Новости

По информации городского управления пассажирского транспорта, автобусы начнут курсировать до дач и обратно со вторника, 30 апреля. Соответствующее постановление подписано Главой Оренбурга Сергеем Салминым.

27 апреля

27 апреля, по всей стране проводится Всероссийский субботник в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда», инициированного Президентом России Владимиром Путиным.

В Оренбурге приступили к наведению санитарного порядка после прохождения паводка. Для удобства жителей организованы дополнительные площадки временного складирования мебели, предметов быта, пришедших в негодность в результате паводка, и мусора, в том числе крупногабаритного.

26 апреля

В работах задействованы сотрудники МЧС России. При помощи мобильных комплексов спецобработки они дезинфицируют улицы, детские площадки, придомовые и другие территории Оренбурга, попавшие в зону подтопления. Всего специалистами продезинфицировано более 70 домов и придомовых участков и более 752 тысяч квадратных метров площади (это придомовые площадки и скверы, дороги, тротуары и иные территории).

Массовая акция по наведению чистоты состоялась в областном центре сегодня, 26 апреля, в рамках весеннего месячника благоустройства и озеленения.

На лодках – до Каспия

-----
Сегодня мы с горечью говорим об экологической катастрофе, постигшей Урал, о беспредельном обмелении и мусоре на его берегах, о почти полном исчезновении рыбных ресурсов. А ведь сравнительно недавно самая длинная в Европе после Волги и Дуная река в окрестностях Оренбурга была пригодной даже для теплоходной навигации. А оренбургские мальчишки и девчонки не раз отправлялись на шлюпках в далёкое путешествие к устью Урала и даже выходили в Каспийское море. На днях в областном центре встретились участники шлюпочного похода, состоявшегося аж в 1954 году. Один из них – Юрий Петрович Перепёлкин поделился воспоминаниями с «Вечёркой».
- Решение отправиться в длительный поход созрело не сразу. До него были плавания только однодневные. Идея возникла у военрука Чкаловского топографического техникума, участника Великой Отечественной войны Бориса Григорьевича Коростина. Была подобрана группа из 45 студентов 1-го и 2-го курсов, членов ДОСААФ.
Теоретические и практические занятия проводников мы проходили в морском клубе ДОСААФ на берегу Урала около пешеходного моста на Беловке. Изучали правила плавания на водах, азбуку Морзе, лоцманские карты и технику безопасности. Практические занятия заключались в плавании на 4-х и 6-вёсельных шлюпках.
14 августа 1954 года был общий сбор, где объявили, что отплытие состоится завтра. Утром перед участниками похода с напутственной речью выступил директор техникума товарищ Ворошилов и представители общества ДОСААФ. Проводить в плавание прибыли родители, учащиеся, друзья и знакомые. Погода была пасмурной, моросил дождь, но настроение у всех приподнятое, боевое, ведь уходили в плавание на целый месяц! Плыли мы на трёх четырехвёсельных шлюпках и одной шестивёсельной, которая могла идти под парусами. Запасом продовольствия нас снабдили профком техникума и общество ДОСААФ. Состояло оно из круп, лапши, рыбных и мясных консервов, а кухонная посуда из 4-х десятилитровых эмалированных вёдер, металлических походных кастрюлек, чашек и ложек. Кухонным хозяйством заведовали восемь «морячек», как мы их называли.
Хотя и готовились, но первые дни плавания оказались не совсем удачные. У большинства гребцов руки оказались все в кровяных мозолях, приходилось мазать йодом и обматывать бинтами. Но потом всё прошло.
Ночевали мы в палатках военного образца. На долю ребят выпало приносить воду, разжигать и поддерживать костёр и ловить рыбу. За Илеком рыбалка была особенно удачной. Ловили леща, сазана, судака, язя и другие виды рыб. Так что у нас была всегда прибавка в виде ухи и жареной рыбы.
За Илеком по берегам нам встречались посёлки Чапаево, Калмыково, Кулагино и другие. В посёлке Чапаево посетили памятник знаменитому герою Гражданской войны Василию Ивановичу Чапаеву. Местные показали даже обрыв Урала, откуда он якобы бросился в воду.
Во всех этих посёлках мы устраивали товарищеские спортивные встречи с местным населением по волейболу, гребле, шахматам и шашкам, проводили беседы об организациях ДОСААФ.
Наш поход должен был проходить строго по графику, и, обнаружив, что опаздываем на встречу в Уральск, нам пришлось плыть ночью. Впереди шёл шестивёсельный «баркас» с зажжёнными керосиновыми лампами (так требовали морские правила). Но это нас не спасло, и в темноте мы с ходу основательно сели на середине реки на мель. Пришлось всей командой прыгать из шлюпок и с криками «Эй, ухнем!» стаскивать нашего «флагмана» на глубоководье. Несколько часов в полной темноте мы занимались «бурлацкой» работой, но всё было бесполезно. Под утро связались по рации с морским клубом г. Уральска, и нам на подмогу выслали катер. Сняв с мели, он взял нас на буксир, доставил к городскому речному пирсу, где уже поджидали члены морского клуба.
От Уральска и до Гурьева река становилась полноводнее, шире и глубже. Мы даже плыли на шестивёсельной шлюпке под парусами, но берега скучнели и превращались в пустынный пейзаж.
Вот наконец город Гурьев и причал водной станции спортобщества «Нефтяник». За 28 ходовых дней мы прошли 1351 километр. Переход Чкалов - Гурьев освещала местная газета «Прикаспийская коммуна» за 15 сентября 1954 года.
На другой день по приезде мы отправились в морской рейд на Пешные острова. Сопровождали нас на выходе в Каспий два морских катера. Мы подплыли к рыболовному сейнеру, рыбаки встретили с большим гостеприимством. Нам преподнесли огромный таз жареной красной рыбы. Чудесные воспоминания об этом остались на всю жизнь. Мы увидели настоящие рыболовные снасти, спустились в кубрики, осмотрели корабль. Побывали мы и на рыбозаводе в цехах с морозильными камерами. Содержимое этих камер нас поразило: в огромных морозильниках на крючках висели туши осетров, белуг, белорыбиц длиной более человеческого роста и весом до 200 килограммов.
Отдохнув ещё денёк, шлюпки и утварь мы загрузили на железнодорожные платформы, а сами сели на пассажирский поезд.
С тех пор прошло уже 56 лет. Недавно состоялась встреча участников похода, которые проживают в Оренбурге. Как идёт время! Разве можно было узнать 15-16-летних участников похода в семидесятилетних бабушках и дедушках с внуками и правнуками? Бывшие участницы и участники после окончания техникума разъехались по всей стране.
Немногие собрались, но и те, кто не смог приехать, мы уверены, помнят и родной Урал, и наше детство, и незабываемый поход, который нынешние мальчишки и девчонки смогут представить себе лишь как сказку.
Фото из личного архива Юрия Перепёлкина.