Новости

Апрель в Оренбурге традиционно месяц благоустройства и озеленения. Традиционно до майских праздников в городе проходят уборка мусора и прошлогодней листвы в парках, скверах и других общественных территориях, смета с городских магистралей, ремонт и восстановление малых архитектурных форм, посадка цветов, деревьев и кустарников, подготовка клумб и цветников, ликвидация несанкционированных свалок, помывка остановочных павильонов и многое другое.

24 апреля

Об этом свидетельствует статистика, представленная городским управлением ЗАГС. С 15 по 21 апреля 77 пар официально зарегистрировали отношения, 56 пар, напротив, оформили развод.

23 апреля

22 апреля комиссия, в состав которой вошли начальник управления пассажирского транспорта администрации Оренбурга Игорь Тейковцев, председатель правления Оренбургского некоммерческого союза садоводов Галина Дроздова, представители управлений пассажирского транспорта, капитального строительства администрации города, МКП «ОПП», перевозчики, проехала и оценила состояние автомобильных дорог, ведущих к дачным массивам.

23 апреля

23 апреля, первый заместитель Главы города Алексей Кудинов провел очередное совещание по вопросу централизованного вывоза мусора из домов, пострадавших от паводка. В совещании приняли участие директор регионального оператора по вывозу мусора ООО «Природа» Петр Александрович, заместитель директора регоператора по правовым вопросам Дмитрий Цветков, первые заместители глав Южного и Северного округов Оренбурга Евгений Швецов и Артем Учкин, начальник управления охраны окружающей среды администрации города Анна Зацепина.

23 апреля

В рамках весеннего месячника по благоустройству и озеленению рабочие зеленого хозяйства МКУ «БиОз» завершили посадку цветов в парке им. Перовского на улице Цвиллинга. Сегодня, 22 апреля, к посадкам приступили в сквере у Дома Советов. Клумбы у фонтана здесь украшают кустами белых и красных роз разных сортов.

22 апреля




"Я хорошо знаю селения нашей губернии..."

-----

Юрий Зобов, профессор Оренбургского госпединститута, кандидат исторических наук

После падения крепостного права в России резко усиливается интерес к народной жизни. В русле стремительно нараставшего тогда народознания следует рассматривать и творчество талантливого оренбургского крестьянина-самородка Анания Павловича Кузнецова, проявившего себя в этнографии и фольклористике, поэзии и прозе, публицистике.

Уже в 80-е годы в газетах "Оренбургский листок", "Оренбургские губернские ведомости", других изданиях появляются публикации А.П. Кузнецова на темы крестьянской жизни. Он рассказывал преимущественно о селениях Оренбургского уезда, которые особенно хорошо знал, - о Подгородней Покровке, Павловке, Покровке, Сергиевке, Архангеловке, Донецком и др.

"Я хорошо знаю селения нашей губернии,- писал А.П. Кузнецов в корреспонденции "Село Павловка" ("Оренбургский листок", 10 мая 1889 г.), - наших селян, их хозяйство, занятия и даже заветные помыслы их, думы-думушки, и потому могу уверить каждого, что в селе нашем далеко не так все хорошо, как описывают то наши народники.

Привлекательна ли и уютна ли полураскрытая, полуразвалившаяся, полуогороженная, с кривою и дырявою трубою и с худыми окнами крестьянская земляная изба? А таких изб в Оренбургской, Уфимской и Самарской губерниях я видел не одну тысячу! Нет, наши селяне живут не в изящных домах, а в сказочных избушках, построенных на куриных лапках да на собачьих пятках".

Продолжая тему беспросветной нужды и тягот крестьянской жизни, автор в корреспонденции от 20 июля того же года писал: "Все у нас в (Подгородней) Покровке нынче плачутся на свою горькую долю, а вдовы и сироты, кажется, больше всех. В нашем селе нынче только и разговоров слышно, что "плохое наше житье-бытье стало, больно плохое". Как видно, плохое оно выходит и на самом деле: недоимок за селом много, а платить их нечем; подошла работа, а работать не на чем: скотинку-то, почитай, всю за зиму и за весну проели; хлебушка на еду не хватает, а купить его не на что, и продать стало нечего. - Денег негде взять. Горькая доля!"

Описывая тот или иной сюжет из жизни и быта какого-либо селения, автор непременно указывал, когда оно основано, кто были его первопоселенцами. "Наши селяне, - писал он в 1889 г., - народ преимущественно земледельческий. Большинство его стекалось сюда в 30-х и 40-х годах текущего столетия из средней полосы России. По словам старожилов, народ зашел сюда административным распоряжением, а частью по своей воле.

Аборигены наших сел передают, что идти сюда их заставила земельная теснота. "Земли мало было на старине-то,- говорят они,- вот мы и пошли сюда".

Но и в многоземельном крае, как отмечал автор, жизнь крестьян не стала лучше: "Наши селяне живут очень и очень незавидно. Что тут может быть завидного, когда в складчину пашут: в четырех-трех, пять лошадей, - сабан да борона. В семи дворах три коровы да пятнадцать овец...".

Описывая современное ему положение оренбургской деревни, А.П. Кузнецов в своих очерках и статьях стремился не упускать самые существенные и характерные факты и детали.

Главное внимание А.П. Кузнецов уделял изучению этнографии и фольклора русского крестьянства Оренбургского края. В своих наблюдениях, сборе материала он исходил из того, что Оренбургский край, будучи регионом активного притока переселенцев, был необычайно интересен в этнографическом отношении, представлял как бы всю Россию в миниатюре.

В этнографическом очерке, посвященном описанию крестьянских свадеб Оренбургского уезда, автор писал: "Говоря о населении Оренбургского уезда.., я должен сказать, что оно здесь настолько разнообразно, разнохарактерно, что, кажется, не нужно объезжать всей Руси, чтобы описать ее в этнографическом и тому подобных отношениях: для этого достаточно будет объехать только один Оренбургский уезд, имеющий в себе не только воронежцев, куряков, орловцев, пензенцев, рязанцев, тамбовцев и туляков,- этих вездесущих великороссов, но и всех других представителей "Руси великой". Кроме того, здесь много татар, чуваш, мордвы, башкир, сибиряков, есть даже вотяки и калмыки. Все эти люди живут вместе или рядом, бок о бок, имеют частые и даже постоянные сношения, дружат и, словом, смешались, говорят больше одним языком - великорусским, на "московском" наречии, но непременно с примесью всех остальных наречий, говоров и языков России".

Среди трудов А.П. Кузнецова этнографического характера выделяются три: этнографические очерки "Капустинские вечера", "Засидки" (оба - 1891 г.) и обстоятельный очерк о свадьбах крестьян Оренбургского уезда, опубликованный П.В. Шейном в 1898-1900 гг. в его издании "Великорусс в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах", этнографические сюжеты присутствуют и во многих других работах А.П. Кузнецова. Описывая те или иные вопросы жизни крестьянских селений, автор нередко включает и материалы бытового, нравственного, религиозного характера, рассказывает о суевериях, нравах, обычаях, раскольниках, молоканах, помещает образцы народно-поэтического творчества, записанные и обработанные автором.

Начав фольклорно-этнографическую исследовательскую работу в 1886 году, А.П. Кузнецов уже со следующего года стал публиковать свои работы в местных изданиях. Написанные талантливо, простым, ясным и вместе с тем отличным литературным стилем, его работы сразу обратили на себя внимание общественности, их почти без редакторских правок охотно помещал в своей газете "Оренбургский листок" ее редактор-издатель И.И. Евфимовский-Мировицкий, человек университетски образованный, добрый и отзывчивый, страстный любитель оренбургской старины.

Ананий Павлович познакомился и подружился с молодым оренбуржцем Семеном Михайловичем Пономаревым, таким же страстным этнографом-фольклористом, собирателем и исследователем материалов о народной жизни и культуре, к сожалению, рано (в 24 года), в самом расцвете творческих сил ушедшим из жизни. А.П. Кузнецов вел переписку с уфимским этнографом и фольклористом Сергеем Гавриловичем Рыбаковым, высокообразованным (окончил университет и консерваторию), увлеченным исследователем этнографии и фольклора народов Южного Урала и Приуралья, собирателем народных песен, легенд, сказок, пословиц, гаданий, суеверий и т.п.

Видимо, не без содействия С.Г. Рыбакова у Кузнецова установились творческие контакты и переписка с крупным ученым-фольклористом Павлом Васильевичем Шейном. П. В. Шейн заинтересовался творчеством оренбургского исследователя-самоучки, собранными им богатыми фольклорно-этнографическими материалами и часть их опубликовал в своем фундаментальном издании "Великорусс в своих песнях, обрядах, обычаях...". "Я очень рад,- писал А.П. Кузнецов в 1897 г. в письме П.В. Шейну,- что ко мне обращаются с просьбами такие лица, как Вы и Сергей Гаврилович... Я Вам писал, что песенного материала у меня много.., по временам я пишу для местных газет этнографические очерки... ".

Объясняя в этом письме характер своей собирательской и исследовательской работы, А.П. Кузнецов писал: "Я долгое время книгоношествовал по Оренбургской, Самарской и Уфимской губерниям и по Уральской области. Вот, во время книгоношества-то я и записывал песни, преимущественно с голоса. Ходил на игрища, на вечеринки, на посиделки, на засидки, по свадьбам, по гульбищам, по крестинам, по похоронам и поминкам, по кабакам, трактирам, бывал в рабочих и промысловых артелях, находился среди бродяг и отъявленных негодяев, и тут, на месте, так и записывал все, что меня интересовало и в чем Вы ныне нуждаетесь и чем интересуетесь. Собирал и собираю песенный и другой этнографический материал с 1886 года".

Человек удивительной скромности, Ананий Павлович в ответ на просьбу П.В. Шейна прислать свою биографию отвечал: "Не знаю, что интересного в моей биографии, когда я совершенно ничем не выдающийся человек. Родился тогда-то, там-то, крестьянин, самоучка, собирает песни, пишет корреспонденции, мелкие очерки и наброски. Много бедствовал, вероятно, еще будет бедствовать.

Крестьянин, женат на дворянке, имеет двух детенышей и капитала - 30 лет от рождения!.. вот и все,- все же пришлю биографию".

Он исполнил свое обещание и прислал биографические сведения, на основе которых была составлена (возможно, Шейном) его биография. Из нее мы узнаем о впечатляющих результатах подвижнической деятельности А.П. Кузнецова во второй половине 80-х и в 90-х годах XIX в. на ниве исследования этнокультуры русского крестьянства Оренбургского края. "Всего песен,- читаем в биографии,- Ананий Павлович набрал более 700 номеров. Кроме того, Ананием Павловичем записано много знахарских и колдовских стихов и до 100 номеров современной песни "Матани", характеризующей влияние города на деревню и нравы и отношения деревенской молодежи. Весь этот материал А.П. хранит у себя и со временем надеется издать отдельной книгой или же напечатать в периодических изданиях частями.

В интересном этнографическом очерке "Капустинские вечера" ("Оренбургский листок", 30 июля 1891 г.) сперва дается описание этих "посиделок для рубления и соления капусты", а затем приводятся образцы распеваемых участницами этих "вечеров" песен.

Подробно, со знанием дела автор описывает, что такое "Капустинские вечера", как и когда они проводятся, как готовятся, как ведут себя их участницы. Стиль очерка удивительно ясный, простой, расцвеченный народными терминами, выражениями. Созывать "посидельниц" для участия в этих вечерах, отмечает автор, обыкновенно ходит "старшуха" - старшая в доме женщина. Она приглашает своих "кумушек" да "сваханек", "соседушек" да "шабреночек". Перед началом посиделок она должна их угостить: попоить и накормить "чем Бог послал". В деталях описываются в строгой последовательности процедуры этих посиделок: мытье тяпок и ножей, рубельного корыта, кадушек и кадочек. "Омыв руки, с хозяйкою во главе, молятся Богу, а потом продолжают дальнейшие работы, в продолжение которых хозяйка им подносит вина". Вино подносится "перед рублением и солением капусты каждого корыта, перед укдадыванием оной в кадки и перед закладкою пластинок, полувилков. По окончании всех работ посидельницам устраивается уже настоящая "застольная" пирушка, на которой выходит вина не меньше одной четверти ведра, если небольшая посиделка, а в противном случае - едва обходятся полуведром".

По аналогичной схеме дан и этнографический очерк "Засидки" ("Оренбургский листок", 22 сентября 1891 г.). Объясняя сам термин, этнограф отмечает, что, "во-первых, вообще "засидки" означают вечерние развлечения крестьян, устраивающиеся в избах; во-вторых, в частности же они означают артельные соединения крестьян, собирающихся для скучных осенних и зимних вечеров за работой". Засидки бывают разные - мужские, женские и девичьи: мужские называются "лапотными", женские - "кудельными" или "намычными", девичьи - "чулочными". И далее подробно описываются все эти засидки. Автор подчеркивает достоинства "артельной" работы: "артелью ночь посидишь - десять засидишь", артельная работа - веселая, а одиночная скучная, и, наконец, экономится "огонь" (лучины).

Вершиной творчества А.П. Кузнецова-этнографа явился его очерк о свадьбе в Оренбургском уезде (1898 г.). Изучение свадеб тогда было излюбленным делом этнографов и фольклористов. И это понятно. Ведь в свадебных обрядах отражалась вся духовная жизнь крестьянства, народная культура, этика, обычаи, нравы, традиции, сочетание старины и новых веяний, устно-поэтическое творчество и т.п. В 1872 году подробное описание свадьбы у казаков Ново-линейного района опубликовал активный член Оренбургского отдела Императорского Русского географического общества В.Н. Плотников. В очерке А.И. Кривощекова "Обряды и обычаи оренбургских казаков" (1915 г.) большое место было уделено описанию свадьбы. Поэтому вполне объяснимым было и появление очерка о свадьбе А.П. Кузнецова. Причем, если вышеназванные авторы описывали свадьбы у оренбургских казаков, то А.П. Кузнецов первым описал свадьбы у русских крестьян Оренбургского уезда.

Значительная часть собранного и созданного Ананием Павловичем Кузнецовым материала так и не была опубликована и в дальнейшем, к сожалению, затерялась. Давно назрела необходимость собрать воедино и издать научное и литературное наследие талантливого оренбуржца, окончившего свою многострадальную жизнь в сталинских застенках. (В 1938 г. в возрасте 79 лет был расстрелян органами НКВД. Реабилитирован в 1989 г.).

*). Автор выражает глубокую признательность Геннадию Федоровичу Хомутову за предоставленные ценные материалы о А.П. Кузнецове и его творчестве

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.