Новости
Апрель в Оренбурге традиционно месяц благоустройства и озеленения. Традиционно до майских праздников в городе проходят уборка мусора и прошлогодней листвы в парках, скверах и других общественных территориях, смета с городских магистралей, ремонт и восстановление малых архитектурных форм, посадка цветов, деревьев и кустарников, подготовка клумб и цветников, ликвидация несанкционированных свалок, помывка остановочных павильонов и многое другое.
Об этом свидетельствует статистика, представленная городским управлением ЗАГС. С 15 по 21 апреля 77 пар официально зарегистрировали отношения, 56 пар, напротив, оформили развод.
22 апреля комиссия, в состав которой вошли начальник управления пассажирского транспорта администрации Оренбурга Игорь Тейковцев, председатель правления Оренбургского некоммерческого союза садоводов Галина Дроздова, представители управлений пассажирского транспорта, капитального строительства администрации города, МКП «ОПП», перевозчики, проехала и оценила состояние автомобильных дорог, ведущих к дачным массивам.
23 апреля, первый заместитель Главы города Алексей Кудинов провел очередное совещание по вопросу централизованного вывоза мусора из домов, пострадавших от паводка. В совещании приняли участие директор регионального оператора по вывозу мусора ООО «Природа» Петр Александрович, заместитель директора регоператора по правовым вопросам Дмитрий Цветков, первые заместители глав Южного и Северного округов Оренбурга Евгений Швецов и Артем Учкин, начальник управления охраны окружающей среды администрации города Анна Зацепина.
В рамках весеннего месячника по благоустройству и озеленению рабочие зеленого хозяйства МКУ «БиОз» завершили посадку цветов в парке им. Перовского на улице Цвиллинга. Сегодня, 22 апреля, к посадкам приступили в сквере у Дома Советов. Клумбы у фонтана здесь украшают кустами белых и красных роз разных сортов.
Бог – не бюрократ!
Этот разговор вырос из одной услышанной нами истории - истории мальчика, который родился в семье алкоголиков. Он был сдан в детдом, а в подростковом возрасте связался с дурной компанией и после первого же «дела» угодил в детскую тюрьму. Там над ним надругались. И мальчик повесился… Ужасная жизнь, ужасная смерть. Заслуженная ли? Как её объяснить?! Для многих людей такие истории — аргумент в пользу реинкарнации, или веры в перевоплощение, переселение душ. Она, казалось бы, даёт ясный и простой ответ: такая участь — не что иное, как наказание за прегрешения прошлых жизней. Почему христианство не может принять реинкарнацию?
Отвечает протоиерей Игорь Фомин.
Милосердный разберётся
— Отец Игорь, история этого мальчика — далеко не единственная в своём роде. Строго говоря, этого несчастного и за гробом ничего хорошего не ожидает, ведь он, получается, самоубийца. Такая судьба просто не укладывается в голове…
— Во-первых, мы с Вами должны сразу понять, что Бог — это не бюрократ. Допустим, если ты в заупокойной записке написал имя здравствующего человека — это не значит, что тот умрёт. Бог не бюрократ! Православие говорит о том, что мы прежде всего не можем сесть на престол судьи Всевышнего и распоряжаться, куда его послать – в ад или в рай.
В Православии почитаются святые, которые стяжали благодать у Бога и являются для нас образцом следования за Христом. Но это не значит, что, кроме них, больше никто благодать не стяжал, — это очень важный момент.
Если парнишка покончил жизнь самоубийством, его дальнейшую участь знает точно только Бог, ведающий всю его жизнь. Милосердный Бог разберётся, понимаете?
Есть такая замечательная мысль в православном Предании. Если мы попадём в рай, то удивимся трём вещам: мы не увидим в раю тех, кто там должен бы быть по нашим человеческим понятиям; мы увидим тех, кого вроде бы там быть не должно; и, наконец, мы удивимся, что сами там оказались.
— А разве нельзя сказать, что судьба этого парнишки была фактически предопределена условиями, в которых он рос?
— Нет никакой предопределённости судьбы, Православие этого не принимает. Я могу Вам привести аналогичный пример. В одном из церковных учреждений работал парень. Мама родила его очень рано, в 15 лет, и сразу отдала в детский дом. Там был такой кошмар! И однажды парень не выдержал, схватил стол и швырнул его в закрытое окно. Начальство, чтобы с ним не возиться, на основании этого случая оформило ему диагноз — слабоумие или что-то в этом роде, — поставило самую тяжёлую группу инвалидности и отправило в интернат для умалишённых. Там я с ним и познакомился. Так вот, он, представьте себе, вырвался из этой системы! Как? Он «уцепился» за Церковь. Нашёл школу, восполнил своё образование и попросил, чтобы с него сняли группу инвалидности. А это было очень и очень непросто сделать! Но у него получилось. Затем он поступил в техникум, потом — в семинарию, окончил её… Большинство его товарищей по детскому дому умерли, спились, стали бездомными…
Мы свою судьбу творим сами, и этот парень тому пример. Тот, кто плывёт по течению, может говорить: «Это мой фатум, мне это предначертано» — так легче жить и думать. Можно ещё свалить на кого-нибудь — на папу, маму…
Каждый отвечает за свои поступки
— Но ведь действительно кто-то рождается, скажем, в православной семье, с детства знает, что такое Библия, у него есть интерес к духовной жизни. И есть дети, которые рождаются в «глубинке» в семье алкоголиков. Это значит, что предпосылок стать лучше у одного изначально больше, а у другого — меньше? Как это объяснить с христианской точки зрения?
— Человек отвечает только за свои поступки. Это однозначно. Да, люди рождаются в разных условиях, но жизненный итог любой человек подводит сам. И это будет единожды.
Мы не можем судить, у кого тяжелее жизнь, у кого легче, — у каждого свои испытания.
Неблагополучные обстоятельства могут стать, наоборот, предпосылкой к тому, чтобы крепче «зацепиться» за Бога. А благополучные — вспомните фарисеев… Они родились в религиозных семьях, получили прекрасное образование, закон знали назубок, но именно они распяли Христа. Из самого низкого состояния можно подняться и из самого высокого пасть очень глубоко.
Человек живёт однажды. Православие не исповедует перевоплощения. По многим причинам.
— По каким?
— Начнём с того, что теория реинкарнации подразумевает усиление добра и усиление зла в мире. Допустим, умирает бандит — и в следующей жизни воплощается в крысу, из крысы «выбраться» тяжело — ведь она только за счёт воровства и живёт. То есть следующее перевоплощение будет куда хуже.
Реинкарнация — это принцип утверждения такой жёсткой справедливости: если ты воровал, у тебя потом будут воровать; если ты работал в гестапо, значит, тебя будут мучить. Но это, мне кажется, не совсем справедливо и правильно. Ведь человек, по этому учению, не помнит своей прошлой жизни. Есть такие слова христианского философа первых веков Тертуллиана: «Каждая душа по природе своей — христианка». Она вышла от Бога. Согласно Библии, человек творится для сорадования Богу. Он ни в коем случае не «зарабатывает» своё спасение хорошими поступками. Это просто исключено.
— Почему?
— Потому что с Богом не может быть рыночных отношений.
Допустим, мы придём к Господу и скажем: «Господи, я не убил, не украл, я не позавидовал, не блудил. Я выполнил Твои заповеди?» — Господь скажет: «Нет». — «Почему?!» — «Потому что Моя заповедь не в том, что бы «не делать», Моя заповедь: люби!».
А реинкарнация, по сути, предлагает человеку сделку:
делай так — и будешь в следующей жизни жить лучше, а потом достигнешь нирваны.
— И Бог в такой схеме, оказывается, в общем-то человеку не нужен…
— Да, получается так. Если хорошие поступки совершаются из любви — отлично. А если из корысти — человек пытается откупиться. «Я Тебе — правильную жизнь, а Ты мне — вечное блаженство». Вот это Евангелием осуждается.
Кроме того, православные не исповедуют реинкарнацию потому, что её результат — это слияние с мировым Абсолютом. Бог (Абсолют), по этой теории, всех делает одинаковыми, всех посылает в мир одинаковыми, «расщепляет», скажем так, для того, чтобы потом опять соединиться вместе.
Человек создан для радости
— Отец Игорь, если страдания и несправедливость — не результат предыдущих неправедных жизней, ошибок, то результат чего?
— Господь творит человека для конкретной цели — для сорадования, творит свободного человека, который сам волен выбирать между добром и злом. Человек выбирает зло — происходит его падение, отпадение от Творца.
Не надо думать, что Бог людей как-то демонстративно изгоняет из рая. Человек уходит от Бога — не Бог его выгоняет. У него был выбор — остаться. Для этого нужно соблюдать какие-то элементарные правила, причём из этих правил существовали исключения: только признайся, что ты действительно нарушил заповедь, съел запретный плод. А первые люди спрятались в кустах… Как ребёнок, которому говорят: «Не ешь варенье», а он съедает всю банку и прячется. И потом с честными глазами и измазанным вареньем ртом сообщает маме: «Нет, я варенья не трогал».
Так вот, когда человек уходит от Бога — перестает пользоваться помощью Божией, помощью Родителя, — начинаются страдания.
Наше состояние определяется нашими взаимоотношениями с Богом, а не какими-то внешними обстоятельствами. Если страдающий человек смог сквозь свою беду увидеть любовь Божию к себе, тогда эта радость у него может растворить в себе всё: и страдания, и горе, и какие-то несчастья.
Иногда мы смотрим на другого человека и говорим: «Ой, бедный, как он страдает. Как ему не повезло». А разговоришься с ним, он скажет: «У меня всё прекрасно, я счастлив».
Понимаете, страдания — философская величина, относительная. Мы можем видеть их только с одной стороны. Например, парень бросает девушку. Тут есть страдания?
— Да, допустим.
— Жуткие! Почему? Потому что тебя лишили чего-то — тебе больно. И когда начинаешь беседовать с такими людьми и говоришь: «Слава Богу, это прекрасно!», они, конечно, сильно удивляются: «Батюшка, что Вы такое говорите?» — «Ну, представь себе, что вы бы сейчас поженились, обвенчались, и этот разрыв произошёл бы уже в браке, когда у вас дети родились. Он бы «загулял», а у вас уже семья?… Так что — слава Богу! Подумай, может быть, над тобой свершается промысел Божий».
— Разве физические страдания могут быть относительными?
— Страдания физические — относительные, потому что их может оценить только тот, кто их переносит. Тот, кто не перенёс, не имеет права об этом говорить, оценивать. Я знаю много связанных с этим историй. У меня была замечательная прихожанка, в 6 лет она умерла от лейкоза. Она, бедная, столько «химии» перенесла… Её привозили к нам в храм в маске, на колясочке, потому что ей тяжело было ходить. Но настолько радостный это был ребёнок!.. Она всегда обнимет тебя, скажет: «Батюшка, а можно я Вас поцелую?» Я говорю: «Только не через маску, давай так». — «Конечно-конечно!» Ну, совершенно замечательный ребёнок, очень умный, очень глубокий. Когда у неё спрашиваешь: «Тебе больно?», она отвечает: «Больно. Мне тяжело». Иногда она была не в состоянии даже ручку поднять от слабости. А через минуту — уже могла смеяться! Вы сейчас скажете, что она так отвлекалась. Нет, эта девочка жила. Отвлечься от боли можно, когда ты руку сломал, когда тебе операцию сделали. А когда боль — это вся твоя жизнь, и ты при этом ещё радостный…
Записала Валерия Посашко.