Новости

АО «Россельхозбанк» опубликовало консолидированную финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности за 2018 год.

22 марта

Представители «Росводоканал Оренбург» (ООО «Оренбург Водоканал») в рамках Всемирного дня водных ресурсов организовали экологические мероприятия. В этом году они проходили под эгидой 155-летия оренбургского водопровода.

22 марта

22 марта специалисты Управления Росреестра по Оренбургской области окажут бесплатную юридическую помощь оренбуржцам по вопросам государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета объектов недвижимости и предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).

21 марта

В эти дни в Москве проходит первенство России по тяжелой атлетике среди юниоров и юниорок 15 - 18 лет, 19 - 20 лет. В соревнованиях участвуют более 200 тяжелоатлетов со всех регионов России.

21 марта

В Москве прошла Международная конференция «Взаимодействие местных властей и СМИ в интересах устойчивого развития городов: практика решений», на которой состоялось вручение дипломов и призов победителям VII Международного конкурса журналистов «Город в зеркале СМИ». Организатор – Международная ассамблея столиц и крупных городов СНГ (МАГ).

21 марта




Духовная застава

-----
Духовная застава

(о сборнике стихов и прозы школьников Оренбуржья «Ручейки»)
Михаил Кильдяшов
Сегодня мы всё чаще слышим высоколобые рассуждения о неотвратимости глобализации, о необходимости культурной мобильности, что по большому счёту подразумевает обезличивание человека, способность его, подобно хамелеону, подстраиваться под малейшие изменения, происходящие вокруг.

Послушно укладываясь в такое прокрустово ложе, мы совсем скоро утратим почву под ногами, превратимся в первобытных кочевников и растеряем все неповторимые особенности, заложенные в нашей географии и истории, фольклоре и литературе.

Отказом от подобного пути в никуда стал новый сборник стихов и прозы школьников Оренбуржья «Ручейки». Уникальность книги в том, что она полностью посвящена природе нашего края, в каждой строчке книги слышится живое дыхание Великой степи, в унисон с которым бьётся детское сердце.

Юная душа, не надорванная урбанизацией, телевидением и Интернетом, гораздо ближе к природе, восприимчивей к её красоте и страданиям. Эта душа родной воздух «не вдыхает, а пьёт, как эликсир», в пространстве для неё нет границ: «...в Бузулукском бору заберёшься на сосну — и вот она, звезда, до которой можно дотянуться рукой и погладить её».
От края до края области - от Абдулино до Соль-Илецка, от Бузулука до Ясного - отдельные детские голоса соединяются в общий стройный хор, подобно тому, как чистые ручейки сливаются в полноводную реку. Читая книгу, то любуешься Оренбуржьем с высоты птичьего полёта: «Высоко в небе звенит жаворонок, ястребы пролетают да ветерок колышет ковыль. Мы на самой вершине горы. Вокруг расстилаются поля, берёзовый лесок внизу, а вот и село рядом - Люблинка», то оказываешься в потаённых местах, куда проводником может стать только тот, кто впитал в себя эти чудеса Родины с самых ранних лет: «Ручеёк бежит внизу по оврагу через заросли.

Дальше, минуя несколько сот метров, он пополняется водой из другого родника, который выбивается из небольшого, заросшего лесом пригорка. На этом роднике старый сруб, покрытый зелёным мхом». Вместе с авторами мы видим плавное движение Сакмары и Кинеля, гуляем по Ермаковскому парку, можем напиться живой воды из Барского родника, покорить Челяевскую гору, набрать полные корзины грибов и ягод, вдохнуть аромат полевых цветов и степных трав. Внеся каждый по штриху и слову, авторы составили литературно-природную карту области, написали свою, художественную «Зелёную книгу».

Природа хранит память человечества, а дети - прямые наследники этой памяти: «говорят, что память сохраняется навеки и затем проявляется в наших снах». Увидев эти золотые сны, юные поэты и прозаики проявили себя и как экологи, краеведы, фольклористы, этимологи. Они скорбят о разорении деревни, негодуют по поводу потребительского отношения к природе: Степь ковыльная - без ковыля, Оскудела родная земля. И всё меньше в ней птичьего крика. И всё толще Красная книга; по крупицам собирают воспоминания старожилов и легенды - и перед нами, преодолев границы всех археологических эпох, оживает Верблюжья гора, Висячие Дубы уподобляются одному из чудес света - садам Семирамиды, от Царского кургана веет воинственной древностью сарматских племён, а из XVIII в. до современного музея долетело пушечное ядро, найденное на месте стоянки отряда Пугачёва - всё это становится «летописью прошлого» и «находками для учёных и всего человечества». Названия Отнога, Милёнкова гора, Ванякина Шишка, Большой Урень, Оло-кул, Ишальский пруд говорят о безграничной культурной памяти языка и убеждают в том, что разные народы могут единой семьёй жить на общей земле, где всем хватает места.

Экспедиция юных патриотов, собранных под одной обложкой, бьёт в набат, решительно предупреждает, что если сегодня не прекратить разграбление собственного дома, то завтра следующее поколение останется без крова и вместо любования природой ему придётся довольствоваться легендами о былых красотах. И как в старину, оказавшись посреди мёртвой пустыни, мы будем вынуждены бросать наугад посох в надежде на указание спасительного пути.

Но пока «ручейки» знают верный путь к дому, без компасов движутся на свет родного окна: «И куда бы ни вела лесная тропинка, как бы причудливо ни извивалась вдоль опушек и по склонам холмов, она является началом любви к Родине». Это поколение оренбуржцев - духовная застава области, не позволяющая отравлять ручейки, питающие родную землю, благодаря чему не страшна культурная эрозия: «Может быть, когда-нибудь и мы узнаем таинственный и волшебный язык ручейков и сможем отгадать то, о чём они поют. И даже сможем сами петь эти волшебные песни». Только последовав примеру этих мудрых детей, изучив язык ручейков, мы по-прежнему будем жить под своим небом, стоять на своей земле и пить из своих родников.

Елена Сидорихина, Нижнеозернинская СОШ, Илекский район
Висячие дубы
Примерно в километре к югу от села Нижнеозёрного находится Нижнеозёрный яр с дубняком.
Вид этого яра открывается с левого берега Урала и сразу останавливает внимание своей необычной красотой. Помните, одно из чудес света – висячие сады Семирамиды? Так вот, у нас – висячие дубы! Их уже не так много, как было раньше, но крепко-накрепко вцепились они корнями в кручу.
В каждое время года этот яр красив по-особенному. Ранней весной он весь покрывается пушистой молодой зеленью. Когда становится немного теплее, на верхнем склоне зацветает чилига, и яр преображается. Кажется, будто он оделся в пышное бело-розовое платье. А над этими бело-розовыми облаками возвышаются начинающие зеленеть дубы. Потом расцветают жёлтые колокольчики. Но главное весеннее чудо этого яра – ирисы, которые у нас называют косичками. Правда, всё меньше этих голубовато-жёлтых островков становится, и тем более радостно видеть их сверху. Растут они на круче, добраться до них нелегко – да это и к лучшему: пускай живут!
Летом яр живёт своей особенной жизнью. В ложбинках спеет вкусная земляника, а под дубками в старой листве прячутся чёрные грузди.
Осень красит яр золотисто-рыжими красками. Под дубами лежат созревшие жёлуди. Иногда приходят люди, и дубы, снисходительно покачивая ветвями и лениво шелестя листьями, делятся своим «добром».

Зима покрывает яр белым одеялом, и он засыпает до следующей весны. Чтобы, проснувшись, снова и снова удивлять людей своей красотой, делиться своими маленькими тайнами и жить дальше…

Вакиль Фаизов, Мухамедьяровская СОШ, Кувандыкский район
Вслед за летящим посохом
Жили мои предки далеко-далеко. Нелегко им там приходилось.
И решил однажды мой прапрадед Вали Мухамедьяров увести свою семью в дальние края, где степи раздольные, где пасутся стада дикие.
Шли они дни и ночи, шли очень долго. Устали женщины, устали дети. Поднялся тогда мой прапрадед на высокую гору и сказал: «Куда упадёт мой посох, там и будем жить». Бросил свой посох, и отправились они вслед за летящим посохом. Приземлился посох на берегу чудесной речки. Слева были горы, защищавшие от ветров, справа – бескрайние степи с плодородной землёй. А между ними протекала величественная река, которую назвали Сакмара: «сакма» – тропа, «ара» – между. Не было только леса, чтобы строить дома. Наломали тогда люди веток ивы, сплели стены из лозы, обмазали речной глиной. Такие первые дома построили мои предки.

А потом со временем принесли воды Сакмары семена деревьев. Разрослись они на берегу реки, стали лесом. Сначала в 5 км от села – Урге Тугай, а сейчас вдоль реки на правом берегу. Растут здесь и осокорь величавый, и осина серебристая, и ольха кудрявая, и черёмуха белоснежная. А сколько чудесных плодов можно набрать в наших лесах! Боярышник, шиповник, калина, смородина, ежевика – вот чем радует нас родная земля.

Старики говорят, что когда-то водилась на нашей реке форель. Но мелеет Сакмара, меньше рыбы стала в ней. Горят леса от непотушенных костров, засоряются берега… Неужели мы не сможем сберечь эти места, подаренные нам предками для своих детей, внуков, правнуков, а лишь будем рассказывать легенды? Или придётся нашим потомкам отправиться в дальний путь вслед за летящим посохом?

Максим Литунов, Путятинская СОШ, Шарлыкский район
Родник Большой Урень
История села живёт и в названиях окрестных мест. По легенде, Садчикова гора потому так и называется, что здесь построил своё жильё первый садчик. Место очень красивое и удобное. Вся округа - как на ладони, а под горой гремучий ручей сливается с полноводной рекой.
Ручей у подножия Садчиковой горы назвали Большим Уренем.

В этимологическом словаре читаем: «Урень – из тюркского - овраг, долина». В словаре В.И. Даля слово «урень» татарского происхождения, означает: «Простокваша, разболтанная водой, для питья». Он собирает кристальную чистую воду из множества родников с западных склонов гор по Уреню. Истоком ручья является самый крупный родник, который так и называется - Большой Урень. Он срывается с многометровой высоты и жемчужным водопадом, часто образуя радугу, гремит по камням и камешкам, спешит по деревянному жёлобу и бежит дальше, в лощину между гор. Местность здесь удивительно живописная. Запрокинешь голову, наблюдая за родником, и видишь наверху над ними стражу из белоствольных берёз. Вокруг – буйство зелени с зарослями черёмухи, калины, вишни, а сколько мяты по его берегам! Воздух здесь не вдыхаешь, а пьёшь, как эликсир.
Родник – любимое место отдыха и жителей, и гостей села Путятино. На полянке перед ним стоит просторный дубовый стол и удобные скамьи. Садись, путник, отдохни, испей ключевой водицы. За родником ухаживают, его постоянно расчищают. Я тоже с родителями и сестрой каждый год весной езжу убирать родник от всякого мусора, сухой травы, веток деревьев. О Большом Урене мы просто обязаны заботиться: он вместе со всей родниковой округой занесён в Книгу памятников природы Оренбургской области.
Все, кто хоть раз приезжал в моё село и знакомился с его природой, говорят, что краше и чище этого края не видели. Я рад, что живу в таком прекрасном месте, и стараюсь узнать о нём ещё больше.

Анастасия Литвинко, Боровая СОШ, Бузулукский район
Осенний вечер
Светило не успело
Сойти за край небес,
А тьма уже крадётся
И заливает лес.

Осенний воздух стылый
Над ветками дрожит.
Печально и уныло
Продрогший лес глядит.

И пахнет дымной горечью,
Как будто изнутри,
А лес мертвее кажется
На золоте зари.

И высохшая, горькая,
Едва жива сама,
Шепнёт былинка тонкая:
«Зима идёт, зима…».

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2019 «Вечерний Оренбург»
Обратная связь

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.