Новости

По информации городского управления пассажирского транспорта, автобусы начнут курсировать до дач и обратно со вторника, 30 апреля. Соответствующее постановление подписано Главой Оренбурга Сергеем Салминым.

27 апреля

27 апреля, по всей стране проводится Всероссийский субботник в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда», инициированного Президентом России Владимиром Путиным.

27 апреля

В Оренбурге приступили к наведению санитарного порядка после прохождения паводка. Для удобства жителей организованы дополнительные площадки временного складирования мебели, предметов быта, пришедших в негодность в результате паводка, и мусора, в том числе крупногабаритного.

26 апреля

В работах задействованы сотрудники МЧС России. При помощи мобильных комплексов спецобработки они дезинфицируют улицы, детские площадки, придомовые и другие территории Оренбурга, попавшие в зону подтопления. Всего специалистами продезинфицировано более 70 домов и придомовых участков и более 752 тысяч квадратных метров площади (это придомовые площадки и скверы, дороги, тротуары и иные территории).

26 апреля

Массовая акция по наведению чистоты состоялась в областном центре сегодня, 26 апреля, в рамках весеннего месячника благоустройства и озеленения.

26 апреля




«Даже русская царица здесь была…»

-----
«Даже русская царица здесь была…»

Около пяти тысяч оренбуржцев познакомились с оперной версией судьбы Екатерины Великой
Ольга Мялова

- С Оренбургом мы дружим давно. Красивый город с замечательными людьми, в котором я всегда окружён теплом и с которым ощущаю крепкую родственную и духовную связь… В этот раз я приехал не один – привёз супругу, и она тоже в восторге от Оренбурга, - признался известный российский композитор, народный артист России Давид Тухманов.

Культурную жизнь Оренбурга на прошлой неделе ознаменовали не только майские праздники, но и визит композитора Тухманова. Вместе с маэстро – автором множества популярных песен, оперетт, музыки к общелюбимым фильмам и, наконец, гимна Оренбурга - в наш город прибыли авторы либретто «Царицы» - Юрий Ряшенцев и Галина Полиди, президент Фонда просвещения "МЕТА" компании "УралСиб" Валентина Сигаева, а также сто шестьдесят артистов труппы Московского музыкального театра "Геликон-опера".
4 мая авторы и постановщики оперы провели пресс-конференцию в областном драматическом театре имени Горького. А 6 мая состоялась тёплая, дружественная встреча Тухманова с руководством города.

- Когда мы узнали, что музыку к гимну Оренбурга напишет сам Давид Тухманов, а текст – Энтин, нашей радости не было предела! – вспоминает Глава города Юрий Мищеряков. – Помню, как в ноябре 2006 года я спешил в областную филармонию на презентацию гимна. После первого прослушивания зал поднялся, многие держали платочки у глаз… Что и говорить, оренбуржцы любят и уважают Тухманова. На днях мы чествовали участников Великой Отечественной войны, играли «День Победы», и я обмолвился, что в этот же день встречаюсь с композитором… Весь зал закричал: «Низкий поклон ему!».

Любовь оренбуржцев к композитору Тухманову взаимна. Вот доказательство: 5 и 6 мая в СКК «Оренбуржье» прошла долгожданная премьера – «Царица», - и это первая демонстрация оперы Давида Тухманова в российском регионе.

Прибыла со свитой
- Пять лет назад Давид поделился со мной новой идеей: «Хочу написать оперу о мудрой правительнице и любящей женщине Екатерине Второй». Свой замысел Тухманов впервые открыл мне… в оренбургском аэропорту, когда мы улетали после презентации гимна. Так что «Царица» - в каком-то роде продолжение нашей дружбы с Оренбургом, - рассказывает Юрий Ряшенцев. – Оперу Тухманов написал, а вот на постановку его вдохновил друг, народный артист РФ Лев Лещенко…

Уникальное по своему масштабу и красоте зрелище в постановке народного артиста СССР Юрия Бертмана и Московского музыкального театра "Геликон-опера" оренбуржцы, вдохновлённые анонсом, ждали несколько месяцев. В итоге «Царица» во всей красе предстала перед нами 5 и 6 мая в спортивно-культурном комплексе «Оренбуржье».

Вначале многие ценители музыки (да и сами постановщики) долго сомневались – будет ли опера достойно исполнена в нетеатральном помещении? Однако второго концертного зала, подходящего по габаритам и акустике, в Оренбурге не нашлось. Да и сомнения не подтвердились – на арене спорткомплекса хватило места и для обширной сцены, и для грандиозных декораций, воссоздающих убранство Большого зала Екатерининского дворца, наружного фасада дворца в Царском Селе и альковных комнат Екатерины Великой (для их монтажа и светотехники в спорткомплекс была приглашена группа скалолазов-высотников). Акустика же позволила солистам работать без микрофонных гарнитур (даже на премьере оперы в Государственном Кремлёвском Дворце микрофоны были необходимы)… Так что оренбургское представление, по словам самого же композитора, прошло на ура.

«Три бала» - на пять баллов!
Главная героиня оперы – вернее, её исторический прототип – в представлении не нуждается. Годы правления Екатерины Великой (1762 – 1796) по праву считаются золотым веком Российской Империи. Однако громкие события тех времён – завоевание Тавриды, восстание Пугачёва, мощное развитие экономики и учреждение Государственного банка – в опере проходят скорее фоном, на котором кипят страсти и по очереди отвергаются любовники («выращенные», впрочем, в полководцев, дипломатов и государственных мужей).
Здесь Екатерина в первую очередь – Женщина, любящая и любимая. Царицей она становится не сразу, а лишь… отказавшись от женского счастья во имя служения Отечеству.
- Изначально я планировал назвать оперу «Три бала Екатерины». Но побоялся – как бы эти «Три бала» критики не обратили в «три балла», - шутит Давид Фёдорович Тухманов. – Так что название стало лаконичным – «Царица», а концепция осталась прежней. Три бала, на которых блещет императрица – в юном, зрелом и пожилом возрасте, - это ключевые моменты её судьбы. Я писал сопрано для одной исполнительницы, которой предстояло сыграть царицу в трёх ипостасях, но постановщик Юрий Бертман предложил своё решение: роль Екатерины исполняют три актрисы – Майя Барковская, заслуженная артистка РФ Елена Ионова и заслуженная артистка РФ Ксения Вязникова!

Через ту же призму «личных отношений» мы созерцаем не только исторические события екатерининских времён, но и её современников – Григория Орлова (заслуженный артист РФ Дмитрий Пономарёв), графа Никиту Панина (Михаил Гужов, Александр Киселёв), Григория Потёмкина (Пётр Морозов), графиню Брюс (заслуженная артистка РФ Елена Гущина) и многих других.

Атрибутика соответствует царскому двору: например, чёрная шуба Екатерины Второй сшита из натурального меха чернобурой сибирской лисы, а красное парадное платье Императрицы Екатерины украшено гербами Российской империи, выполненными в технике росписи по коже… Прочие костюмы, над которыми потрудилась заслуженный художник России Татьяна Тулубьева, – также на высоте. С роскошными бальными нарядами знати (в которых фрейлины почти по-церковному отпевают свергнутого непутёвого государя Петра Третьего) контрастируют пепельно-серые зипуны разгневанного русского Народа, который «безмолвствует, но не молчит»; любви и доверия которого удостаиваются лишь те правители, кто искренне уважали его традиции, устои и веру…

Интересно, что хор и миманс "Геликон-оперы" за время спектакля переодеваются двенадцать раз, а три «Екатерины» в общей сложности одиннадцать раз меняют сценические костюмы – один другого роскошней.

На наших глазах Екатерина проделала путь от молодой красавицы, упоённой любовью и богатством (Майя Барковская), до зрелой и мудрой правительницы (Ксения Вязникова). Усталая Императрица, возвращаясь с последнего бала, смотрит сквозь три столетия вперёд и с изумлением видит… собственный памятник на современном Невском проспекте в окружении бронзовых фаворитов, которым она помогла стать славой России…

Не стоит забывать, что главное достоинство этого высокорангового зрелища – его музыкальная составляющая. «Мы надеемся, что и на улицах Оренбурга будет звучать замечательная музыка из оперы, как звучит она в Москве и Санкт-Петербурге», - сказал на пресс-конференции музыкальный руководитель и дирижёр «Царицы» Константин Чудовский, и надежду эту хочется разделить. Это нужно слышать.

Что тут добавить? Думается, что и сама государыня осталась бы довольна!

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.