Новости

Апрель в Оренбурге традиционно месяц благоустройства и озеленения. Традиционно до майских праздников в городе проходят уборка мусора и прошлогодней листвы в парках, скверах и других общественных территориях, смета с городских магистралей, ремонт и восстановление малых архитектурных форм, посадка цветов, деревьев и кустарников, подготовка клумб и цветников, ликвидация несанкционированных свалок, помывка остановочных павильонов и многое другое.

24 апреля

Об этом свидетельствует статистика, представленная городским управлением ЗАГС. С 15 по 21 апреля 77 пар официально зарегистрировали отношения, 56 пар, напротив, оформили развод.

23 апреля

22 апреля комиссия, в состав которой вошли начальник управления пассажирского транспорта администрации Оренбурга Игорь Тейковцев, председатель правления Оренбургского некоммерческого союза садоводов Галина Дроздова, представители управлений пассажирского транспорта, капитального строительства администрации города, МКП «ОПП», перевозчики, проехала и оценила состояние автомобильных дорог, ведущих к дачным массивам.

23 апреля

23 апреля, первый заместитель Главы города Алексей Кудинов провел очередное совещание по вопросу централизованного вывоза мусора из домов, пострадавших от паводка. В совещании приняли участие директор регионального оператора по вывозу мусора ООО «Природа» Петр Александрович, заместитель директора регоператора по правовым вопросам Дмитрий Цветков, первые заместители глав Южного и Северного округов Оренбурга Евгений Швецов и Артем Учкин, начальник управления охраны окружающей среды администрации города Анна Зацепина.

23 апреля

В рамках весеннего месячника по благоустройству и озеленению рабочие зеленого хозяйства МКУ «БиОз» завершили посадку цветов в парке им. Перовского на улице Цвиллинга. Сегодня, 22 апреля, к посадкам приступили в сквере у Дома Советов. Клумбы у фонтана здесь украшают кустами белых и красных роз разных сортов.

22 апреля




Владыка Леонтий, моли Бога о нас!

+++++
Владыка Леонтий, моли Бога о нас!

(о книге Владимира Одноралова «Свеча Господу»)

Михаил Кильдяшов

10 апреля в Оренбургском губернаторском историко-краеведческом музее прошла презентация книги «Свеча Господу», посвящённой митрополиту Леонтию (Бондарю) и приуроченной к его столетию. На мероприятии выступили как духовные, так и светские люди, лично знавшие владыку. Были сказаны самые добрые слова об этом подвижнике и Христовом воине нашего края. Прозвучали стихи русских классиков, народные песни и духовные песнопения. Также обсудили ряд мероприятий, которые планируются в этом году в честь юбилея владыки.

Сегодня мы представляем вниманию читателей рецензию на книгу «Свеча Господу».

 

Если верить словам поэта о том, что «большое видится на расстоянии», то каково это расстояние, когда пастырь отходит в Град Небесный, а паства остаётся в граде земном? Что при этом открывается глазам, сознанию и сердцу? Может быть, в первую очередь то, что для молитвенного общения в духе уже нет никаких расстояний. И всё, что, казалось бы, осталось в прошлом – наставления и добрые дела пастыря – теперь живёт с нами ещё более зримо и осязаемо.

Так, биографическая книга «Свеча Господу», составленная Владимиром Однораловым к 100-летию владыки Леонтия (Бондаря), стала попыткой осознать это противоречивое чувство земной утраты и духовного обретения. Основную задачу книги, где собраны интервью, проповеди, фотографии владыки и воспоминания о нём, автор-составитель определил так: «укрепить, а в ком-то и пробудить благодарную память и в какой-то мере раскрыть, запечатлеть образ владыки – образ спокойного и мудрого труженика на духовной ниве». И образ этот сложился не как лоскутное одеяло из разнородных фрагментов, а как стройное, последовательное повествование, в котором владыка раскрывается во всей полноте его личности и души, в котором он приближается к нам, как Тот, Кто виден издалека на знаменитой картине Иванова.

Главные достоинства книги – теплота, душевность, искренность – достигаются благодаря тому, что автор не пошёл по пути биографа-хроникёра, не стал создавать «объективную» книгу в духе серии «ЖЗЛ». Ему удалось посмотреть на владыку и эпоху не сквозь беспристрастный объектив оператора-документалиста, не от третьего лица стороннего наблюдателя, а от первого – живым взором писателя.

Не случайно композиционно книга ориентирована на жанр жития: рождение, становление на путь служения Господу, деяния и подвиги, свидетельства современников. «Вся его жизнь была житием по Евангелию» — в этом едины все, кто знал владыку. О своём рождении и воспитании он говорил: «Мне не нужно было приходить к вере – я родился верующим. Уже в утробе матери вера в нас заложена». И эту генетическую, корневую, многовековую веру, надломленную в атеистический период, владыка восстанавливал в своей пастве, как в едином роде, где все действительно становились братьями и сестрами.

Путь Христова служения владыки прошёл через два сложнейших периода в нашей истории. Во-первых, «хрущёвские заморозки», когда было «легче восстановить и даже построить храм, нежели вернуть к вере или воспитать православного христианина». Эти годы научили его осторожности, дипломатичности, созидательности даже при самом жёстком сопротивлении: «Он располагал к себе настолько, что с ним невозможно было разговаривать на повышенных тонах и, напротив, возможно почти любой вопрос решить к обоюдной пользе».

Во-вторых, «лихие 90-е», выбившие из-под людей не только духовные, но и элементарные моральные точки опоры, обрекшие на жизнь в обществе, «в котором путеводной звездой вдруг объявили обогащение, а главным богом – бога злата». Спасаясь от такого «бога злата», пытаясь найти истину, одни уходили в иноверие, другие – в секты, третьи – к знахарям, экстрасенсам и астрологам. По этому поводу в одном из интервью владыка высказал гениальную по своей точности и образности мысль: «Истина – это очень высокая вершина. Но поговорите с альпинистами. Они отлично осведомлены, что не каждая тропа ведёт к вершине. Иная заведёт в пропасть...».

А некоторых и вовсе настиг самый страшный грех. И отмаливал владыка по особому благословению «самовольно живот свой скончавших», и знал «воин Христов» с кем вступает в битву.

И ничего не жалел для ближнего владыка, ничего себе не оставлял: «Он принадлежал к тому типу русских иерархов, для которых бессребреничество было естественным и единственно возможным состоянием». И приходили к нему обездоленные, отчаявшиеся, обессилевшие, как тот расслабленный, опущенный на верёвках через крышу. Искали во владыке единственного утешителя, припадали к его живоносному источнику, стремились вновь увидеть его «иконный взгляд»: «Когда вы входите в храм и подходите к иконе, то вдруг замечаете, что она смотрит именно на вас, видит вас и именно вас зовёт к себе. Так оно и есть – икона смотрит в душу каждого молящегося ей, сколько бы народу возле неё ни стояло».

И согревал своим взглядом, и находил слова, Богом подсказанные, нужные именно этому человеку и именно сейчас. Учил, как спастись: «Стремись узнавать не где ад, а как туда не попасть»; «нужно так строить свою жизнь, чтобы совесть у человека всегда была спокойна». Знал, как сберечь то, что уже дано Господом: «когда идёте из храма, никогда не надо разговаривать, чтобы не потерять благодать, полученную на службе». Наставлял, что следует копить всю жизнь, из того, что ценно по меркам вечности: «Нужно обогащать себя в жизни добрыми делами, потому что только они войдут туда, где с нами святость, чистота и вечный мир».

Благодаря владыке люди осознавали, что каждый человек – это «свеча Господу»: «молящийся человек – это свеча. Он говорит молитвой и светит. Но сама свеча не знает, светло ли она светит и долго ли ей светить». Но если молитва от сердца, то она способна распространиться, как Благодатный огонь, своим тихим, неопаляющим светом озарить всё самое мрачное и безжизненное. Подобно тому, как во время богослужения свеча за свечой озаряется весь храм, так и наш митрополит с амвона свечой своего сердца зажёг наши сердца и теперь этот свет передаётся новому поколению, уже не заставшему владыку, и тепло от заветной Господней свечи нескончаемо.

Потому смерть неспособна никого разлучить. Незадолго до своей кончины владыка сказал: «Мучеником я пришёл сюда, мучеником и умру». И в том нет трагедии, ведь только русский православный человек знает, что мученичество – особое избрание Божие, особый крест, который по воле Господа никто, кроме тебя, пронести не сможет. В день погребения владыки, несмотря на скорбь утраты, стало ясно, что, вопреки всем испытаниям и вражьим козням, нами вновь одержана Победа: «толпы верующих, пришедших проститься со своим пастырем, свидетельствовали, что это невозможно – отделить церковь от государства, ведь государство – это народ. А народ – вот он, в ограде храма!».

На надгробье владыки в Никольском соборе – икона Воскресения Христова. На ней Спаситель через пропасть по кресту переводит за руку Адама. Так и владыка ведёт нас через все препятствия к свету. И теперь, когда он стал ближе к Богу, мы можем в молитве обратиться к нему за помощью, и помощь придёт скорее, чем прежде.

Владимир Одноралов также в традициях жития написал и о чудесах, и о пророчествах владыки. В Оренбуржье есть храмы, где митрополита Леонтия поминают как Святителя. Как бы там ни было, у Бога он уже прославлен. И каждый, кто верит в это, в душе повторяет: «Владыка Леонтий, моли Бога о нас!».

 

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.