Новости

По информации городского управления пассажирского транспорта, автобусы начнут курсировать до дач и обратно со вторника, 30 апреля. Соответствующее постановление подписано Главой Оренбурга Сергеем Салминым.

27 апреля

27 апреля, по всей стране проводится Всероссийский субботник в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда», инициированного Президентом России Владимиром Путиным.

27 апреля

В Оренбурге приступили к наведению санитарного порядка после прохождения паводка. Для удобства жителей организованы дополнительные площадки временного складирования мебели, предметов быта, пришедших в негодность в результате паводка, и мусора, в том числе крупногабаритного.

26 апреля

В работах задействованы сотрудники МЧС России. При помощи мобильных комплексов спецобработки они дезинфицируют улицы, детские площадки, придомовые и другие территории Оренбурга, попавшие в зону подтопления. Всего специалистами продезинфицировано более 70 домов и придомовых участков и более 752 тысяч квадратных метров площади (это придомовые площадки и скверы, дороги, тротуары и иные территории).

26 апреля

Массовая акция по наведению чистоты состоялась в областном центре сегодня, 26 апреля, в рамках весеннего месячника благоустройства и озеленения.

26 апреля




Коммунальная страна

-----

Владимир Баклыков

Похоже, что в этом году многострадальные жители улицы Самолетной, дома которых отапливались от котельной завода бурового оборудования (ЗБО), смогут вздохнуть с облегчением. На сегодняшний день муниципальное предприятие "Оренбурггортепло" и его самарский подрядчик практически завершили здесь сооружение мини-котельной. И теперь дебаты между руководством ЗБО и городскими властями по поводу поставки тепла оренбуржцам, всегда регулярно его оплачивавшим, никак не будут влиять на температуру в домах горожан. Еще одну мини-котельную, но уже в рамках проекта Международного банка реконструкции и развития, к отопительному сезону 2000-2001 года планируется сдать на улице Ногина. А помимо этого в Оренбурге ведется переоборудование жилых домов по энерго- и ресурсосберегающим стандартам, освоено производство труб по технологии "труба в трубе", ведется переход с четырехтрубной на двухтрубную систему теплоснабжения (это когда наиболее корродирующие трубы горячего водоснабжения исключаются из схемы, а подогрев воды ведется непосредственно в домах). И все это делается на деньги того же Всемирного банка.

    Куда давать жилье?

Современный многоэтажный Оренбург строили в основном крупные предприятия, такие, как машзавод и "Оренбурггазпром". Они же, как правило, и содержали жилье своих работников. И все было нормально до тех пор, пока экономика (в первую очередь советская) стабильно работала. При переходе к свободному рынку все изменилось. Уже в 1994-95 годах предприятия стало лихорадить и они были вынуждены отказываться от ими же выстроенных домов и передавать их в муниципалитет.

Но для местных властей дополнительная нагрузка также подарком не казалась. И вот чтобы активизировать передачу подобного жилья в города, Правительство России совместно с Международным банком реконструкции и развития разработало проект под названием "Передача ведомственного жилищного фонда".

По идее авторов для решения этой проблемы на опыте нескольких муниципальных образований нужно было наработать стимулы, которые бы заинтересовали местные власти взять на себя дополнительную финансовую и административную нагрузку.

Другой важной целью проекта можно назвать желание Правительства РФ "подтолкнуть" жилищную реформу, позволяющую снизить затраты на "провальную" с советских времен коммуналку.

В технической области проект предусматривал осуществление комплекса мер, направленных на снижение потерь тепла, горячей и холодной воды, газа, электроэнергии. Инвестиции включают в себя как установку счетчиков коммерческого учета тепла, горячей воды и холодной воды, возможно, газа, так и проведение переоборудования зданий с целью реальной экономии этих ресурсов. Всего применяется около сорока различных ресурсосберегающих технологий с учетом индивидуальных характеристик зданий.

В общем, проект был многообещающим.

В результате Оренбург попал в список двенадцати городов-претендентов, а по итогам конкурса получил около 70 млн. долларов на проведение реформ в жилищном секторе. Помимо нас кредиты получили: Рязань, Владимир, Петрозаводск, Волхов и Череповец.

    Куда бежит вода?

К практической реализации проекта Оренбург приступил в 1997 году.

Для определения основных направлений инвестиций было отобрано 6 базовых жилых домов, на которых установлена аппаратура учета и контроля расходования энергии газа и воды. На крыше близлежащего 16-этажного здания была развернута метеостанция, позволяющая с большой степенью точности собирать данные о параметрах наружного воздуха. Датчики температуры были установлены также внутри здания, для измерения температуры воздуха в подвалах, подъездах и жилых помещениях.

Анализ проведенных измерений выявил весьма любопытные закономерности. Оказалось, что фактическое потребление тепловой энергии на базовых домах в отопительный период 1997-98 годов было на 11,9 процента меньше расчетной величины, потребление тепла на подогрев воды на 7,04 процента меньше расчетного. А вот холодной воды мы потребляем на 20 процентов больше нормы. И причины здесь таковы:

Во-первых, неисправное санитарно-техническое обслуживание (наличие утечек). Во-вторых, отсутствие линий рециркуляции горячей воды, из-за чего жильцам (особенно в утренние часы) приходится сливать остывшую за ночь воду. В-третьих, нерациональное использование воды жильцами. Именно последнее является основной причиной перерасхода воды. Оказывается, среднее потребление воды в изученных домах находится в пределах от 280 до 360 литров в день! Это просто потрясающая цифра, которая намного выше того, что имеют развитые страны (в Германии, например, среднесуточное потребление воды на человека составляет около 150 литров). Очевидно, что мы просто не привыкли экономить воду, а вот при наличии "счетчика" картина была бы совсем иная.

Что касается температурного режима внутри квартир, то даже с учетом меньшего потребления тепловой энергии среднесуточная температура внутри жилых помещений составила около 26оС при норме 20оС. То есть даже в этом случае имеет место перерасход тепловой энергии, причины которого в "наследстве" советского периода:

Во-первых, неуправляемость систем отопления домов, не позволяющая регулировать температуру в квартирах в пределах нормы.

Во-вторых, нерациональное использование тепловой энергии для подогрева воды. При низких температурах наружного воздуха в дома поступает перегретая вода. Потребителям приходится смешивать ее с холодной и определенное количество довольно дорогостоящей тепловой энергии расходуется напрасно. В теплую погоду при достаточно высокой температуре наружного воздуха (особенно в конце отопительного периода) наблюдается похожая ситуация. Батареи в квартирах кажутся не по сезону слишком горячими. Поэтому ежегодно в конце весны в городе можно наблюдать одну и ту же картину: через окна на улицу лишнее тепло "выбрасывает", наверное, каждый второй его житель. По некоторым оценкам, в целом по городу стоимость "выброшенной" таким образом тепловой энергии ежегодно может составлять 7-10 млн. рублей.

Интересные результаты анализа оказались и в газоснабжении. Выяснилось, что расчетная норма потребления в районе измерений завышена более чем на 30%. На протяжении около года приборы показывали один и тот же результат - жители переплачивают за газ треть расчетного тарифа. Если учесть, что потери газа через утечки незначительны из-за того, что утечка газа является серьезной аварией, которая ликвидируется в считанные часы, то логичный вывод напрашивается сам собой. Фактически 30% газа, который жители города регулярно оплачивают, но не получают, является "доходом" предприятия-поставщика. Грубо говоря, если бы у каждого из нас стояли "счетчики", то вместо последнего повышения тарифа на газ на 15% его нужно было бы настолько же удешевить!

Таким образом, уже на первом этапе реализации проекта были определены основные направления экономии знергоресурсов в городе Оренбурге. Определен был и первичный пакет мероприятий по энергосбережению, которые могут привести к реальной экономии:

- монтаж приборов учета тепловой энергии, воды и газа в жилых домах и переход на коммерческий (по приборам) учет потребления энергоресурсов;

- модернизация систем отопления жилых домов, установка регулирующего оборудования на уровне зданий, промывка трубопроводов отопления;

- применение для подогрева воды экономичных теплообменников, оборудование теплообменников приборами автоматической регулировки для работы по независимой от системы центрального отопления схеме,

- заделка швов панельных зданий по новой технологии с применением современных утеплительных материалов;

- установка в подъездах входных дверей с доводчиком и кодовыми замками для сохранения тепла и обеспечения сохранности оборудования;

- освещение лестничных клеток с автоматической системой включения;

- ремонт трубопроводов горячего и холодного водоснабжения;

- улучшение распределения тепла внутри домов путем установки балансировочных и термостатических клапанов, радиаторных отражателей;

- установка в квартирах кранов малого расхода (специально оборудованных смесителей) на кухнях, душевых головок в ванных комнатах, ремонт и регулировка смывных бачков в туалетах.

На втором этапе реализации проекта были выбраны 22 здания для модернизации их с применением вышеназванных технологий. Вместе с этими приборами учета были оборудованы еще 108 жилых домов.

В течение 1998-99 годов приборами учета тепловой энергии были оборудованы все 79 муниципальных центральных тепловых пунктов. Переход на коммерческий учет тепловой энергии положил конец недоразумениям между поставщиком и потребителем тепловой энергии. Оплачивая тепловую энергию по показаниям приборов, город сохранил в бюджете только за отопительный период 1998-1999 гг. около 3 млн. рублей. В противном случае эти средства были бы использованы поставщиками тепловой энергии на покрытие собственных убытков. Кроме этого, за счет средств проекта в городе отремонтировано около 5 километров трубопроводов отопления по новейшей технологии "труба в трубе", использование которой сводит потери тепла к минимуму.

С начала 2000 года подрядные организации приступили к работам по модернизации 96 жилых домов. На каждом из этих зданий будет выполнен определенный набор мероприятий по энергосбережению, установлены приборы учета.

Всего в Оренбурге планируется переоборудовать порядка 750 жилых домов (при капитальных затратах на одну квартиру в 600-1000 долларов США). Это основная часть муниципального жилищного фонда.

    Чего нам это стоит?

Ну а теперь давайте посмотрим на финансирование проекта, что в условиях рыночной экономики является одним из самых интересных моментов. Итак, общая стоимость совместного со Всемирным банком Проекта передачи ведомственного жилищного фонда оценивается в 551 млн. долларов США. Проект финансируется из трех источников.

Во-первых, для реализации проекта Международный банк реконструкции и развития предоставил Российской Федерации заем в размере 300 млн. долларов сроком на 15 лет с отсрочкой погашения основной суммы долга на шесть лет.

Во-вторых, финансирование мероприятий проекта осуществляется за счет местного вклада администраций городов-участников. По предварительным оценкам он составит порядка 249 млн. долларов США. За счет этих средств покрываются затраты на капитальный ремонт переданных от ведомств домов, расходы по подготовке отобранных для проекта зданий к установке необходимого оборудования, организационно-управленческие затраты, переоборудование сетей вне домов, жилищные субсидии для малоимущих, затраты на местные группы реализации проекта, а также все налоги и сборы в рамках проекта.

То есть в данном случае в счет финансирования проекта засчитываются средства, которые город все равно вынужден использовать при передаче ведомственного жилого фонда. И потому, по словам начальника планово-экономического отдела УЖКХ г.Оренбурга Натальи Юматовой, тарифы на коммунальные услуги в городе никак не зависят от наличия данного кредита.

В-третьих, для финансирования проекта могут привлекаться средства грантов (безвозмездных ссуд). Так, с 1997 года городам уже оказывается помощь в реализации жилищных реформ за счет привлечения средств Американского Агентства по международному развитию в размере 2 млн.долларов.

Несмотря на то, что основным заемщиком средств является Российская Федерация, проект реализуется в шести конкретных городах. Поэтому рассчитываться по кредиту будут именно эти города. Гарантом Оренбурга выступила администрация Оренбургской области и теперь несет солидарную ответственность с Субзаемщиком перед Минфином и отвечает за полное и своевременное исполнение городом обязательств по Договору субзайма, включая погашение основной суммы и выплату процентов. Льготный период для города (период, в течение которого он будет выплачивать только проценты), составляет 6 лет. Погашение основного долга начнется с 7-го года и будет производиться равными полугодовыми платежами в течение 8 лет. Общий срок субзайма для города Оренбурга - 14 лет.

В соответствии с условиями Соглашения о займе возврат 290 млн. долларов из общей суммы средств займа Всемирного банка берут на себя города-участники проекта, а 10 млн. долларов - федеральный бюджет. А вот как распределились средства займа между городами-участниками проекта:

Распределение средств займа между городами-участниками проекта (в млн. долларов США по состоянию на 01.03.2000 г.)

Рязань Оренбург Владимир Петрозаводск Череповец Волхов

69,75 69,75 64,3 41,1 32,2 12,9

Итого: 290

При этом в ходе использования займа в город не поступает "живых" денег. Расходование средств происходит путем оплаты контрактов, заключаемых городом в рамках проекта. Основная часть средств находится на счете займа, открытого Всемирным банком в США. Платежи по крупным контрактам оплачиваются подрядчикам напрямую с этого счета. Оплата небольших сумм в рамках проекта производится со специального счета, открытого для этих целей в коммерческом банке в Москве. Пополнение спецсчета осуществляется по заявкам Фонда по реструктуризации предприятий, выполняющего функции Центральной группы реализации проекта.

Разумеется, несмотря ни на какие льготы, кредит все же придется возвращать. Однако население вряд ли это почувствует.

Весь возврат будет осуществляться только за счет экономии. Когда переоборудование закончится, то тарифы на коммунальные услуги должны снизиться. Но население какое-то время будет платить по-старому. И вот за счет возникающей "дельты" и будут возвращены кредиты.

Ну а пока реализация проекта идет в Оренбурге полным ходом. Как сообщили нам в местной группе реализации проекта, сейчас действует два контракта:

1. "ААВ" - подрядчик "Нефтегазсторой" - модернизация 96 жилых домов. Стоимость контракта - 8 млн. долларов. Освоено на 29.08.2000 около 15% (1,2 млн.). Срок исполнения до начала 2002 года;

2. "Импульс" - подрядчик "Ниппон Стил Трейдинг" - строительство мини-котельной на ул.Ногина, 90. Мощность котельной 2 МВт. Стоимость контракта 265,3 тыс. долларов. Срок сдачи объекта - к началу отопительного сезона 2000-2001 года (октябрь).

Кроме того, сейчас ведется подготовка документации к торгам на закупку узлов учета (для 300 жилых домов торги состоятся 20 сентября, а для 302 домов - 3 октября). Уже подготовлена документация к тендеру по закупке труб на 21,6 км теплотрасс и 11,6 км водопровода. Начало продажи документации - 10 октября.

Также ведется аудит для подготовки тендерной документации к торгам по модернизации 314 жилых домов и аудит по закупке трех районных котельных, которые будут располагаться: в восьмом квартале четвертого теплового района (пр.Гагарина, 8а), на переулке Матросском и в районе РТП (район Кузнечного поселка). Эти котельные намного мощнее тех, что сооружены на Самолетной и Ногина, и оцениваются в миллион долларов каждая.

Фото Ларисы Терентьевой.

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.