Новости

По информации городского управления пассажирского транспорта, автобусы начнут курсировать до дач и обратно со вторника, 30 апреля. Соответствующее постановление подписано Главой Оренбурга Сергеем Салминым.

27 апреля

27 апреля, по всей стране проводится Всероссийский субботник в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда», инициированного Президентом России Владимиром Путиным.

27 апреля

В Оренбурге приступили к наведению санитарного порядка после прохождения паводка. Для удобства жителей организованы дополнительные площадки временного складирования мебели, предметов быта, пришедших в негодность в результате паводка, и мусора, в том числе крупногабаритного.

26 апреля

В работах задействованы сотрудники МЧС России. При помощи мобильных комплексов спецобработки они дезинфицируют улицы, детские площадки, придомовые и другие территории Оренбурга, попавшие в зону подтопления. Всего специалистами продезинфицировано более 70 домов и придомовых участков и более 752 тысяч квадратных метров площади (это придомовые площадки и скверы, дороги, тротуары и иные территории).

26 апреля

Массовая акция по наведению чистоты состоялась в областном центре сегодня, 26 апреля, в рамках весеннего месячника благоустройства и озеленения.

26 апреля




Протест или крик одиночества?

+++++
Протест или крик одиночества?

Елена Шкатова

В средствах массовой информации часто появляются новости о пугающих инцидентах, действующими лицами которых становятся подростки.

Да, подростковая жестокость, кажется, была всегда – драки на задворках школы, издевательства над животными, травля одноклассников. Но с появлением Интернета и мобильных телефонов это приобрело совершенно ужасающий размах.
Вот совсем недавний случай: под Оренбургом в селе Краснохолм дети избили сверстника, опрокинули в уличный туалет и всё сняли на камеру телефона.
В чём же причина детской и подростковой агрессии? Что это – влияние телевидения, дань моде, вызов обществу, попытка самоутвердиться?

«Я существую»
– Почему подростки бывают агрессивны по отношению к своим близким людям и не только к ним? Очень сложно ответить на этот вопрос однозначно. Каждая ситуация индивидуальна. Возможно, это некий протест против общеизвестных правил и порядков, установленных в нашем обществе. А может, это способ заявить о себе как о личности самодостаточной и неординарной, – говорит психолог центра «Гармония», волонтёр детского телефона доверия Наталья Толочкова. – Давайте подумаем, сколько времени в день мы, взрослые, можем уделить своему чаду? Часто можно услышать ответ, что я работаю, обеспечиваю его всем, вкладываю в него всё, что могу, а он/она… Согласитесь, что мы всё меньше уделяем внимания своему ребёнку. Главные заботы – это обеспечить материально нашу семью, ведь запросы всё растут. И всё меньше интересуемся эмоциональным и психическим состоянием.
Чтобы привлечь наше внимание, подросток начинает хамить. Грубость сразу настораживает, обижает и заставляет наконец проснуться. Что-то не так. Иногда мальчики и девочки стесняются рассказать о своих проблемах, поэтому начинают просто агрессивно себя вести: а вдруг мама и папа сами поймут, что нужно обнять, поцеловать, как раньше, и спросить, как прошёл день?
Часто дети и подростки с помощью агрессии пробуют самоутвердиться. Юноша и девушка пока ничего не сделали в жизни важного и значимого, но считают себя уже взрослыми. Часто ищут подтверждения своего поведения дома, у родителей. Если в семье есть насилие, неуважение, физические наказания, оскорбления, то ребёнок принимает это как должное, как основную и единственно правильную модель поведения во взрослой жизни. В случае когда дома насилие, в том числе и физическое, то подросток, находившись долгие годы в страхе, потом ищет более слабого и полностью переносит модель поведения «тиран – жертва».
Также часто если в семье есть крайности, выражаемые в тирании, или, наоборот, в попустительстве и вседозволенности, то и младшее поколение часто потом в социуме не видит границ. Или, вырываясь из-под тотального контроля, начинает проявлять свое «я» таким образом, чтобы знали и видели все.
Сейчас идёт массовое засорение СМИ и Интернета фильмами и передачами, компьютерными играми, где показывается и демонстрируется агрессивное поведение, сцены насилия и жестокости. Сидя в Интернете, молодые люди не только готовятся к занятиям, но и бесконтрольно смотрят фильмы, сюжеты, где агрессия и физическое насилие – норма. Все это они воспринимают как правильные действия. Ещё нет мудрости и опыта, чтобы разграничить эмоциональное напряжение человека и сцены садизма, например.
– Агрессия ребёнка всегда кроется в семье?
– Очень часто да. Родители, иногда сами того не замечая, подогревают интерес детей к жестокости просмотром фильмов и передач про насилие, нелестными комментариями в адрес близких или даже самих детей. В семьях с агрессивными детьми часто царит напряжённая обстановка, ругань. Ребёнка не выслушивают и не интересуются его проблемами, переживаниями, а срывают на нём злость. В такой семье дети и подростки чувствуют свою ненужность, отверженность, одиночество.

Чужой среди своих
– Откуда у ребят такая ненависть к своим сверстникам?
– Часто агрессивно настроенные дети и подростки, к сожалению, не умеют по-другому общаться. Дома царит схема общения и поведения, где ребёнок, вероятнее всего, является жертвой. Тогда он подыскивает в обществе более слабого сверстника, на которого выливается всё эмоциональное напряжение.
Для детей младшего школьного возраста большим авторитетом является учитель. Каждое его действие и слово воспринимается школьниками как верное, правильное. Иногда некомпетентность учителя или нечаянно неверно сказанное слово в адрес одного из учеников приводят к неприятным последствиям – безразличию, презрению или негативным высказываниям в адрес того же одноклассника. Далее, с взрослением, ситуация может усугубиться. На смену презрению, например, может прийти насилие, унижение. Дети часто поступают по примеру взрослых.
Также наше общество не готово принимать людей, которые по той или иной причине отличаются от среднестатистического человека. Сверстники начинают говорить нелестные слова, обзывать, придумывать шутки над отличниками или, наоборот, над отстающими одноклассниками. В этой категории людей «не таких» может оказаться любой. Поводом для возникновения неприязни могут стать внешность, особенности характера или поведения ребенка. Неопрятная или необычная одежда тоже может стать причиной насмешек.
Лёгкая добыча для любителей поиздеваться – обидчивые дети. Они поддаются на провокации со стороны сверстников, сразу же начинают реветь или бросаются на обидчиков с кулаками из-за любого замечания, шутки. Тех же такое поведение только раззадоривает. Объектом насмешек может стать также угрюмый, застенчивый, неуверенный в себе, тихий и слабый, не умеющий за себя постоять. А ещё дети не любят ябед. Особое удовольствие доставляет доводить до слез излишне впечатлительного ребёнка, запугивая его разными небылицами или угрожая расправой.
Кто ещё может попасть под град насмешек и обид? Ребёнок, излишне опекаемый взрослыми. Все дети стремятся продемонстрировать свою самостоятельность и независимость, поэтому малыш, которого повсюду сопровождает кто-то из взрослых или который не умеет быстро переодеться, будет поднят на смех. Любимчик учителей становится отверженным среди сверстников, потому что детям непонятно, чем он лучше их. Издеваясь над ним, ребята восстанавливают «справедливость» и изживают обиды на учителя. Ленивый, неуспешный в учёбе, постоянно получающий замечания от преподавателей ребёнок не вызывает симпатий у одноклассников.
Если агрессивное, жестокое поведение не будет остановлено родителями, учителями или администрацией школы, то это означает, что так дозволено поступать, наказания не последовало. Получается, бездейственность как бы подкрепляет жестокость.

Поддержка и самооценка
– Как же бороться с подростковой агрессией?
– Конечно, лучше с ней не бороться, а заниматься её профилактикой с раннего детства. Но если ситуация критична, с ней можно и нужно бороться.
Дать выход агрессии. Если вы родитель, можно дать высказаться ребёнку, покричать с ним. А ещё можно предложить ему выплескивать негативные эмоции социально одобряемым способом. Например, отдайте ребёнка в спортивную секцию, где ему объяснят, что решение спора кулаками – не выход, но навыки честной борьбы и самозащиты ему пригодятся. Пусть это будет футбол или лёгкая атлетика, можно смело попробовать восточные единоборства – дзюдо, самбо, карате. Они хороши тем, что учат ребёнка не только владеть своим телом, но и эмоциями.
Очень важна адекватная самооценка. Очень часто дети и подростки с агрессивным поведением имеют заниженную самооценку. Это можно попробовать сделать с помощью самовыражения, которое может достигаться при помощи каких бы то ни было достижений (значимых для подростка), побед и т.п. Они помогут быть довольным собой, избавят от ряда внутренних комплексов.
Проявление эмоций подростком обусловлено не только его темпераментом и личностными характеристиками. Большое значение имеют взаимоотношения взрослых. Ребёнок выходит из себя ровно настолько, насколько это позволяют себе мама и папа. Учитесь выражать эмоции, задавая вопросы или развернуто отвечая. Учите его пояснять, почему он зол и чего он хочет. Важно и своим поведением, правильным выражением своих эмоций показывать пример ребёнку. Говорите открыто о своих чувствах: «Мне грустно, когда ты злишься и кричишь на меня». Это повернёт его к вам, а быть может, и пристыдит его.
– Кто должен разбираться индивидуально и подробно в каждом случае? Родители, педагоги или врачи?
– В случае проявления таких агрессий, как обзывание, толкание, игнорирование, возможно, одноклассники сами смогут справиться со сложившейся ситуацией. Здесь может понадобиться помощь авторитетного взрослого, например, классного руководителя. При более серьёзных случаях проявления жестокого обращения должны участвовать обе стороны конфликта, и, конечно же, родители, учителя, администрация школы. Если ситуация выходит из-под контроля учителей и родителей и есть ощущение, что разрешить конфликт мирным путём не получается, то необходимо прибегнуть к помощи правоохранительных органов, психологов.

(Продолжение в следующем номере.)

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.