Новости

Апрель в Оренбурге традиционно месяц благоустройства и озеленения. Традиционно до майских праздников в городе проходят уборка мусора и прошлогодней листвы в парках, скверах и других общественных территориях, смета с городских магистралей, ремонт и восстановление малых архитектурных форм, посадка цветов, деревьев и кустарников, подготовка клумб и цветников, ликвидация несанкционированных свалок, помывка остановочных павильонов и многое другое.

24 апреля

Об этом свидетельствует статистика, представленная городским управлением ЗАГС. С 15 по 21 апреля 77 пар официально зарегистрировали отношения, 56 пар, напротив, оформили развод.

23 апреля

22 апреля комиссия, в состав которой вошли начальник управления пассажирского транспорта администрации Оренбурга Игорь Тейковцев, председатель правления Оренбургского некоммерческого союза садоводов Галина Дроздова, представители управлений пассажирского транспорта, капитального строительства администрации города, МКП «ОПП», перевозчики, проехала и оценила состояние автомобильных дорог, ведущих к дачным массивам.

23 апреля

23 апреля, первый заместитель Главы города Алексей Кудинов провел очередное совещание по вопросу централизованного вывоза мусора из домов, пострадавших от паводка. В совещании приняли участие директор регионального оператора по вывозу мусора ООО «Природа» Петр Александрович, заместитель директора регоператора по правовым вопросам Дмитрий Цветков, первые заместители глав Южного и Северного округов Оренбурга Евгений Швецов и Артем Учкин, начальник управления охраны окружающей среды администрации города Анна Зацепина.

23 апреля

В рамках весеннего месячника по благоустройству и озеленению рабочие зеленого хозяйства МКУ «БиОз» завершили посадку цветов в парке им. Перовского на улице Цвиллинга. Сегодня, 22 апреля, к посадкам приступили в сквере у Дома Советов. Клумбы у фонтана здесь украшают кустами белых и красных роз разных сортов.

22 апреля




В степном тылу ковали победу

-----
В степном тылу ковали победу В степном тылу ковали победу В степном тылу ковали победу В степном тылу ковали победу

(Продолжение. Начало в номере №4.)

В рубрике «Эхо войны» мы рассказываем о военном и послевоенном времени, о тяжёлом наследии, которое дала нам Великая Отечественная война. В прошлом номере мы начали историю о ленинградском заводе №47 (сегодня ОАО «ПО «Стрела»»), эвакуированном в 1941 году в город Чкалов (ныне наш Оренбург).

В 1942 году построен ангар для агрегатной и общей сборки самолётов. В 1943 году в эксплуатацию сдаются цехи крыла и оперения, склады и помещения для электроподстанций, насосных установок сжатого воздуха. 

Начав с выпуска самолётов УТ-2, завод №47 в середине 1942 года перешёл к выпуску самолёта ЯК-6. Освоение и организация его серийного выпуска проходила в предельно сжатые сроки.
Осенью 1943 года Государственный комитет обороны за подписью Иосифа Сталина принимает решение об организации на заводе серийного производства транспортно–десантных самолётов ЩЕ-2, разработки конструкторского бюро главного конструктора Алексея Щербакова. В приказе наркома предписывалось: «Продолжая серийный выпуск самолёта ЯК-6, организовать подготовку производства к выпуску самолёта ЩЕ-2 таким образом, чтобы выходил один самолёт в сутки». В 1944 году руководство предприятия мобилизовало коллектив рабочих и инженерно–технических работников на выполнение плана и чётко обеспечило установленный режим выпуска – машина в сутки.
ЩЕ-2 представлял собой высокоэкономичный самолёт, способный взлетать с любого неприспособленного аэродрома. Основным его назначением была быстрая переброска крупных десантов и грузов. При необходимости мог использоваться в качестве ближнего бомбардировщика.
За годы войны заводом поставлено фронту 1595 самолётов. Практически каждый сотый самолёт на фронтах Великой Отечественной войны был с маркой завода №47.
Работа не останавливалась несмотря ни на какие условия. Невозможно представить, что пришлось испытать тем, кто жил и работал в те годы.
«Люди понимали, что в такое тяжёлое для страны время по-другому нельзя. Никто не жаловался, работали не щадя себя. Вполне привычной была картина: идёт человек, падает в голодный обморок, приходит в себя и снова встаёт к станку. Я только сейчас понимаю, насколько было сложно», – из воспоминаний Евгении Прищеповой.
«Летом приходилось ходить босиком, а при входе на завод нам выдавали тапочки на деревянной подошве, с длинными шнурками, которыми мы привязывали эту обувь к ноге. Зимой у некоторых были валенки, у других – резиновые сапоги. Цеха почти не отапливались, но на улице было ещё холодней. Вот мы зимой по целым неделям домой и не уходили, ночевать бегали в котельную, закутаешься, во что был одет, и заваливаешься, где потеплее», – из воспоминаний Константина Букреева.
Силы давала вера
Несмотря на лишения военного времени, руководство завода не оставляло без внимания социально-бытовые вопросы, и всеми возможными способами пыталось хоть как-то облегчить жизнь заводчан.
В 1941-1942 годах для многодетных семей построены трёх– и двухэтажные дома на улице Планерной и несколько отдельных двухквартирных домов на улице Челябинской (ныне проспект Победы).
Весной 1942 года решено было своими силами строить саманные дома вдоль периметра завода (ныне сквер на улицах Шевченко и Леушинской до проспекта Победы). Ежедневно, при строительстве, можно было наблюдать, как утром на повозке подъезжал начальник строительства Паукер, лошадь выпрягалась и тут же использовалась для приготовления смеси под саман. В десятках построенных саманных домах сразу же размещались семьи.
Под общежитие для молодёжи и одиноких приспосабливались отдельные помещения на территории мебельной фабрики. Понимая важность быстрейшего пуска завода, горисполком передал четыре дома для размещения многодетных семей и семей руководителей завода. В них разместились и службы заводоуправления. Плотность заселения доходила до шести человек на десять квадратных метров площади.
Жили плохо и тесно, но понимали – надо ждать, терпеть и надеяться. Вера в Победу – вот что придавало сил.
Проблемы тружеников решались каждодневно. Вот один пример. Во время эвакуации осенью 1941 года не все члены семей смогли выехать с эшелонами. Часть осталась в осаждённом Ленинграде. При поддержке обкома партии группа из пяти человек была послана в блокадный Ленинград для розыска членов семей и их эвакуации. Поиски велись в неимоверно сложной обстановке. Транспорт в городе не работал, многие дома были разрушены, а их жильцы проживали по неизвестным адресам. Эвакуация проводилась на автомашинах по льду Ладоги. Несмотря на защитные заграждения и охрану самолётов-истребителей, Дорога жизни непрерывно подвергалась обстрелу и бомбёжкам. Родственников привезли в Чкалов.
Самый долгожданный день
614 заводчан воевали на всех фронтах Великой Отечественной войны, 99 из них не вернулись с фронта. Участники войны удостоены множества Правительственных боевых наград. Орденом Отечественной войны награждены 14 заводчан, 53 – Красной Звезды, 48 – медалью «За отвагу», 86 – «За боевые заслуги», 11 – «За оборону Сталинграда». Всего фронтовикам-заводчанам вручено более 420 боевых орденов и медалей. Двум работникам завода присвоено звание Героя Советского Союза.
Рощин Николай Андреевич, Герой Советского Союза:
«В начале ноября 1944 года, находясь уже в Венгрии, мы получили приказ: форсировать реку Малая Тиса и закрепиться на противоположном берегу во что бы то ни стало. Нам, сапёрам, предстояло переправить через реку передовые подразделения пехотинцев, лёгкую артиллерию и боеприпасы.
Как обычно, переправлять людей нужно было на подручных плавсредствах. Когда мы подходили к реке, то я увидел, примерно в трёхстах метрах вниз по течению, немца, который стоял на плоту и только отчаливал от берега. Мы спустились вниз по реке лесом, прицельным огнём я убрал немца. Но стоило ему только упасть, как на плоту повскакивали ещё несколько фашистов и стали яростно отстреливаться. Пришлось вступить в бой. За считанные секунды всех перестреляли: одних – на плоту, других – в воде, завладели плотом и причалили его к берегу. По ходу дела удалось отбить ещё один плот. Немцы, конечно, не ожидали такого поворота событий, со всех сторон открыли по нам ожесточённый огонь. Но и под таким огнём мы сделали десять рейсов, переправили пятьдесят пехотинцев, лёгкую артиллерию и боеприпасы, а потом прочно закрепились на противоположном берегу. Фактически один наш взвод быстро, организованно и с минимальными потерями обеспечил форсирование передовых подразделений пехоты через реку Малая Тиса. За эту операцию личный состав нашего взвода был представлен к государственным наградам».
Первого мая 1945 года, не получив ответ от немецкого командования на предложение о капитуляции, советскими войсками был открыт ураганный огонь по остаткам обороны в центре Берлина. Начался последний штурм центральной части города, где находилась Имперская канцелярия. 8 мая в 22.43 по центральноевропейскому времени (9 мая в 00.43 по московскому времени) был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Германии, который вступил в силу 9 мая с 01.00 по московскому времени. Победа!
– В 11 утра объявили – Победа! Что тут началось… Мужское, женское общежитие – все высыпали на улицу, кричат, обнимаются, целуются. Я-то сроду не танцевал, а тут в пляс с какой-то незнакомой девушкой пустился! – вспоминал Фридрих Николаевич Петерсен.
– Неизгладимые воспоминания в моём сердце оставило ликование людей в день 9 мая 1945 года. На улицах жилого городка стекольного завода прямо на земле расстилались одеяла и половики, выносились снеди, какие были, все радовались, плакали от счастья, обнимались совершенно незнакомые люди, окрестности оглашались торжественными криками «Ура!», «Победа!», – вспоминал Дмитрий Архипович Тараков.
От Бреста, где война началась, до Москвы, где фашистов остановили, – 1000 км. От Москвы до Берлина, где война окончилась, – 1600 км. Итого 2600 км – это если считать по прямой. Поездом менее четырёх суток, самолётом примерно четыре часа. А с боями, перебежками и ползком – четыре года. 1418 дней и 27 миллионов погибших соотечественников. Если по каждому погибшему в Великой Отечественной войне объявить минуту молчания, страна будет молчать 43 года.
Как дальше развивалась судьба завода, читайте в следующих номерах «Вечернего Оренбурга».
Выражаем благодарность руководителю пресс-службы АО «ПО «Стрела»» Э.Баскаковой за помощь в подготовке материала.
Материал подготовила Е. Шкатова.

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.