Новости

По информации городского управления пассажирского транспорта, автобусы начнут курсировать до дач и обратно со вторника, 30 апреля. Соответствующее постановление подписано Главой Оренбурга Сергеем Салминым.

27 апреля

27 апреля, по всей стране проводится Всероссийский субботник в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда», инициированного Президентом России Владимиром Путиным.

27 апреля

В Оренбурге приступили к наведению санитарного порядка после прохождения паводка. Для удобства жителей организованы дополнительные площадки временного складирования мебели, предметов быта, пришедших в негодность в результате паводка, и мусора, в том числе крупногабаритного.

26 апреля

В работах задействованы сотрудники МЧС России. При помощи мобильных комплексов спецобработки они дезинфицируют улицы, детские площадки, придомовые и другие территории Оренбурга, попавшие в зону подтопления. Всего специалистами продезинфицировано более 70 домов и придомовых участков и более 752 тысяч квадратных метров площади (это придомовые площадки и скверы, дороги, тротуары и иные территории).

26 апреля

Массовая акция по наведению чистоты состоялась в областном центре сегодня, 26 апреля, в рамках весеннего месячника благоустройства и озеленения.

26 апреля




Фронт в тылу

+++++
Фронт в тылу

Константин Копылов

Оренбург, называвшийся в годы Великой Отечественной войны Чкаловом, оказался в глубоком тылу. Война не могла достать город снарядами самых дальнобойных своих орудий. Но сюда хлынули беженцы – женщины, дети, старики. В город были направлены десятки эвакуированных заводов, фабрик, учреждений.

Здесь, в военных училищах, готовились кадры для истекавшей кровью, воюющей из последних сил армии.
«Всё для фронта, всё для Победы!». Сейчас трудно даже себе представить, каким несущим, каким трепетным, каким могучим был для людей того времени этот простой лозунг-призыв.
Небольшой провинциальный город. 170 с лишним тысяч жителей. На пыльных улицах его можно было встретить повозки, запряжённые верблюдами. Учительский и сельскохозяйственный институты. Большой промышленности не было: дореволюционной ещё постройки паровозовагоноремонтные мастерские, завод «Орлес», кирпичный завод, шорно-седельная, швейная, сапоговаляльная фабрика, мукомольные мельницы. Глухая, неторопливая, но по-своему прекрасная провинция –
областной центр сугубо сельскохозяйственной области. Восточный промышленный узел только ещё начинал развиваться. Один за другим поступающие от западных рубежей составы. Забитые товарняком, пассажирскими вагонами железнодорожные пути, рвущие душу гудки паровозов.
В этот раз наш материал посвящён локомотиворемонтному заводу – одному из старейших предприятий Оренбуржья, которое внесло свой трудовой вклад в Великую Победу.
Сама история этого предприятия начинается задолго до Великой Отечественной войны. Весной 1902 года началось строительство кирпичных стен первых корпусов главных оренбургских железнодорожных мастерских – нынешнего локомотиворемонтного завода. В начале 1904 года стали формировать штат, в первую очередь принимали рабочих, которые принимали участие в строительстве железнодорожного полотна.

Военное лихолетье
В первые дни войны многие рабочие ушли на фронт добровольцами. За станки встали женщины, подростки, старики. Для всех завод стал домом, где работали, спали, ели, жили.
Из воспоминаний Тамары Капустиной: «Известие о начале войны стало для меня, как и для всех жителей страны, громом среди ясного неба. Ноги сами привели к заводской проходной, где уже собрался стихийный митинг. Бледные лица мужчин, заплаканные глаза женщин навсегда остались в моей памяти».
Многие подростки были такого роста, что возле станков приходилось строить своеобразные стропила. Работали по 12 часов на своём рабочем месте и ещё по 2 – 3 часа на упаковке и отправке готовых снарядов. Перерывы делались только во время передачи сводок «Совинформбюро».
Снаряды изготавливали сразу в трёх цехах. В цехе №16 (литейном) отливали заготовки, в №17 их обрабатывали. В цехе №18 в одной половине делали головки для корпусов, а во второй – снаряды для «катюши».
Каждый только что отлитый корпус весил 30 кг, а в готовом виде, после всех обработок, – 17 кг. Снаряды упаковывали по два в тяжёлые деревянные ящики. После изделие проходило окончательную проверку на «финальном столе», который располагался на втором этаже одного из цехов. Кран, который поднимал туда продукцию, часто выходил из строя. Его заменяли люди. Сколько раз были политы девичьими слезами эти два лестничных пролёта.
Не менее тяжёлой была погрузка ящиков в вагоны. Тамара Капустина вспоминала, что, отправляясь на эту работу, мечтали лишь об одном – лишь бы вагон был не пульмановский, он больше обычного в полтора раза.
Нормы выпуска постоянно наращивали, фронт требовал больше подвижного состава. Из Ленинграда прибыл 174-й завод, разместившийся на базе завода и сразу приступивший к выпуску танков. Вскоре здесь же были дислоцированы Великолукский, Воронежский и Ворошиловградский паровозоремонтные заводы, часть цехов которых срочно перепрофилировали на производство боеприпасов.
В 1941 году завод освоил выпуск снарядов к 122-миллиметровой пушке, миномёту «катюша» и взрывчатых веществ.
Из воспоминаний Юлии Лаврентьевой, эвакуированной из Краснодона в 1942 году: «Городок, расположенный в глубоком тылу, встретил тишиной – ни выстрелов, ни взрывов, ни криков раненых. Нам показалось, что мы попали в рай. Первым нашим пристанищем стал красный уголок Чкаловского паровозоремонтного завода. Тогда я и не предполагала, что завод в моей жизни станет не только единственным местом работы, но и самой жизнью».
За четыре года войны выпуск валовой продукции на ПВРЗ вырос более чем в два раза. Сверхурочные деньги перечислялись на строительство танковой колонны, авиационной эскадрильи, катеров «Морской охотник». Оказывалась шефская помощь одному из эвакогоспиталей, который находился в школе №30 на улице Советской.
Молодые заводчанки ходили туда во время пересмен, помогали медсёстрам, стирали бинты, писали письма родным раненых под их диктовку. А к вокзалу всё подходили и подходили новые санитарные эшелоны.
Работа в военные годы была невыносимой, а еда ещё хуже. Несмотря на то что рабочих спеццехов кормили ударно, но и в их тарелках было больше воды, чем лапши и пшена. На второе подавали неизменный омлет из яичного порошка. Настоящим праздником была простая каша. Многие свой обед складывали в баночки и уносили домой престарелым родителям и детям. По карточкам выдавали 600 – 800 граммов хлеба.
Дисциплина на заводе была железной. За опоздание в пределах 20 минут объявлялся выговор с занесением в личное дело. За большее – материалы передавали в трибунал.
Тамара Капустина вспоминает, как однажды контролёр Люба Пивоварова во время работы разбила лампочку. Её арестовали, под дулом винтовки провели через весь завод и посадили в холодное помещение, где не было даже света. В сутки арестантам выдавали 100 граммов хлеба и стакан воды.

Производство для фронта
За три зимних месяца 1941 – 1942 годов из сэкономленных материалов и во внеурочное время были построены два бронепоезда – «Оренбургский железнодорожник» и «Вперёд, на Запад!». И уже 9 марта 1942 года под звуки духового оркестра со станции Оренбург отправился на фронт 36-й бронедивизион, в состав которого входили эти два бронепоезда. А в них на войну отправились 174 оренбуржца.
Внеплановым был и ремонт паровозов, вагонов и поездов-бань, направляемых защитникам Сталинграда.
Из воспоминаний гвардии полковника в отставке П. Пашкова: «После захвата станции Эльхотово два бронепоезда на перегонах железной дороги станция Прохладная – станция Грозный стали непроходимой стеной против фашистских войск. В первом же бою противник потерял семь танков, во втором – ещё десять. Вскоре состоялась третья атака. Первые же снаряды бронепоездов подбили несколько танков. Командир немецкой дивизии приказал любой ценой уничтожить «крепость на колёсах». Под осетинским городом
Арденом, который обороняли наши войска, над «Оренбургским железнодорожником» повисла группа немецких самолётов
«Ю-88». К воздушной атаке присоединилось наступление танков. Поезд двинулся в западном направлении. Началась бомбёжка. Танки спереди и сзади разрушили путь, бронепоезд оказался в ловушке».
Во время этого неравного боя оренбуржцы подбили 22 танка, два самолёта, шесть автомашин, уничтожили десятки вражеских солдат. В живых остались всего 27 членов экипажа героического бронепоезда.
Всего за годы войны трудовой коллектив завода наряду с плановым ремонтом выпустил пять бронепоездов, два бронепаровоза и изготовил сотни тысяч запасных частей для сельскохозяйственных машин.

После победы
Но всё-таки он настал – долгожданный день победы! После объявления о капитуляции все рабочие собрались на заводе. Кто-то пришёл с гармошкой, и впервые за долгие годы в цехах зазвучали смех и песни. Весь день и всю ночь длилось народное ликование.
«На всю жизнь я запомнила слова начальника спеццехов Воскобойникова: «Мы долго шли к этому дню победы. Мы тоже фронтовики, но фронтовики тыла. Мы не видели ужасов войны. Не слышали свиста пуль и разрывов бомб, но своим трудом помогали защитникам Родины. Недосыпали, недоедали, но упорно делали снаряды. Многие эвакуированные уедут домой, многие уйдут работать на другие заводы. Но где бы вы ни были, берегите эту крепкую дружбу, скованную суровыми годами войны».
Но вновь надо было работать не покладая рук. Страна лежала в руинах. Восстановление разрушенного хозяйства было практически невозможно без железнодорожного транспорта. После короткой передышки в день победы вновь зашумели цеха – это начинался мирный труд.
План послевоенной пятилетки завод успешно перевыполнил, 445 человек выполнили свои обязательства за четыре года. Три локомотива сверх плана дал завод уже к октябрю 1958 года.
Значительный рост производительности труда, активная модернизация производства и оптимизация технологических процессов объективно повысили рентабельность предприятия.

В материале использована информация, предоставленная музеем Оренбургского локомотиворемонтного завода.

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.