Новости

По информации городского управления пассажирского транспорта, автобусы начнут курсировать до дач и обратно со вторника, 30 апреля. Соответствующее постановление подписано Главой Оренбурга Сергеем Салминым.

27 апреля

27 апреля, по всей стране проводится Всероссийский субботник в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда», инициированного Президентом России Владимиром Путиным.

27 апреля

В Оренбурге приступили к наведению санитарного порядка после прохождения паводка. Для удобства жителей организованы дополнительные площадки временного складирования мебели, предметов быта, пришедших в негодность в результате паводка, и мусора, в том числе крупногабаритного.

26 апреля

В работах задействованы сотрудники МЧС России. При помощи мобильных комплексов спецобработки они дезинфицируют улицы, детские площадки, придомовые и другие территории Оренбурга, попавшие в зону подтопления. Всего специалистами продезинфицировано более 70 домов и придомовых участков и более 752 тысяч квадратных метров площади (это придомовые площадки и скверы, дороги, тротуары и иные территории).

26 апреля

Массовая акция по наведению чистоты состоялась в областном центре сегодня, 26 апреля, в рамках весеннего месячника благоустройства и озеленения.

26 апреля




"Дива императорских театров осчастливила Оренбург"

-----

Татьяна Судоргина

На сцену оренбургского драматического театра за его 145-летнюю историю выходили многие выдающиеся российские актеры.

"Сравнивается знатоками с Луккою"

Вера Федоровна Комиссаржевская впервые приехала в Оренбург 110 лет назад.

Местные газеты в 1891 году пообещали театралам встречу с певцом Ф.П.Комиссаржевским и его молодыми коллегами. Солист Мариинского театра, первый исполнитель партий Дон Жуана ("Каменный гость" Даргомыжского), Самозванца ("Борис Годунов" М.Мусоргского), Вакулы ("Кузнец Вакула" П.Чайковского) был замечательным педагогом. С 1882 по 1887 годы - он профессор Московской консерватории. Федор Петрович занимался со своими учениками (в их числе К.С.Станиславский) не только пением, но и драматическим искусством. Его дочь Вера дебютировала в сезоне 1888-89 годов на любительской сцене столицы России. В 1890-91 годах выступала на московских подмостках.

За неделю до назначенного концерта через прессу некто И.Д.Гинзбург сообщал: "В скором времени знаменитый певец Федор Петрович Комиссаржевский посетит Оренбург, где он намерен устроить спектакль. Слава Федора Петровича как певца и как маэстро слишком известна всей России, чтобы можно было об ней распространяться. Программа спектакля очень заманчива. Она будет состоять из следующих номеров: 1-я и 3-я сцены из оперы "Фауст". Роль Маргариты - З.И.Фатеева, роль Зибеля - В.Ф.Комиссаржевская. Затем пойдет из той же оперы 1-я картина IV действия. Потом поставлена будет сцена из оперы П.Чайковского "Евгений Онегин" - дуэт Татьяны с няней. Роль Татьяны - Фатеева, роль няни - Комиссаржевская. Наконец, пойдет заключительная сцена из IV-го оперы "Трубадур"...

Не менее интересно будет и концертное отделение, в нем будут исполнены сочинения Мендельсона, Чайковского, Глинки.

Остается сказать несколько слов о В.Ф.Комиссаржевской. Эта молодая певица сравнивается знатоками с Луккою. Ее первый выход на сцену был в этом году в Ярославле, где она произвела глубокое впечатление как прекрасным голосом, так и дикцией и фразировкой".

"Напоминает отца в молодости"

Житель губернского центра, подписавшись довольно просто - "Любитель" в ожидании приезда талантливого тенора Ф.П.Комиссаржевского обнародовал в "Оренбургском листке" свои "соображения": "Прочитав афишу театральную о предстоящем в городском театре оперном спектакле и концертном отделении, мы порадовались за нашу публику.

Перед нами лежит номер "Ярославских губернских ведомостей" с отчетом о трех оперных спектаклях учеников господина Комиссаржевского. Заметка полна самых восторженных похвал со стороны ярославской публики, бравшей нарасхват билеты на все представления. В этой рецензии самые лестные отзывы выпали на долю ученицы Ф.П.Комиссаржевского - Веры Федоровны Комиссаржевской, которая, как пишут, фразировкой, страстностью и изяществом напоминает своего отца в молодости".

"Доставил эстетическое наслаждение"

В облгосархиве сохранился отзыв о выступлении долгожданных артистов в стенах оренбургского театра: "Ф.П.Комиссаржевский, давший здесь вокальный вечер, доставил большое и действительно эстетическое наслаждение. В вечере приняли участие З.И.Фатеева, В.Ф.Комиссаржевская и любитель Дикгоф. Предполагал также принять участие любитель Эккеспаре, но по нездоровью не пел. Его заменил сам старик Комиссаржевский (Федору Петровичу тогда было всего 53 года - Т.С.) и своими ариями украсил вечер. Чудный тенор и горячая экспрессия старика певца в пении произвели на слушателей глубокое впечатление. Вокальный вечер принадлежал ученикам и ученицам господина Комиссаржевского, который, живя в Самаре, организовал там певческую школу. Дочь его тоже обнаружила большую вокализацию, хотя по болезни была не в голосе..."

Позже у Веры Федоровны проявился драматический талант. Приглашенная в 1896 году в Петербургский Александринский театр, она стала ярчайшей выразительницей новых художественных устремлений своего времени. Этапной для всего русского театра оказалась ее роль Нины Заречной в пьесе А.П.Чехова "Чайка". Актриса мечтает о создании своего театра, в 1902 году она оставляет Александринку и отправляется на гастроли в провинцию...

Весной 1903 года оренбургские журналисты информировали: "Гастроли В.Ф.Комиссаржевской начнутся со вторника 15 апреля по следующему репертуару: для первого спектакля поставлена будет "Волшебная сказка", в среду 16 апреля "Дикарка" и в четверг 17 апреля - новинка репертуара императорских театров "Вопрос", сочинение Суворина".

"Очаровала публику нервной игрой"

Впечатлениями об увиденном поделился поклонник Мельпомены того времени: "Гастроли госпожи Комиссаржевской в городском театре ограничились всего тремя спектаклями, привлекшими массу публики. Прием был самый восторженный, шумные овации сопровождались и цветочными подношениями. Даровитая артистка очаровала публику талантливой нервной игрой, хотя отнесясь беспристрастно, строго - нельзя не согласиться с некоторыми рецензиями о ней, трактующими, что нервность эта несколько односторонняя у артистки, которая, как пишет один из корреспондентов "Театра и Искусства", всюду остается самой Комиссаржевской: "артистка не перевоплощается в каждую роль, но каждую роль старается приноровить к своим индивидуальным данным и если что-нибудь в роли не подходит к этим данным, артистка не задумываясь отбрасывает непригодное от себя, не считаясь ничуть с замыслом автора, точно спарывает какую-нибудь оборку, которая ей не к лицу".

Репертуар, о котором писал упомянутый корреспондент, конечно, был обширен (13 спектаклей) и мог дать повод к подобному выводу, но оренбуржцам пришлось видеть артистку всего в трех спектаклях весьма посредственного интереса, новизны и оригинальности репертуара: "Дикарка" Островского, "Вопрос" Суворина и "Волшебная сказка" Потапенко. Среди слабого ансамбля публика искренно интересовалась лишь самой "особой" гастролерши, ее нежностью дикции, теплотой и поэтичностью передачи, ее искренним увлечением сценическим положением.

Конечно, нельзя не поблагодарить случай в лице антрепризы господ Сабурова и Кручинина, давший возможность оренбуржцам "наяву" прослушать это чудо, о котором они столько слышали из текущей прессы, но жаль было слушать артистку в столь мало интересном, одностороннем репертуаре, быть может, объясняющемся слабым антуражем исполнителей и убогими монтировочными средствами нашего театра. Пора бы Оренбургу подумать о постройке нового театра, способного привлекать и обеспечивать хорошие антрепризы. Тогда бы и гостей дорогих, вроде госпожи Комиссаржевской и других известностей, оренбургская публика увидела бы при другой обстановке".

"Театр сдан артистке Федотовой"

Именно в таких условиях предстала перед жителями степного края и великая Гликерия Федотова.

Газета "Оренбургские губернские ведомости" почти 105 лет назад спешила оповестить читателей: "Городской театр с согласия антрепренера Грубина сдан на восемь спектаклей артистке Федотовой, которая прибудет с своей труппой на седьмой неделе Великого Поста и даст спектакли в течение Пасхальной и Фоминой недели. Плата определена в 100 рублей за спектакль со всеми вечеровыми расходами, кроме авторских".

Корреспондент "Оренбургского листка" добавлял: "Поклонники замечательной игры и артистки готовят ей овационную встречу (здесь еще небывалую). Добро пожаловать, скажем и мы!"

В Современных нам энциклопедических изданиях сведения о Гликерии Николаевне кратки: "Федотова Г.Н. (1846г.-1925г.), русская актриса, народная артистка Республики (1924г.), Герой Труда (1924г.). С 1858 года выступала на сцене Малого театра. Лучшие образы создала в произведениях А.Н.Островского и У.Шекспира. В пьесах Островского исполнила 29 ролей, из которых самая значительная - Катерина ("Гроза"). Огромный талант Федотовой высоко оценил К.С.Станиславский, отмечавший артистизм, блестящее виртуозное мастерство ее исполнения, умение проникнуть в духовную сущность персонажа. Много гастролируя, Гликерия Николаевна оказала значительное влияние на провинциальные театры".

Один из оренбуржцев в середине апреля 1897 года записал: "Артистке при выходе из вагона поднесен был роскошный букет. Знаменитой сценической деятельнице, поселившейся в Европейской гостинице (ныне здание на улице Советской, 52 - Т.С.), сделали визиты тургайский военный губернатор генерал-лейтенант Я.Ф.Барабаш, оренбургский городской голова Н.А.Середа, многие из любителей сцены и из поклонников таланта артистки".

"Русская Сарра Бернар!"

Оренбургский театральный критик позднее не скрывал восторга: "Дива Императорских театров Гликерия Федотова осчастливила своим посещением и наш Оренбург. Первый спектакль 14 апреля (26 апреля по новому стилю - Т.С.) дан был исключительно для учащихся: пьесы "Без вины виноватые" и "Школьная пора", затем сыграны следующие пьесы: "Преступница" Вильде, "Цепи" Сумбатова, "Укрощение строптивой" Шекспира.

Во всех этих пьесах Г.Н.Федотова играла первые женские роли и, несмотря на свои почтенные годы, далеко перевалившие за первую молодость, играла с поражающим зрителя искусством. Игра ее полна искреннего чувства, отчетлива даже в мелких деталях и всегда вперед продумана - словом, образцовая во всем. Даже в таких актах, как первый в пьесе "Без вины виноватые", где почтенной артистке приходится изображать молоденькую женщину, зритель поддается иллюзии и охотно не примечает пожилых лет исполнительницы".

Далее рецензент восклицает: "Федотова - это русская Сарра Бернар! На сцене она живет нервами и буквально плачет, так срослась душа ее с изображаемыми ею женскими типами. О блеске и богатстве костюмов артистки говорить излишне. Артистке удачно подыгрывает и собранная ею труппа. Ансамбль подобран Федотовой умело и публика посещает спектакли гастролеров охотно. После "Василисы Мелентьевой" гастроли закончат драмой Островского "Гроза".

За любезный визит скажем артистке русское спасибо! Недаром же вчера (т.е. 1 мая 1897 года - Т.С.) выход ее встречен был бурей рукоплесканий и тучей букетиков с овационными на летевших бумажках надписями".

Уже после отъезда Гликерии Николаевны сотрудник "Оренбургских губернских ведомостей" констатировал: "Гастроли Г.Н.Федотовой увенчались артистическим успехом и полными сборами. Талантливая гостья свое пребывание в Оренбурге ознаменовала и добрым делом. Был дан спектакль в пользу предполагаемого родильного приюта".

Согласно сохранившемуся отчету о благотворительном мероприятии, выручка в 200 рублей передана председательнице оренбургского комитета о бедных Е.М.Ершовой (супруге губернатора). Хочется верить, что эта немалая по меркам XIX столетия сумма была использована по назначению.

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.