Новости

По информации городского управления пассажирского транспорта, автобусы начнут курсировать до дач и обратно со вторника, 30 апреля. Соответствующее постановление подписано Главой Оренбурга Сергеем Салминым.

27 апреля

27 апреля, по всей стране проводится Всероссийский субботник в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда», инициированного Президентом России Владимиром Путиным.

27 апреля

В Оренбурге приступили к наведению санитарного порядка после прохождения паводка. Для удобства жителей организованы дополнительные площадки временного складирования мебели, предметов быта, пришедших в негодность в результате паводка, и мусора, в том числе крупногабаритного.

26 апреля

В работах задействованы сотрудники МЧС России. При помощи мобильных комплексов спецобработки они дезинфицируют улицы, детские площадки, придомовые и другие территории Оренбурга, попавшие в зону подтопления. Всего специалистами продезинфицировано более 70 домов и придомовых участков и более 752 тысяч квадратных метров площади (это придомовые площадки и скверы, дороги, тротуары и иные территории).

26 апреля

Массовая акция по наведению чистоты состоялась в областном центре сегодня, 26 апреля, в рамках весеннего месячника благоустройства и озеленения.

26 апреля




Посол по особым поручениям

-----
Посол по особым поручениям

Татьяна Судоргина

Уроженец Башкирии Карим Хакимов был человеком, чья не очень долгая, но чрезвычайно насыщенная событиями и яркая жизнь была тесно связана с Оренбуржьем.

«Свою путёвку в жизнь получил в Оренбурге»
Карим Абдрауфович остался в отечественной истории как выдающийся советский дипломат и первый полномочный представитель СССР в Королевстве Саудовская Аравия. Именно он в 1920 – 1930-е годы способствовал налаживанию и укреплению взаимовыгодных политических, экономических связей между нашей страной и странами арабо-персидского мира, сближению их народов. Но по обвинению в шпионаже и в участии в контрреволюционной организации 27 октября 1937 года арестован, а 10 января 1938 расстрелян. Казнь «Красного паши» произвела глубокое впечатление на членов правящей династии Королевства Саудовская Аравия. Дипломатические отношения между этой страной и СССР были прерваны в 1938 году, после отзыва К.А. Хакимова, не возобновляясь до падения коммунистического строя в Советском Союзе.
В 1990 г. посол СССР в Йеменской Арабской Республике В.В. Попов, характеризуя работу К.А. Хакимова в Аравии, писал: «То, что сделал этот человек, как дипломат, как представитель нашей страны, трудно переоценить. Именно в результате в значительной степени его личного вклада был заложен фундамент отношений молодого советского государства с арабским миром... Читать написанные его рукой документы – одно наслаждение: так грамотно, так профессионально они написаны и такой сочный, выразительный язык. Он был вхож во дворцы, его с радостью встречали бедняки в своих лачугах...»
Посол по особым поручениям МИД России О.Б. Озеров (автор книги, посвящённой жизни и деятельности Карима Хакимова, изданной в 2020 году) утверждает, что он «свою путёвку в жизнь получил именно в Оренбурге. Занимая пост первого оренбургского губернского комиссара народного просвещения (1918 – 1919 гг.), он приобрёл бесценный политический и организаторский опыт, который впоследствии ему очень пригодился во время работы в Туркестане и далее в Иране, Саудовской Аравии, Йемене. Для дипломата очень важны такие навыки, как выслушивать собеседника, иногда идти на компромисс, но при этом чётко выдерживать собственную линию, быть тактичным, уметь найти выход из любых сложных ситуаций. Уверен, эти и другие навыки Хакимовым во многом приобретены на оренбургской земле. При этом, несомненно, он был талантлив и трудолюбив от природы».
Спасение архивов не терпело отлагательства Яркой характеристикой этого во всех отношениях достойного человека являются исследования замечательного оренбургского историка Татьяны Тугай о том, как Карим Хакимов поддержал в сложные годы гражданской войны Александра Владимировича Попова – последнего и бессменного председателя Оренбургской учёной архивной комиссии (ОУАК) с 1903 года.

Накануне Первой мировой
войны А.В. Попов со своими коллегами ставили вопрос о передаче под архивохранилище здания гауптвахты (ныне – здание музея города Оренбурга), специально построенного в 1856 году для архива, но занятого военным ведомством. Местные власти оставались глухи к этим просьбам. Сразу же после Февральской революции А.В. Попов активно включился в работу по сохранению исторических и культурных ценностей. Однако главные его усилия были направлены на спасение оренбургских архивов. В начале ноября 1917 года Александр Владимирович обратился к губернскому комиссару Архангельскому, надеясь на помощь новой власти. Отсутствие средств, топлива создавало практически невыносимые условия для работы и хранения документов. Неоднократно председатель ОУАК просил выделить дрова… Неизменно встречал отказ, мотивированный необходимостью снабжения топливом других, более важных учреждений.
Приход в Оренбург большевистских частей в январе 1918 года поверг А.В. Попова в шок – книги библиотек сжигались красногвардейцами и матросами для отопления занимаемых помещений. И потому 23 февраля 1918 года он обращался в Оренбургский Отдел по квартирному довольствию войск, который занимал здание Гауптвахты, с просьбой передать его Архивной комиссии. В апреле Александр Владимирович писал уже в Губисполком: «Комиссия покорнейше просит о скорейшем разрешении в благоприятном смысле её ходатайств о передаче ей здания Гауптвахты». Однако первые дни апреля были трагическими для советской власти в Оренбурге – на Южном Урале начиналась Гражданская война. В этой обстановке внимание Губисполкома было сосредоточено прежде всего на том, чтобы удержать губернский центр в своих руках. В связи с этим все ходатайства А.В. Попова оставались без ответа. Однако и спасение архивов в условиях надвигавшейся угрозы не терпело отлагательства.
Немалую роль в принятии необходимых решений, направленных на оказание помощи ОУАК, сыграл губернский комиссар просвещения Карим Хакимов. И по долгу службы, и по образовательному уровню он лучше других понимал значение деятельности архивной комиссии и стал для Попова неизменным покровителем во всех его ходатайствах в Исполнительный комитет. Учебное отделение Оренбургского совдепа по инициативе Хакимова передало архивной комиссии гарнизонный архив «с условием свободного доступа (к нему) членов отдела». В мае 1918 года под музей, библиотеку и архив Комиссии было передано здание Гауптвахты.

«Взял под свой контроль городскую библиотеку»
Кроме того, 18 мая 1918 года Хакимов дал своё согласие на выделение финансирования работы над этнографической картой. Губернский комиссар поддерживал стремление председателя ОУАК превратить Архивную комиссию в своеобразный центр сосредоточения исторических и документальных фондов, что соответствовало в целом политике Совнаркома по проведению национализации культурных и исторических ценностей. К лету 1918 года между ОУАК и Исполкомом установился контакт: Архивной комиссии после неоднократных ходатайств её председателя были переданы архивы и созданы условия для работы путём предоставления денежных субсидий и помещения.
Исполняя декрет Совета Народных Комиссаров «Об охране библиотек и книгохранилищ» от 21 июня 1918 года, Хакимов взял под свой контроль городскую библиотеку, а её заведующему А.А. Крафту дал распоряжение передать дела и отчёты просветительского Комитета попечительства о народной трезвости в архив ОУАК. При его участии архивной комиссии удалось получить архив упразднённого Губернского жандармского управления.
Согласно распоряжению губернского комиссара по народному образованию К. Хакимова от 27 мая 1918 года ОУАК приняла «историко-богословские книги из библиотеки бывшей Духовной семинарии». Книги были приняты без шкафов – поэтому лежали «грудой» на полу Гауптвахты и «портились». Из-за недостатка рабочих рук и транспорта правитель дел Комиссии А.С. Лазов предложил перевезти книжные стеллажи на более короткое от семинарии расстояние – в здание Реального училища (ныне – физико-математический лицей на ул. Советской, 24), где он работал преподавателем. Однако забрать их оттуда потом оказалось не так просто – требовалось специальное разрешение комиссариата народного просвещения. Туда Попов с Лазовым и обратились 21 июня. Однако выполнить эту просьбу К. Хакимов не успел. В это время в связи с развернувшейся интервенцией и отсутствием у большевиков сил противостояния натиску белых положение советской власти вновь осложнилось, и 2 июля 1918 года большевики оставили Оренбург.
По инициативе комитета по делам архивов Оренбургской области 2 июня 2018 года состоялась торжественная церемония открытия мемориальной доски Кариму Хакимову на здании Оренбургской областной универсальной научной библиотеки им. Н.К. Крупской, где в годы его работы располагался губернский комиссариат просвещения.

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.