Новости
По информации городского управления пассажирского транспорта, автобусы начнут курсировать до дач и обратно со вторника, 30 апреля. Соответствующее постановление подписано Главой Оренбурга Сергеем Салминым.
27 апреля, по всей стране проводится Всероссийский субботник в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда», инициированного Президентом России Владимиром Путиным.
В Оренбурге приступили к наведению санитарного порядка после прохождения паводка. Для удобства жителей организованы дополнительные площадки временного складирования мебели, предметов быта, пришедших в негодность в результате паводка, и мусора, в том числе крупногабаритного.
В работах задействованы сотрудники МЧС России. При помощи мобильных комплексов спецобработки они дезинфицируют улицы, детские площадки, придомовые и другие территории Оренбурга, попавшие в зону подтопления. Всего специалистами продезинфицировано более 70 домов и придомовых участков и более 752 тысяч квадратных метров площади (это придомовые площадки и скверы, дороги, тротуары и иные территории).
Массовая акция по наведению чистоты состоялась в областном центре сегодня, 26 апреля, в рамках весеннего месячника благоустройства и озеленения.
Почему так много икон Богородицы?
Разнообразие икон Богородицы поражает воображение. Число почитаемых ликов, по подсчётам специалистов, достигает семисот. Откуда взялось такое множество образов и как в них ориентироваться, объяснила искусствовед Ирина Языкова, заведующая кафедрой христианской культуры в Библейско-богословском институте Святого апостола Андрея, автор книг о русской иконе.
В истории христианства есть страны и народы, которые ощущали свою тесную связь с Богородицей. В их числе, например, Грузия – по преданию, эта земля выпала Деве Марии по жребию для проповеди, и Божья Матерь навсегда обещала Грузии своё покровительство. На Афоне Богородица почитается игуменьей Святой горы. В Западной Европе Она именовалась Королевой Польши. А в Средние века Ливония (часть Латвии) называлась Терра Марианна – «земля Марии».
Но всё-таки на Руси Богородицу почитали особо. Одна из первых церквей в Киеве – Десятинная, построенная ещё при князе Владимире, была посвящена Богородице (празднику Успения). В XII веке князь Андрей Боголюбский даже ввёл в русский церковный календарь новый праздник – Покров Пресвятой Богородицы, официально обозначив тем самым идею покровительства Божьей Матери русской земле. За десять веков христианской культуры в России написано множество гимнов Божьей Матери и создано потрясающее количество икон, многие из которых прославились как чудотворные, многие были свидетелями и участниками русской истории. Яркий тому пример – Владимирская икона Богородицы, которая сопровождала Россию на протяжении всей её истории.
Согласно восточно-христианской традиции Богородицу принято изображать в вишнёвом мафории (плате), синей тунике и голубом чепце. На мафории обычно изображаются три золотые звезды – символ девства «до Рождества, в Рождестве и по Рождестве» и символ Святой Троицы. Во многих иконах фигура Богомладенца закрывает собой одну из звёзд, символизируя тем самым Воплощение второй ипостаси Святой Троицы – Бога Сына. Кайма на мафории – знак Её прославления. Например, на мафории Богоматери Донской исследователи увидели надпись и расшифровали её, и в ней действительно прочитывается прославление Богородицы.
Икона на Руси была и моленным образом, и книгой, с помощью которой обучаются основам веры, и святыней, и главным богатством, которое передавали в наследство из поколения в поколение.
На большинстве икон Божьей Матери Она изображена с Младенцем. Их отношения, представленные на иконе, можно разделить по трём христианским добродетелям – вера, надежда, любовь – и так запомнить три основные типа иконографии.
Вера – иконография, получившая название Знамение, или Оранта. Богородица представлена в позе Оранты (греч. «молящаяся») — с воздетыми к небу руками, на Её груди расположен медальон (или сфера) с изображением Спаса Эммануила. Медальон символизирует и небо как обитель Бога, и лоно Богоматери, в котором воплощается Спаситель. Христос воплотился через Богородицу, Бог стал человеком – в это мы верим. Самые известные иконы этого типа: Курская-Коренная, Знамение, Ярославская Оранта, Мирожская, Неупиваемая Чаша, Никопея.
Надежда – иконография называется Одигитрия (греч. «путеводительница»). На этих иконах Богородица держит Младенца Христа и на Него показывает рукой, направляя тем самым внимание предстоящих и молящихся к Спасителю. Младенец Христос правой рукой благословляет Мать, а в Её лице и всех нас, в левой руке держит свёрнутый свиток – символ Евангелия. Христос сказал о себе: «Я путь, и истина, и жизнь» (Ин. 14: 6), а Богородица — Та, кто помогает идти по этому пути, – она наша ходатаица, помощница, наша надежда. Самые известные иконы этого типа: Тихвинская, Смоленская, Казанская, Грузинская, Иверская, Пименовская, Троеручица, Страстная, Ченстоховская, Споручница грешных.
Любовь – иконография Умиление, или Елеуса – «милующая», как её называют греки. Это наиболее лиричный из всех типов иконографии, открывающий интимную сторону общения Матери Божьей со Своим Сыном. Иконографическая схема представляет фигуры Богородицы и Младенца Христа с прильнувшими друг ко другу ликами. Голова Девы Марии склонена к Сыну, а Он обнимает Мать рукой за шею. В этой трогательной композиции заключена глубокая богословская идея: здесь Богородица представлена не только как Мать, ласкающая Сына, но и как символ души, находящейся в близком общении, в любви с Богом. Самые известные иконы этого типа: Владимирская, Донская, Корсунская, Федоровская, Почаевская, Взыскание погибших.
Как из этих типов иконографии могли возникнуть 700 разных икон, каждая из которых обладает своей индивидуальностью, но при этом всё ещё подходит под описание своего типа? С первых греческих икон делались списки – они распространились по всему миру и зажили своей жизнью. По молитвам верующих перед этими иконами случались чудотворения и исцеления, что и старались запечатлеть, зафиксировать следующие иконописцы, делая новые списки. Они хотели «привязать» икону к своей местности, рассказать реальную историю пребывания этой конкретной иконы на их земле.
Например, третья рука у иконы «Троеручица» добавлена святым Иоанном Дамаскиным в память о чуде, которое случилось с ним самим. Во времена иконоборчества (VIII в.) за свои сочинения в защиту икон св. Иоанн был подвергнут казни по приказу Дамасского халифа – ему отсекли правую руку. Он молился Богородице перед Её иконой, и Пречистая восстановила отрубленную руку, так что великий святой и далее мог славить Христа и Божью Матерь в своих писаниях. Потом в знак уважения икону переписывали уже с тремя ручками, и эта иконография закрепилась.
Кровоточащая ранка на щеке Иверской – также свидетельство иконоборческих времён, когда икона подверглась нападению отвергавших священные изображения: от удара копья из иконы истекла кровь, что повергло нападавших в ужас. Такую же рану можно видеть и на иконе Ченстоховской, которая претерпела нападения в XV веке: разбойники, ограбившие Ясногорский монастырь, вывезли и икону. Но лошади, запряжённые в обоз с награбленным, встали; разъярённые грабители решили наказать икону и ударили по ней мечом – из раны на щеке Богородицы снова истекла кровь. Святотатцы замерли от ужаса, а в это время подоспели монахи и вернули святыню в монастырь.