Новости

По информации городского управления пассажирского транспорта, автобусы начнут курсировать до дач и обратно со вторника, 30 апреля. Соответствующее постановление подписано Главой Оренбурга Сергеем Салминым.

27 апреля

27 апреля, по всей стране проводится Всероссийский субботник в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда», инициированного Президентом России Владимиром Путиным.

27 апреля

В Оренбурге приступили к наведению санитарного порядка после прохождения паводка. Для удобства жителей организованы дополнительные площадки временного складирования мебели, предметов быта, пришедших в негодность в результате паводка, и мусора, в том числе крупногабаритного.

26 апреля

В работах задействованы сотрудники МЧС России. При помощи мобильных комплексов спецобработки они дезинфицируют улицы, детские площадки, придомовые и другие территории Оренбурга, попавшие в зону подтопления. Всего специалистами продезинфицировано более 70 домов и придомовых участков и более 752 тысяч квадратных метров площади (это придомовые площадки и скверы, дороги, тротуары и иные территории).

26 апреля

Массовая акция по наведению чистоты состоялась в областном центре сегодня, 26 апреля, в рамках весеннего месячника благоустройства и озеленения.

26 апреля




Поговорим!

-----

Иван Подшибякин

Известно, что городской бюджет на нынешний год принят с дефицитом. Это значит, что жизненно важные отрасли городского хозяйства не получат в полной мере средства, необходимые для его нормального функционирования и развития. Новая команда администраторов, едва приступив к работе, столкнулась не только с трудностями переходного периода, но и с последствиями административной деятельности своих предшественников. Говорят, что не ошибается тот, кто ничего не делает. Однако анализ сделанного за прошедшие годы наталкивает на мысль о том, что интересы города и горожан не были главными в финансовой и хозяйственной деятельности городских чиновников.

Фонд, который лопнул

Поздней осенью, уже после выборов главы города Оренбурга, в зале администрации собрались предприниматели. Говорили о том, что малый бизнес должен "вытянуть" всю экономику, наполнить казну, решить многие социальные проблемы (именно так все происходит в развитых странах). Но для того чтобы вся эта благодать стряслась, нужно перво-наперво поставить на ноги сам малый бизнес. И тут некоторые из собравшихся с сожалением вздохнули о безвременно ушедшем муниципальном Фонде поддержки малого предпринимательства. Говорили, что это одна из немногих структур, которая что-то делала для предпринимателя. И вдруг Фонд закрыт. Многим, рассуждавшим так, наверное, было невдомек, что Фонд с самого начала работы новой горадминистрации оказался под ее пристальным вниманием. И не случайно. Контрольно-ревизионное управление Минфина по Оренбургской области обнаружило в деятельности Фонда многочисленные нарушения закона, приведшие к безвозвратной потере бюджетных денег.

А был ли Фонд?

Собственно говоря, можно сказать, что муниципального Фонда поддержки малого предпринимательства у нас никогда не было (поэтому новая администрация упразднила лишь фантом!). То есть была, естественно, зарегистрирована такая организация, была печать, бухгалтер, секретарша с директором. Был даже организован процесс выдачи кредитов, но... Фонд к этим кредитам имел отношение весьма и весьма опосредованное. Так, в 1997 году из 44 миллиардов рублей (дело было до деноминации) непосредственно через счета Фонда прошло всего... 300 млн. рублей или 0,7 процента! "Средства (0,7%), прошедшие через счет Фонда, говорят о его принадлежности к самой низкой категории кредитных организаций, что создает дополнительные сложности в работе с банками", - признает директор Фонда Леонид Прунь в своей служебной записке на имя главы города от 13.03.98 г.

И тут возникает несколько вопросов. А кто был тем добрым "дядей", который перечислял деньги? И если средства не попадали на счета Фонда, то какое они к Фонду имеют отношение? И кто же в конце концов принимал решение о направлении финансовых потоков в нужном направлении?

К сожалению, на последний вопрос вряд ли можно дать по-военному четкий ответ (можно лишь сделать определенные выводы). А вот механизм перечисления средств директор Фонда Леонид Прунь очень понятно описал в Пояснительной записке по результатам проверки старшим контролером-ревизором отдела КРУ МФ РФ в г. Оренбурге А.Г. Дементьевым, которая почему-то была направлена начальнику правового обеспечения и взаимодействия с административными органами администрации В.Г. Новикову:

"Особо хотелось бы отметить то, что за время существования Фонда сложилась практика, когда финансовое управление сначала перечисляло деньги заемщику, а Фонд "задним числом" оформлял кредитный договор и пакет документов, необходимых для инвестирования. В связи с этим заемщик не был заинтересован в должном оформлении документов и, тем более, гарантийных обязательств по обеспечению возвратности выделенных средств.

Исходя из вышеуказанного, Фонд только номинально является кредитной организацией, а все возвратные средства, минуя наш счет, напрямую перечислять финансовому управлению".

Кредиты можно не возвращать...

Отсюда становится очевидным, что добрым "дядей" было финансовое управление горадминистрации, которое по определению может распоряжаться лишь бюджетными деньгами (соответствующие "строчки" в бюджетах всех лет имелись). А раз деньги бюджетные (в советские времена говорили - народные), то чиновники обязаны были тратить их очень рачительно! Но на деле все получалось иначе. Приведем лишь один небольшой пример, случившийся с АОЗТ "Димур". Это предприятие получило в 1997-98 годах, во-первых, кредит в "Мосбизнесбанке" на сумму 1570 тысяч рублей под гарантии администрации Оренбурга (соответствующее решение горсовета имеется), да еще 2700 тысяч через муниципальный Фонд поддержки малого предпринимательства. Ну а что от этого получил город, можно узнать из письма начальника финуправления главе города (ь1-4н-05-09 от 08.06.1999 г.).

"В результате того, что обязательства по кредитным договорам АОЗТ "Димур" не исполняет, проценты за пользование кредитными средствами за период с 1997 года до настоящего времени погашались из средств местного бюджета и составили 3261,1 тыс.руб. Таким образом, долг за АОЗТ "Димур" перед бюджетом города по состоянию на 01.06.99 г. составил:

- основной долг в сумме 2700 тыс.руб.;

- проценты за пользование кредитными ресурсами в сумме 3261,1 тыс.руб., из них 1485,5 тыс.руб. были сняты с бюджетного счета платежным требованием, выставленным филиалом МББ "Оренбургская дирекция";

- штрафные санкции в сумме 1574,4 тыс.руб.

Итого: 7446,6 тыс.руб.

В счет восстановления уплаченных процентов из бюджета города муниципальным Фондом поддержки малого предпринимательства были выставлены инкассовые поручения к расчетному счету АОЗТ "Димур" на общую сумму 1459,1 тыс.руб., которые до сегодняшнего дня остались без исполнения из-за отсутствия средств на расчетном счете. Кроме того, 10.02.99 г. была предъявлена претензия на сумму 984,8 тыс.руб., но ответа со стороны АОЗТ "Димур" не последовало.

Дополнительное соглашение от 15.04.99 г. к договорам ь29 и ь43 в части возврата кредита в срок до 25.05.99 г. в сумме 300 тыс.руб. также АОЗТ "Димур" не исполняется".

Очевидно, что при соответствующей проверке финансового состояния "Димура" ничего подобного с бюджетными деньгами приключиться не могло. Хотя такая проверка все же была. Но состоялась она... 5 ноября 1999 года. Проводилась начальником отдела денежного обращения ценных бумаг и финансовой сферы услуг финуправления города Н.А. Ефремовой и главбуха муниципального Фонда поддержки малого предпринимательства О.В. Назаровой на предмет "финансового состояния ООО "Печатный дом "Димур" с целью выявления возможностей по исполнению своих обязательств по договорам займов на общую сумму 4270 тыс.руб. по наступившим срокам уплаты". Проверяющие выяснили, что за 10 месяцев 1999 года "Димур" реализовал продукции всего на 1217,6 тыс.руб. Отсюда вывод: "Перспективы развития производства с учетом имеющихся мощностей у предприятия есть, но нет платежеспособных заказчиков.

В настоящее время ведутся поиски заказчиков, расположенных за пределами региона и даже за границей. Но это дело требует времени.

Таким образом, в ближайшее время возможности для исполнения своих обязательств по погашению заемных средств у предприятия нет".

Получается, что городской бюджет в итоге теряет 4 млн. 270 тысяч рублей, а директору Фонда Леониду Пруню только и остается, что фанатично писать в адрес руководителя "Димура" Зинаиды Мурашко устрашающие письма типа:

"Доводим до Вашего сведения, что срок возврата средств по кредитным договорам ь29 от 10.12.97 г.; ь43 от 06.04.98 г. истек 01.11.99 г., а также Вами не выполняются обязательства в части оплаты процентов и пени за пользование выделенными средствами. На 1 февраля текущего года (письмо датировано 07.02.2000 г.) общая задолженность составляет 9220,7 тыс.руб. (расчеты прилагаются). В связи с этим предлагаем Вам срочно погасить образовавшуюся задолженность, в противном случае мы вынуждены будем, поставив предварительно в известность главу города, обратиться в суд".

Своя рука - владыка

Однако подобные "страшилки" вряд ли смогут испугать сколько-нибудь серьезного товаропроизводителя. Ну если он не давал никаких гарантий (см. выше), то почему нужно бояться суда? К тому же сам Фонд в принципе не может подать заявление в суд. И в упомянутой Служебной записке господин Прунь это признает:

"Фонд не сможет выступать в арбитражном суде в качестве истца, так как его письмо в адрес финансового управления не является основанием для возбуждения дела (в юридической практике признаются только банковские документы)".

После таких пассажей удивление вызывает уже то, что находились предприятия, которые возвращали деньги в Фонд. Так, по итогам работы в 1997 году из 13 прокредитованных организаций две (МПОРТ "Плодбаза "Дзержинская", частн. предприниматель Гончаренко) своевременно вернули кредит, а пять (адвокатская фирма "Виктория", частный предприниматель Мартусенко из Новотроицка (!), АОЗТ "Самэр", ЗАО "КФ "Ликос", ОАО "Оренбургский комбикормовый завод") частично возвращали проценты, причем, как правило, в форме взаимозачетов. Остальные, как и следовало ожидать, ничего возвращать не собирались, ограничиваясь лишь письмами с просьбой о продлении кредитных договоров.

Всего же за время своего существования Фонд выдал кредитов на сумму 81190,7 тысячи рублей, из которых на 1 октября 2000 года вернулось лишь 22633,2 тысячи рублей. Если же смотреть на то, сколько были должны Фонду, то цифра еще более впечатляет. На 1 сентября прошлого года общий долг предприятий заемщиков составлял - 216 миллионов 238,2 тыс.рублей, в том числе:

- сумма основного долга - 59158,9 тыс.рублей;

- задолженность по процентам за пользование кредитом - 47192,3 тыс.руб.;

- задолженность по пене - 105363,8 тыс.руб.;

- 3% на покрытие расходов Фонда - 4523,2 тыс.руб.

Но самое интересное то, что 63 млн. 381 тыс. рублей (78 процентов) кредитных средств было выдано предприятиям, отношения к малому бизнесу не имеющим! Это такие организации, как: ЗАО ПК "Радуга", ОАО "Оренбургский комбикормовый завод", МП МОБ "Дзержинская", ТОО "Фирма "Оренбургстройматериалы", ЗАО ФК "Промышленная".

И именно благодаря средствам, которые предназначены были предпринимателям, в ЗАО ПК "Радуга" появилось оборудование для переработки молока, итальянские линии для производства макаронных изделий, спагетти и лапши, а также реконструировалась теплица. На комбикормовом заводе появились мельницы хлебопекарного и макаронного помола (также итальянского производства). "Оренбургстройматериалы" завершили строительство цеха по производству кирпича по проекту "Беслер" (США).

Любопытно, что именно четыре из пяти этих фирм (ФК "Промышленная" долгов перед Фондом не имеет) не торопились платить по счетам. Но в конечном итоге оказалось, что для них были уготованы другие возможности по погашению долгов. Так, из 10 млн. 332,4 тысячи рублей, выданных ТОО "Фирма "Оренбургстройматериалы", два миллиона были возвращены согласно распоряжению главы города ь427-р от 12.02.1999 г. о введении в состав учредителей КУИ г. Оренбурга с долей, равной 12,22%. Смущает здесь тот факт, что номинальная стоимость пакета - 38827,34 рубля.

А 22.09.2000 года комиссия по реструктуризации задолженности предприятий и организаций в городской бюджет разрешила не только реструктуризировать ЗАО ПК "Радуга" ее задолженность (26232,6 тыс.руб.) перед Фондом, но и списать этой компании, а также ОАО "Оренбургский комбикормовый завод" проценты за кредит и пеню за несвоевременное погашение кредита. А с ООО "Агрофирма "Промышленная" была списана пеня.

Общая сумма списания составила 81041,4 тыс.рублей, в том числе:

ЗАО ПК "Радуга" - 35075 тыс.рублей;

ООО "Агрофирма "Промышленная" - 926,4 тыс.рублей;

ОАО "Оренбургский комбикормовой завод" - 45040 тыс.рублей.

После этого "мероприятия" общая сумма долга заемщиков резко уменьшилась и на 1.10.2000 г. составляла 137558,3 тыс.рублей (средства с истекшим сроком возврата - 93,6 млн. руб.). Вероятно, впоследствии данная схема могла повториться, но тут грянула проверка КРУ Минфина и появилось предложение руководителя данного учреждения Юрия Просвиркина "принять меры к ликвидации данного Фонда или внести изменение в его Положение". Новая администрация города выбрала первое. Таким образом был ликвидирован один из отводных финансовых каналов, который вместо поддержки малого предпринимательства занимался чем-то другим. Напомним, что именно в 1997-98 годы врачам, учителям и другим бюджетникам зарплату выплачивали с большим опозданием.

Продолжение следует.

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.