Новости
По информации городского управления пассажирского транспорта, автобусы начнут курсировать до дач и обратно со вторника, 30 апреля. Соответствующее постановление подписано Главой Оренбурга Сергеем Салминым.
27 апреля, по всей стране проводится Всероссийский субботник в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда», инициированного Президентом России Владимиром Путиным.
В Оренбурге приступили к наведению санитарного порядка после прохождения паводка. Для удобства жителей организованы дополнительные площадки временного складирования мебели, предметов быта, пришедших в негодность в результате паводка, и мусора, в том числе крупногабаритного.
В работах задействованы сотрудники МЧС России. При помощи мобильных комплексов спецобработки они дезинфицируют улицы, детские площадки, придомовые и другие территории Оренбурга, попавшие в зону подтопления. Всего специалистами продезинфицировано более 70 домов и придомовых участков и более 752 тысяч квадратных метров площади (это придомовые площадки и скверы, дороги, тротуары и иные территории).
Массовая акция по наведению чистоты состоялась в областном центре сегодня, 26 апреля, в рамках весеннего месячника благоустройства и озеленения.
«В гармонии мне дорог произвол…»
Александр Старых, член Союза писателей России, кандидат филологических наук
Суровый Дант не презирал сонета;
В нём жар любви Петрарка изливал…
…И в наши дни пленяет он поэта…
«И в наши — тоже!» — без всякой натяжки вслед за Александром Сергеевичем можем сказать и мы. От Петрарки до Шекспира, от Шекспира до французских символистов и Пушкина, от Пушкина до Ахматовой и дальше, через весь русский «серебряный век» — до Солоухина, Бродского и постмодернистов, меняя проблематику, то приближаясь к стансам и элегии, то превращаясь из жанра в обыкновенную структуру строф с новым наполнением и новыми поэтическими задачами, сонетная форма благополучно дожила до наших дней. Какая бы вода в реке ни текла, какая бы в ней рыба ни водилась, берега и через много веков у неё те же.
…Прошли, прошли Петрарки времена,
Но в прежнем ритме синяя волна
Бежит к земле из дали ураганной.
И если ты всё ж мастер и поэт,
К тебе придёт классический сонет –
Вершина формы строгой и чеканной.
Так Владимир Солоухин в знаменитом «Венке сонетов» объясняет искушение художника «вздёрнуть удила классической форме» (С. Есенин). Однако чтобы органично и уверенно существовать в прокрустовом ложе канона, чтобы сквозь тонкую материю смысла не проступала арматура словесной конструкции, необходимо кроме смелости и куража иметь абсолютное чутьё поэтической формы, незаурядный артистизм мышления, надо уметь виртуозно владеть рифмой и ритмом — ибо, как кто-то заметил, стихи есть тонкая ткань, натянутая на копья рифм и ритма. А потому создавать её надо бережно и кропотливо. И много чего ещё надо, и в первую очередь быть, конечно, поэтом, тем волшебником, который творит из быта бытие, а наше присутствие в жизни увеличивает до размеров космоса. Тем, кто, по выражению Блока, случайно на ноже карманном найдя пылинку дальних стран, способен увидеть и показать мир заново — «странным, окутанным в цветной туман».
Такое часто удаётся Дмитрию Коноплину, автору поэтического сборника «Круги», изданного недавно в Москве, а также нескольких стихотворных подборок на страницах «Вечернего Оренбурга». Геолог по профессии, философ и лирик по натуре, он пишет стихи, часто используя сонетную форму, экспериментируя с ней и являя при этом оригинальное мироощущение и сплав лирико-афористичного мышления. Эти качества особенно важны для поэзии, ибо они формируют и предопределяют главное для чтения стихов условие — движение читателя к автору. Без этого своеобразия, без присутствия в творчестве незаурядной личности любое заигрывание с приёмами стихосложения, любое версификаторство становится пустым, пусть даже и изощрённым формотворчеством, словесной эквилибристикой.
В то же время сказанное в стихах не исчерпывается только смыслом сказанного. У Коноплина в «сонетных» формах поэтическое высказывание рождается из звуковой оболочки слова, из аллитераций, аллюзий, консонансов, звукописи — как из шума улицы рождается вдруг мелодия, которая движется в непредсказуемом направлении, завораживая ритмическим рисунком и, наконец, является в гармоническом единстве и нерасторжимости формы и содержания.
В гармонии царящий произвол
суть связь незримых нам
причин и следствий,
будь то на брег морской накаты волн,
мученики религиозных войн,
на скотобойне тучи мух и вонь,
и лёгкая тошнота — привкус лести,
холмы могил, поросшие травой,
со знаками из дерева и жести,
цветущий сад и лагерный конвой, —
всё это по отдельности и вместе
итог имеет, в общем, нулевой –
мир пребывает в неком равновесье.
А слышен смех порою или вой —
Какие времена, такие песни.
Коноплин любит «вкусно» и снайперски рифмовать («бурной — буркнут, брякнут — зря кнут, клетку — к лету — и эту» или «ладан — прохладу — адом, краем — раем — пора им»), он играет созвучиями, умеет высекать из них искры («на лужах ледяные оКОнца,/ цоКОт КАблуКОв по утрам словно КОнница»), ему сладостен, по его собственному выражению, «обряд слов укрощенья». При этом он признаётся: «Я плетью не гоню строку в финал — /в поспешности не сотворишь венца». Венец, в его представлении, это когда обузданная строка становится послушной, обретает скорость, ритм и единственно верный звуковой строй. Но, ещё раз повторим, это не главная задача поэта. Сонетные циклы Коноплина (включая «перевёрнутый» сонет, стихи, состоящие из трёхстиший — терцин, и т.д., а также септимы и рубаи) — не «сосуд, в котором пустота», а всё-таки «огонь» мысли и чувства, «мерцающий в сосуде». Диалог с предшествующей культурой и принятыми нормами ведётся без излишнего пафоса и пиетета: поэт послушен канонической форме, но подчёркнуто свободен и раскован во всём, что касается её наполнения. «В гармонии мне дорог произвол», — берёт Коноплин эпиграфом к одному из стихотворений строку из Бальмонта и этим объясняет своё поэтическое кредо. Автор стихов — умудрённый жизненным опытом человек, ведущий неспешный разговор о сиюминутном, который неизбежно и неуклонно — о чём бы он ни шёл — приходит к вечным вопросам бытия («Жизнь, когда далеко за полста, /как яичная скорлупа проста»). Живая мысль, возникающая как бы из ничего, из бытового, сиюминутного «сора», прихотливо движется, вбирая в себя жизненные соки, звуки, время и пространство, облекаясь в плоть поэтического высказывания. Именно она, эта мысль, и является главным лирическим героем творчества Дмитрия Коноплина.
Претерплю — и не такое терпел.
С годами становишься терпелив,
как пень.
Пожалуй, кипридам,
выходящим из пен
морских, едва ли взять меня в плен.
Впрочем, оставим — тема скользка,
как на горячем битуме скат.
Закругляем сентябрьский сказ.
К утру осину тронула ржа:
недолго ей тлеть,
предлистопадный пожар
скоро охватит весь лес. А жаль.
Навалится слякоть. Загудит борей.
Сколько в запасе ещё сентябрей?
Подводя итог сказанному, творчество Дмитрия Коноплина обращено в первую очередь к читателю искушённому, утончённому, умеющему получать эстетическое удовольствие от эксперимента, рассчитанного на виртуозное владение формой и адресованного знатоку, способному воспринять и оценить это искусство. Надеемся, что такого читателя он нашёл и не раз ещё найдёт и среди читателей «Вечернего Оренбурга».
Дмитрий Коноплин
Деревня
(Пастораль)
Памяти И.А. Бунина
В деревне радикальных перемен
не видится — уклад консервативен:
у каждого всё то же, что имел
до путча и реформ. Система мер
иная, чем в былом СССР.
Цел за околицей ставок поныне,
где средь мутантов — водяных химер —
карась-идеалист жирует в тине,
таким его и видел Салтыков-
Щедрин. Но есть и повод для унынья
всех, ливших благостных речей елей,
реформы славя истово и рьяно:
на месте прежних злаковых полей
угодья непролазного бурьяна.
* * *
Чтоб жить тебе в эпоху перемен.
Китайское проклятие
Всю жизнь прожив в эпоху перемен –
с рожденья до текущего момента,
ретроспективно – что я поимел?
Случалось, что подтягивал ремень,
случалось, что звенела и монета,
но, словно августовская комета,
успеешь лишь желанье загадать –
ан нет её. И, значит, благодать,
о чём и помышлял ты ежечасно,
не состоялась, повелевши ждать;
per aspera ad astra путь – не масло,
но через ежевику или тёрн.
Я грею руки, запалив костёр, –
в достатке сил, чтоб пламя не погасло.
Мороз
Мороз гвоздил, с одним лишь от гвоздей
отличием, что крепок был, как дюбель,
что ощущалось равно и везде –
в дрожащей ослепительной звезде,
взъерошенной сосновой хвое, в дупель
оцепеневшем, и лишь клёст в гнезде
невозмутимо, как в бобровой шубе,
потомство согревал. День шёл на убыль,
и небеса собой являли гжель
с белёсой изморози поволокой…
Готовилась рождественская ель,
и в феврале грядущая метель
казалась так немыслимо далёкой.
* * *
…Урал, к которому я не прикован
и не привязан, но неотторжим.
Я чувствую себя многовековым,
но не таким, как рухнувший режим, —
как встарь пленяюсь небом васильковым,
тем паче — васильками вдоль межи
и даже средь замусоренной ржи,
что сеял земледелец бестолковый.
И ветер ледяной, что вдоль долин
стекает, нагнетаемый Стрибогом,
он тоже от меня неотделим
и, как знакомец, говорит о многом,
и в небе журавлей летящих клин
к своим среди Атласских гор чертогам.
* * *
Любовь моя! Картошку жрут жуки,
побит морозом перец. Виновата
натура в том. Тепла твоей руки
ждут грабли, вилы, тяпка и лопата —
без толку сохнут в куче кизяки,
что грядкам истощением чревато.
А я снедаем приступом тоски
с того, что не случится жить богато,
деньгами набивать чулки, носки
и сапоги. Пусть буржуины-гады
перемывают в золото пески.
Да будут наши помыслы легки,
и не зудят от гнева кулаки —
есть ты, есть я, есть огород и хата.
* * *
О, времена потех и плутовства,
когда распреотчаянные шельмы,
не выходя на абиссаль из шельфа,
сгребают сквозь до дна всё, чем жива
натура, будь то ствол или листва,
будь чешуя, будь рыба, плоть моллюска,
креветки, краба — дивная закуска.
Оно бездонно, чрево торжества,
когда по швам порты и рвётся блузка
от торжествующего естества
телес — вот то-то и оно, что узко.
Потребность в алчности своей права —
подай — а там хоть не расти трава!
И то сказать — по этносу нагрузка.