатом коше на арене с круто наклонными стенками эти артисты начинают свой бег на полу коша и мало-помалу как мухи вползают на крутые стенки, усиливая и разнообразя аллюры бега до последней возможности. Такое необычное положение велосипедистов ошеломляет зрителя: он видит наклонную стенку и не понимает, почему велосипедист не скользит вниз, не падает.

В антрактах феноменальный силач Бесов поднимает тяжесть пяти людей в 20 пудов, играет гирями в 7 пудов, гнёт железную полосу в спираль, гнёт и ломает медные пятаки на четыре части. Галёрка от него в восторге и с уважением указывает на медали и ордена, которыми силач без числа увешан.

Как новость Соболевский сообщил, что к нему едет знаменитый мулат сингалезец на 10 гастролей - это необыкновенный эквилибрист, путешествующий по остриям шпаг, гвоздей.

В цирке обучают желающих верховой езде и велосипедному спорту (дают уроки)".

На арене оренбургского цирка 100 лет назад "появился дрессировщик животных - Анатолий Леонидович Дуров. Его птицы-бабы (пеликаны), собаки, кошки, кабаны, свиньи, поросята, крысы производят большой фурор. Всемирно известный клоун осчастливил цирк Соболевского своим 25-летним юбилеем и наилучшей по сему случаю программой представления. На память о себе Дуров оставил такой каламбур на вопрос: "В чём разница между надутым шаром и цирком?" - Шар сначала надувают, а потом пускают, а в цирк - сначала пускают, а потом надувают..."

Так было…

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.