Новости

По информации городского управления пассажирского транспорта, автобусы начнут курсировать до дач и обратно со вторника, 30 апреля. Соответствующее постановление подписано Главой Оренбурга Сергеем Салминым.

27 апреля

27 апреля, по всей стране проводится Всероссийский субботник в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда», инициированного Президентом России Владимиром Путиным.

27 апреля

В Оренбурге приступили к наведению санитарного порядка после прохождения паводка. Для удобства жителей организованы дополнительные площадки временного складирования мебели, предметов быта, пришедших в негодность в результате паводка, и мусора, в том числе крупногабаритного.

26 апреля

В работах задействованы сотрудники МЧС России. При помощи мобильных комплексов спецобработки они дезинфицируют улицы, детские площадки, придомовые и другие территории Оренбурга, попавшие в зону подтопления. Всего специалистами продезинфицировано более 70 домов и придомовых участков и более 752 тысяч квадратных метров площади (это придомовые площадки и скверы, дороги, тротуары и иные территории).

26 апреля

Массовая акция по наведению чистоты состоялась в областном центре сегодня, 26 апреля, в рамках весеннего месячника благоустройства и озеленения.

26 апреля




Судьба или неиспользованный шанс?

+----
Геополитические риски развития региона
Анатолий Прусс, политолог
За всю историю существования Оренбург неоднократно оказывался в центре геополитических устремлений России.
От основания приграничной крепости до строительства железной дороги прошло немногим более века. С момента включения стальной магистрали в экономический оборот до пуска в эксплуатацию газоперерабатывающего завода и возведения современного научно-учебного комплекса с технопарком – столько же времени. Казалось бы, удачное географическое положение предоставляло городу уникальные возможности.
Геополитические риски развития региона
Анатолий Прусс, политолог
За всю историю существования Оренбург неоднократно оказывался в центре геополитических устремлений России.
От основания приграничной крепости до строительства железной дороги прошло немногим более века. С момента включения стальной магистрали в экономический оборот до пуска в эксплуатацию газоперерабатывающего завода и возведения современного научно-учебного комплекса с технопарком – столько же времени. Казалось бы, удачное географическое положение предоставляло городу уникальные возможности.
Интересно, что такая ситуация вначале складывалась не чаще, чем раз в столетие. Но с развитием цивилизации время «сжимается». От появления регионального космодрома и участия в международной программе коммерческих запусков спутников связи с использованием отработавших своё ракет стратегического назначения до возведения серии крупных торговых комплексов и обсуждения проекта международного транспортного коридора прошёл в десять раз меньший срок. Благоприятными для технологического прорыва условиями регион так и не смог воспользоваться. В чём же причины исторического парадокса?
Первый шанс стать крупной торговой факторией страны на юго-восточном направлении появился в середине XVIII века. В рассечённой караванными путями бескрайней степи был возведён город–воин, с энергичным казачеством, смешением языков и религий и небывалой для того времени толерантностью.
Хотя Оренбург и основывался для «налаживания торговли с азиатскими народами», главное его предназначение всё же заключалось в подготовке включения огромных пространств в состав Российской империи. Оренбург рос медленно. Спустя сто лет после основания российского форпоста в Азии здесь проживало немногим более сорока тысяч человек, причём большинство из них были солдаты и офицеры крепостного гарнизона.
Первое столетие своего существования город не смог вырваться из «убожества провинциальной дремоты» и как международная торговая фактория не состоялся. Однако главная причина крылась не в экономике. Просто геополитическая задача, поставленная во время персидских походов Петром I, была выполнена. В центре киргиз-кайсацкой орды возник российский город, ставший «ключом и вратами» в Азию.
После этого значение города резко снизилось. Советские исследователи объясняли это явление исключительно возрастанием меновой торговли в соседнем Троицке. В советское время Челябинск, бывший уездный городок Оренбургской губернии, сумел стать экономически и административно самостоятельным. Со строительством Ириклинской ГРЭС судоходное значение Урала в районе Оренбурга было утрачено, а центр транзитной торговли переместился в Самару. Заниматься очисткой Урала, по мнению экспертов, проблематично, поскольку река является водным объектом федерального значения. Между тем сегодня вновь появилась возможность оживить водную магистраль, но для этого необходимо попасть в специальную программу финансирования мероприятий, связанных с очисткой и восстановлением рек.
Начиная с середины XIX века широко обсуждается проект сооружения железной дороги в Среднюю Азию. Паровоз, впервые показавшийся на рубеже азиатских степей, дал надежду на их оживление, на продолжение рельсового пути в Туркестан и Индию. Со строительством Ташкентской железной дороги в конце XIX века началось заметное оживление экономической жизни. В конце XIX - начале XX вв. через территорию края были проложены железные дороги от Челябинска до Владивостока и от Оренбурга до Ташкента. Они связали наш край не только с Центральной Россией, но и с Сибирью и Средней Азией. В 1914 году в Оренбурге проживало сто тысяч человек, и город входил в тридцатку наиболее крупных городов Российской империи. Исходя из стратегических интересов страны, первая стальная магистраль должна была соединить Ташкент с восточным побережьем Каспийского моря. Но железная дорога как экономически значимая транспортная артерия не удалась. Стратегический проект в очередной раз не получил дальнейшего развития. Сооружение Закаспийской железной дороги подорвало транзитное значение Оренбурга в отношении продвижения азиатских товаров.
Геополитические риски начала 90–х годов XX века вылились в политическую нестабильность, развал СССР и очередную потерю возможности технологического прорыва. В итоге железнодорожные грузы из России в Китай идут через казахстанскую Астану. Авиастроение в силу ряда причин также не стало основой для мощных инвестиционных проектов. К тому же в смутные годы «перестройки» активы оренбургских предприятий были энергично распроданы, при этом вопрос о производстве местной продукции и организации трансконтинентальных товарных потоков отпал сам собой.
Очередную возможность стать крупным промышленным центром Оренбург получил в 70-е годы прошлого века. В ходе строительства газоперерабатывающего комплекса население Оренбурга резко выросло. Однако в результате развала союзного государства крупное месторождение газа оказалось за пределами российской экономической системы, а население областного центра заметно уменьшилось. Оренбуржье вновь оказалось в стороне от инновационного развития.
После трансформации местного филиала Куйбышевского политехнического института в современный университет классического типа вновь появилась надежда. Но, к сожалению, в президентскую программу федеральных университетов наш город по ряду причин не вошёл. Была у оренбургских учёных интересная идея создать центр производства высококачественного зерна – пшеницы твёрдых сортов. Увы, и тут нас обошёл соседний Челябинск, сумевший обеспечить собственных производителей условиями для более динамичного развития. Челябинский бизнес сумел сломать стереотип представления о сельском хозяйстве как «чёрной дыре». Макаронная империя «Макфа» вывела соседнюю область на орбиту большой политики. Предприниматель стал мэром областного центра, а затем и губернатором. Эта управленческая модель приносит соседнему региону вполне ощутимые результаты.
И дело здесь не столько в уровне развития науки, сколько в отсутствии устойчивости менеджмента. Едва достигнув определённой финансовой самостоятельности, бизнес активно включается в политику. В результате разрушается принцип системного подхода к формированию региональной элиты. Эта тенденция настораживает. Ведь сегодня для принятия политических программ и оперативных решений требуется мобилизация лучших интеллектуальных сил, политика становится сложным наукоёмким процессом.
В конце прошлого века в космонавтике использовалась пятая часть потребляемого в стране гелия. Предприятие «Газпром добыча Оренбург» производит сто процентов российского гелия. В ядерной и термоядерной энергетике, других системах с использованием явления сверхпроводимости, медицине гелий нельзя заменить другими веществами. Ожидается, что в долгосрочной перспективе резко увеличится потребление гелия для создания дыхательных смесей. Тем более что за последние десять лет одновременно с истощением сырьевой базы природного газа в других странах у нас происходил прирост запасов гелия. Смена региональной политической элиты летом 2010 года усилила интерес крупных зарубежных фирм к Оренбуржью. Особенно к такой высокотехнологичной продукции региона, как гелий. Проявлен интерес к сотрудничеству по реализации ряда высокотехнологичных проектов, в том числе андронного коллайдера, ведь половина гелия, используемого на швейцарском ускорителе, поставляется из Оренбуржья.
В начале XXI века в Оренбурге построены современные рыночные терминалы. В регионе прописались известные торговые сети – «Магнит», «Метро», «Мосмарт», «Полушка»… На первый взгляд – прорыв. Однако на практике созданы барьеры для развития небольших специализированных магазинчиков, позволяющих предпринимателю не только работать без помощи государства, но и создавать надёжный семейный бизнес. Увы, в массовом сознании всё более правит бал иждивенческая психология, доминирует потребительское отношение к труду. Импортные товарные потоки создают иллюзию вечного благополучия.
Осенью текущего года у региона забрезжил новый шанс. Открывая у нас первое в стране президентское кадетское училище, Президент России выразил надежду, что здесь будут проходить учёбу настоящие патриоты. Этот проект опирается на прочную историческую основу, дающую уникальную возможность получить представителей высшего эшелона элиты, штучно подготовленных в интересах будущего новой России. Ведь ещё в ХIХ веке в Оренбурге было создано юнкерское, а в советский период размещались прославленные военные учебные заведения.
Итак, политическая воля и стратегия развития у региона есть. Способна ли экономика быстро, в кратчайший исторический срок, создать высокотехнологичные продукты и выйти с ними на внешние рынки? Каковы при этом имеющиеся ресурсы и риски? Основные из них - это экологические последствия Тоцкого атомного взрыва и сопутствующие им техногенные риски; дефицит пресной воды и изменение агроклиматических условий жизни, катастрофически мелеющая трансграничная река Урал, растянутость территории, фрагментарность информационного пространства, государственная граница и сопутствующий этому обстоятельству наркотрафик. В свою очередь глобализация объективно уменьшает возможности соседних государств по обеспечению их устойчивого развития. Поэтому бизнес большинства соседних с нами азиатских стран сегодня ориентирован преимущественно не на создание коммуникационных коридоров Евразии, а на Китай. Оренбуржье вновь, как и более двух веков назад, стало участником большой геополитической игры. Использует ли оно предоставленные возможности?
Комментарии
13 января 2015 г.
Имя: Анна
Потрясающая статья! Очень глубокий, системный, охватывающий все сферы жизни анализ шансов в истории Оренбуржья.
Очень хочется жить в городе-миллионнике Я думаю, мы всё-таки прорвемся!..
Ответить
13 января 2015 г.
Имя: Елизавета
Да, я тоже хочу, чтобы Оренбург был одним из самых классных городов. Интересно, почему здесь практически не развито многоэтажное строительство? (По типу Москва-Сити).
Ответить

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.